Социально организованные общности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

В отличие от структурно аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиально отличительные особенности. В зависимости от уровня социального развития они подразделяются на ассоциацию, корпорацию и социальные группы.
Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – объединение людей на основе временного совпадения личных эпизодических целей (экскурсионная группа, пассажиры одного купе). Социальные связи здесь эпизодические и неустойчивые.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)

Различаются три типа социальных ролей.

1) институциональные – закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия);

2) конвенциональные – роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.),

3) межличностные – роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации – основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных  социальных ролей, – социальные способности  личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той  или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым  обязанностям, и ее психофизиологическими  возможностями.

Каждая социальная роль имеет  определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана  с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и  социальным статусом нет полного  совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет  свою роль, социальный долг. В ролевом  поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение  к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными  требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

Каждая социальная роль реализует  определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание  этих ценностей. Те или иные явления  приобретают значимость в контексте  исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения – социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель милицейской машины может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и поведенческих стереотипов.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие  роли и определяют стиль поведения  личности.

Итак, основными явлениями (феноменологией) малых групп являются: место и положение ее членов в  структуре внутригрупповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая  динамика группы – ее возникновение, развитие, руководство группой, внутригрупповые  отношения, групповые нормы и  групповой контроль.

Позиция члена малой группы – устойчивая система ее отношений  к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Статус члена группы (групповой  статус) – положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Роль – выполняемая  индивидом социальная функция, способ поведения индивида в системе  межличностных отношений (роль лидера, аутсайдера и др.).

Возникновение группы и вхождение  в нее новых членов связано  с процессами группообразования  и внутригрупповой адаптацией личности. Регулятивной основой жизнедеятельности  группы являются групповые нормы и групповые ценности, т. е. то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно

Групповые нормы подразделяются на регулятивные, оценочные, санкционирующие  и стабилизирующие. Регулирующие нормы  – стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению  ее членов. Групповые нормы разделяются  по степени их обязательности. Нарушение  норм высшего уровня недопустимо, оно  карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности – это нормы, определяющие стиль  группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы – принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают  с общесоциальными ценностями, называется коллективом. Чем более социально  развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации ведет  к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между  ними.

На поведение членов группы влияют ее величина и композиция, своеобразие  индивидуального состава. Группы с  приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными; с  разнородным – гетерогенными.

По разновидности каналов  коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.

Группа с централизованными  каналами коммуникации отличается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, т. е. при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники  групповых отношений находятся  в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые ничем не ограниченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более  ограничено (например, в условиях конвейерной  работы). При круговом варианте члены  группы контактируют лишь с двумя  смежными партнерами. И лишь при  полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются  на поведенческие реакции друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1988.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: 2000.
  3. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М.: 1927.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: 1994.
  5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: 1982.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально организованные общности