Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и экономической модели развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы (Польша)…………………………………………………………………….4
Содержание политических реформ в государствах СНГ ………………6
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 28.85 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы (Польша)…………………………………………………………………….4
  2. Содержание политических реформ в государствах  СНГ ………………6

Заключение………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………....10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном  мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и  экономической модели развития.

     Анализ  роли России в Содружестве Независимых  Государств и Восточной Европы, а  так же дальнейших перспектив СНГ  крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко  доминирует обвинительный уклон  по отношению к России, недооцениваются  ее усилия по созданию нового формата  отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального  и международного сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Содержание  политических реформ в государствах Восточной  Европы (Польша).

  Польша - парламентская республика. Законодательная  власть осуществляется Национальной ассамблеей, которая в свою очередь, состоит  из сейма и сената, а исполнительную власть в стране представляют президент  РП и Совет Министров. Сейм состоит  из 460 депутатов, избираемых во всеобщих выборах на 4 года. В состав Сената входят 100 сенаторов, избираемых также  на 4-х летний срок путем всеобщих выборов.

  Глава государства - Президент, избираемый на 5 лет. В настоящее время его  функции исполняет - Александр Квасневский. Совет министров состоит из премьер - министра, заместителей премьер-министра и министров.

  Реформы:

  По  конституции 1952, парламент являлся  высшим органом государственной  власти. Государственный совет избирался  парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности  главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный  ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции  в 1989 в эту систему были внесено  несколько важных изменений: был  создан сенат – высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система.

  С 1990 президент избирается путем всеобщего  голосования сроком на пять лет и  может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином  Польши.

  25 мая 1997 период конституционных  реформ, начавшийся в 1989, завершился  принятием новой Конституции,  которая была утверждена на  референдуме. Конституция ограничила  роль Сейма и Президента, укрепив  позиции правительства. Совет  министров стал главным элементом  исполнительной власти, однако его  программа должна получить одобрение  парламентского большинства По  конституции 1997, президент имеет  широкие полномочия в области  внешней политики и национальной  обороны, назначает и отзывает  послов, ратифицирует международные  договоры, назначает руководителей  высших судебных органов и  вооруженных сил. Эти назначения  согласуются с премьер-министром.  Кроме того, президент назначает  премьер-министра; при определенных  условиях он может распустить  парламент; наложить вето на  законы, принятые сеймом (оно может  быть преодолено сеймом большинством  в 3/5 голосов); объявить военное  положение и частичную или всеобщую мобилизацию. (Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995)

  Новая конституция значительно усилила  позицию премьер-министра в отношениях с президентом. Например, президент  не может уже наложить вето на принятый госбюджет и имеет более ограниченное время на подписание новых законов (три недели прежде один месяц), а  процедура вынесения парламентского вотума недоверия, как по отношению  к конкретному министру, так и  правительству в целом значительно  усложнилась (требует 231 голос вместо прежних 116).

  Устав 24 июля 1998 года введена трехуровневая  система правления. Ее единицами  стали: гмины, повяты и воеводства. С 1 января 1999 года страна поделена на 16 воеводств., ~300 повятов, и 2489 гмин

    В 1998 правительство одобрило план  реформирования судебной системы  Польши по стандартам Европейского  союза. В соответствии с ними  планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут  рассматривать мелкие правонарушения.

  Партийная система

  До 1989 государственная власть в Польше контролировалась Польской объединенной рабочей партией (ПОРП).В июне 1989 в Польше были проведены первые в  странах Восточной Европы свободные  парламентские выборы, на которых  победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, В результате этого  «Солидарность» распалась на несколько  политических движений, от националистических групп правого толка до новых  рабочих профсоюзов на левом фланге.. В результате новых выборов к  власти пришло коалиционное правительство (Союз демократических левых сил  и Польская крестьянская партия), Демократический  союз и Либерально-демократический  конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» (ИБС).  На парламентских  выборах в сентябре 2001 победу одержала коалиция Союза демократических  левых сил и Союза труда, которая  получила поддержку 41% избирателей. «Гражданская платформа», в состав которой вошли  деятели ИАС и Союза свободы, собрала 12,7% голосов. Одновременно в парламент вошли две крайние группировки – «Самооборона» и «Лига польских семей».

  2. Содержание политических реформ в государствах  СНГ.

    22 января 1993 года был подписан важнейший  из документов Содружества - Устав  Содружества Независимых Государств1, который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.

    В Уставе Содружества определены условия  членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство  всех его членов. Подчеркнуто, что  входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными  субъектами международного права.

    Членом  Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества  и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем  присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена  также возможность присоединения  к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах  его деятельности в качестве ассоциированных  членов на условиях, определенных отдельным  соглашением.

    Государства-члены  Содружества строят свои взаимоотношения  в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости  государственных границ, территориальной  целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства  во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и  Содружества в целом, развития взаимовыгодного  экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.

    Таким образом, в соответствии с Уставом  СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного  равенства всех его членов. Государства  являются самостоятельными и равноправными  субъектами международного права.

    За  два года до принятия Устава СНГ  Соглашением о координационных  институтах СНГ от 21 декабря 1991 года2 была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были включены:

    - Совет глав государств;

    - Совет глав правительств;

    - Совет министров иностранных  дел;

    - Совет министров обороны;

    - Совет командующих пограничными  войсками;

    - Совет коллективной безопасности;

    - Исполнительный секретариат;

    - Межпарламентская ассамблея;

    - Межгосударственный экономический  комитет;

    - Межгосударственный банк;

    - Межгосударственный валютный комитет;

    - Межгосударственный статистический  комитет;

    - Экономический суд;

    - Комиссия по правам человека.

    Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.

    На  основе подписанных в рамках СНГ  документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать  интеграционному сотрудничеству стран  СНГ.

    К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

    - обеспечение прав и основных  свобод человека;

    - координация внешнеполитической  деятельности;

    - оборонная политика и охрана  внешних границ;

    - сотрудничество в формировании  и развитии общего экономического  пространства;

    - развитие транспорта и связи;

    - охрана здоровья и окружающей  среды;

    - вопросы социальной и миграционной  политики;

    - борьба с организованной преступностью.3

    К перечисленному можно добавить еще  два важнейших направления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.

    Председательство  в органах Содружества Независимых  Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества  в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более  одного года.

    Предшествующий  и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

    Основной  правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества  являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств. Значительную роль в процессе формирования нормативно-правовой базы Содружества сыграла Россия. Но ее вклад не ограничивается разработкой  и анализом международно-правовых актов. Россия была призвана взять на себя роль лидера в интеграционных процессах  на постсоветском пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Подводя итог работе, отметим, что образование  Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней  четверти ХХ века. Прежде всего СНГ  выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых  государств после распада СССР. В  рамках СНГ новые государства  впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.

    В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный  характер. Отношения на постсоветском  пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует  о том, что оно оформляется  в международный регион. СНГ при  этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта  его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность  экономического развития, страны Содружество  смогло сформировать институты и  механизмы межгосударственного  взаимодействия, создать основы рыночного  хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Устав Содружества Независимых Государств // Российская газета. - 1993. - 12 февраля.
  2. Соглашение о координационных институтах СНГ // Известия. - 1991. - 23 декабря.
  3. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  4. Рынок труда и социальная политика в странах Центральной и Восточной        Европы.М,1997.
  5. Раджабова З.К. Мировая экономика. - М.: ИНФРА - М, 2004г.

Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы