Содержание политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур.

Содержание работы

Введение
1. Культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы
2. Формирование внешней культурной политики
3. Расширение системы участников международного культурного обмена Беларуси
4. Проблемы и трудности в организации международного культурного сотрудничества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание политика государства.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы
  2. Формирование внешней культурной политики
  3. Расширение системы участников международного культурного обмена Беларуси
  4. Проблемы и трудности в организации международного культурного сотрудничества

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы

Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси, ставшей в 1991 г. независимым государством. Находясь в составе других государств, белорусский народ был вынужден принимать правила игры, которые не всегда отвечали его интересам, лучшие представители нации работали для формирования культурного образа народов, имевших политическое преимущество. В последнее десятилетие Республика Беларусь получила возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Был разрушен "железный занавес", на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов белорусского общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Представители белорусской культуры стали выступать за рубежом от имени Беларуси, а не представлять искусство СССР, которое ассоциировалось у большинства зарубежных граждан с Россией и российской культурой. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры. Сократились политические и бюрократические препоны в оформлении поездок белорусских граждан за рубеж.

К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических отношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами.

Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для завоевания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе недостаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны.

Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.

Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование внешней культурной политики

 

Демократические преобразования в культурной жизни Беларуси, произошедшие в конце 80-х—начале 90-х гг., получили правовое закрепление в Законе "О культуре в Белорусской ССР" (июль 1991 г.). В принятом законодательном акте было продемонстрировано стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие взятым международным обязательствам. Внешним культурным связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором подчеркивалось, что Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать внешние связи, заключать международные договоры и соглашения в области культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры. Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и творческие союзы, получили право самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры [1]. С целью преодоления остаточного принципа в финансировании культуры Законом предусматривалось выделение на эту сферу не менее 3,0 % государственного бюджета республики.

Была намечена разработка целого ряда других законодательных актов в сфере культуры, конкретизирующих положения Закона о культуре [2].

Обеспечение свободного взаимодействия культур было названо в качестве одного из восьми приоритетов внешней политики республики во время выступления министра иностранных дел Беларуси П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (октябрь 1991 г.). В частности, в выступлении главы внешнеполитического ведомства подчеркивалось, что Республика Беларусь будет принимать более активное участие в формировании культурного базиса и наследия Европы и мира, перестраивать свои взаимоотношения с соседями на основе непреходящих культурных ценностей и идеалов, общих традиций духовной жизни [3].

Значительный прогресс в первой половине 90-х гг. наметился в развитии связей республики с белорусской диаспорой, носивших в основном культурный характер. В 1993 г. правительством Беларуси была утверждена государственная программа "Белорусы в мире", которая действовала с 1993 по 1997 г. [4]. Для разработки и выполнения ежегодного плана по реализации программы в структуре Министерства культуры был создан Координационный совет по работе с белорусским зарубежьем.

В разработку программ, концепций зарубежного сотрудничества включились министерства и ведомства страны, предприятия, учреждения, творческие союзы, другие общественные организации.

Развитие договорно-правовой базы международных культурных отношений стало приоритетным направлением деятельности Министерства культуры Республики Беларусь, за которым была закреплена роль координатора культурного обмена. В октябре 1995 г. на заседании коллегии Министерства культуры и печати была обсуждена Концепция развития международных связей. В документе были сформулированы цели и задачи развития международного культурного сотрудничества, которые Министерство видело прежде всего в содействии взаимообогащению культурной жизни народов Беларуси; ознакомлении мировой общественности, прежде всего стран Европы, с искусством республики; интеграции белорусской культуры и искусства в духовную жизнь мира, в европейское и мировое информационное пространство, международный книжный рынок [5].

Осенью 1997 г. Министерство культуры Республики Беларусь приступило к разработке проекта государственной национальной программы "Культура". В проект, завершение подготовки которого предварительно намечалось на конец 1998—начало 1999 г., было включено двенадцать разделов, в каждом из которых предусматривалось решение конкретных задач в сфере культуры (укрепление материально-технической базы, подготовка кадров, информатизация учреждений культуры, развитие внешних культурных связей и т. д.). Промежуточное обсуждение проекта состоялось на парламентских слушаниях, проведенных Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 июня 1998 г. Однако в силу ряда причин разработка программы неоправданно затянулась, ее статус неоднократно менялся и к моменту публикации статьи она не вступила в силу.

На создание позитивного образа Беларуси на международной арене направлена Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Ее разработка началась по решению Президиума Совета Министров Республики Беларусь в декабре 1997 г. Министерством иностранных дел совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. В программе, вступившей в силу в сентябре 1998 г., отмечалось, что выпуск и распространение за рубежом информационных, справочных, а также аналитических материалов о Республике Беларусь не удовлетворяет потребительскому спросу. В документе была подчеркнута необходимость подготовки и издания сборников, брошюр, буклетов, справочников, альбомов, а также производства кино- и видеопродукции на английском, французском, немецком языках. Специальный раздел программы посвящен внедрению новейших информационных технологий, размещению официальной информации о Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

Создание договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Беларуси

Важным направлением реализации внешней культурной политики Республики Беларусь является расширение международной договорно-правовой базы культурного сотрудничества. В процессе заключения межгосударственных двусторонних соглашений, договоров с международными организациями формировались приоритеты, брались взаимные обязательства в области культурных связей.

В 90-е гг. Беларусь заключила ряд соглашений с авторитетными международными организациями, подписала важнейшие международные конвенции в сфере культуры. В 1993 г. Беларусь присоединилась к Европейской культурной конвенции, в 1992 г. получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, в 1993 г. подписала Конвенцию стран Черноморского региона о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации, в 1995 г. заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом и его членами, в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу.

Важной составной частью международного культурного сотрудничества Беларуси на государственном уровне оставалось участие республики в деятельности ЮНЕСКО. После провозглашения независимости республики контакты с ЮНЕСКО значительно активизировались и стали более национально ориентированными.

Из инициатив, реализуемых ЮНЕСКО в последние годы с участием Беларуси, можно выделить Программу "ЮНЕСКО — Чернобыль", направленную на широкое информирование мировой общественности о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, мобилизацию средств для гуманитарной помощи пострадавшему населению. Основные принципы Программы были подписаны в январе 1991 г. Генеральным директором ЮНЕСКО и постоянными представителями СССР, Украины и Беларуси при штаб-квартире этой международной организации в Париже. В рамках Чернобыльской программы проводились благотворительные концерты и выставки, другие мероприятия, среди которых можно выделить сольные выступления Монсерат Кабалье и Барбары Хендрикс в Большом государственном академическом театре оперы и балета Беларуси, совместные концерты в Минске Литовского симфонического оркестра и хора Парижской оперы, выпуск французским модельером Пьером Кардэном специальных медалей, презентация и продажа которых не только принесли значительные средства на чернобыльские программы, но и содействовали большей информированности общественности.

В 1989 г. Беларусь присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО об охране мирового культурного и природного наследия, что дало ей право предлагать Комитету мирового наследия ЮНЕСКО находящиеся на территории республики культурные и природные объекты для включения в соответствующий реестр мирового наследия. Республика Беларусь представлена в этом списке национальным парком "Беловежская пуща" (1992), имеющим также статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Национальная комиссия Беларуси по делам ЮНЕСКО проводила активную работу по включению в перечень культурного наследия и других историко-архитектурных и природных объектов республики. Приоритет в этом плане отдавался Мирскому замку — архитектурному памятнику ХV столетия. Белорусской стороне удалось включить Мирский замок в план реставрационных работ на 1996 г., финансируемых ЮНЕСКО в рамках программы "Развитие стран Центральной и Восточной Европы" (ПРОЦВЕ). Авторитетная международная организация направила на реставрационные работы в Мирском замке около 30 тыс. дол. США.

В соответствии с Программой-меморандумом о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и ЮНЕСКО Комитетом по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры республики был разработан белорусский вариант специального проекта "ЮНЕСКО — Мирский замок". Проектом предполагалось создание на базе Мирского замка Центра культурного сотрудничества, который мог бы функционировать под эгидой ЮНЕСКО. Однако по различным причинам принятие проекта было отложено на неопределенное время.

Представители Беларуси проводят регулярные консультации о включении в один из проектов ЮНЕСКО "Мир барокко" ряда известных архитектурных памятников, как-то: Витебской ратуши, Софийского собора в Полоцке, Фарного костела в Гродно, дворца в Ружанах, иезуитских и бернардинских комплексов в Минске, монастырского комплекса картезианцев в Березе. Остаются без ответа и эти инициативы. Одной из причин медленного продвижения белорусских предложений в ЮНЕСКО являются финансовые трудности обеих сторон, проблема уплаты взноса Беларуси в бюджет этой международной организации.

Важным этапом для международного открытия Беларуси стало ее присоединение в октябре 1993 г. к Европейской культурной конвенции (1954). Это событие позволило получить доступ ко многим общеевропейским программам в области культуры, образования, спорта, средств массовой информации. В рамках проектов Совета Европы Республика Беларусь получила определенные средства на стажировки, международные семинары, конференции и т. д. Так, за неполные пять лет (сентябрь 1992—декабрь 1996 г.) в мероприятиях, проводимых под эгидой Совета Европы, приняли участие более трехсот белорусских представителей [6].

Информация о работе Содержание политика государства