Социальные общности и группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Социология – это наука об обществе. Об организации взаимоотношений людей и их объединений. Человека всегда интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Люди не могут жить в одиночестве, им необходимо постоянно находиться в обществе себе подобных. Общество представляет собой сверхсложный организм, носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Как говорил в свое время У. Шекспир: «Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы».

Содержание работы

Введение.
Многообразие социальных общностей людей.
Понятие и образование социальных групп.
Квазигруппа и ее виды.
Классификация социальных групп
Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида
Группы, разделяемые по характеру отношений между их членами.
Групповая динамика.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал  в  г. Вологда

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

По теме:

«Социальные общности и группы»

 

 

Выполнила студентка 2 курса заочного отделения группы № 4

РЫЖКОВА ТАТЬЯНА

ВЛАДИМИРОВНА

 

Адрес: 161440 Вологодская область

г. Никольск пер. Красный дом 3

тел. раб. 8 (81754) 2-18-35

 

 

 

 

 

 

 

Вологда 2005 год.

 

 

План контрольной работы

 

Введение.

  1. Многообразие социальных  общностей людей.
  2. Понятие и образование социальных групп.   
  3. Квазигруппа и ее виды.
  4. Классификация социальных групп
  • Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида
  • Группы, разделяемые по характеру отношений между их членами.
  1. Групповая динамика.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

Социальная неоднородность

является одной из важнейших

характеристик любого общества. 

Социология – это наука об обществе. Об организации взаимоотношений людей и их объединений. Человека всегда интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Люди не могут жить в одиночестве, им необходимо постоянно находиться в обществе себе подобных. Общество представляет  собой сверхсложный организм,  носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Как говорил в свое время У. Шекспир: «Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы». Общество – это весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Можно сказать, что социальная сфера жизни – это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых и иных групп (общностей) людей связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей  и интересов, мотивов поведения и активности этих групп.

Группа – самая наименьшая единица общества. Именно из различных групп состоит наше общество. Люди объединяются в группы для решения самых различных проблем, возникающих в обществе. Группы можно классифицировать по целям их создания, например, политическая партия, то тоже своего рода группа людей, которую создали с целью захвата политической власти в стране. Также существуют и более крупные группы людей, которые представляют собой целые социальные общности, такие как нация, народность и другие.

Цель выбора данной темы состоит в том, чтобы выяснить для чего люди собираются в группы, какие виды социальных групп и общностей  существуют в современном обществе.

  1. Многообразие социальных  общностей людей.

Как уже было сказано в ведении, наше общество представляет собой социальную сферу жизни. Она предполагает определенный социальный строй (порядок) в обществе, который можно определить как социальное пространство общественной жизни. Данная сфера имеет определенную структуру, т.е. совокупность элементов, каждый их которых имеет собственные характеристики и занимает определенное место в социальном пространстве. Социальная структура представляет собой совокупность относительно устойчивых  и стабильных групп (общностей) людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Социальное пространство – это все население, включающее в себя следующие элементы:

    • социально-классовые общности людей (классы, слои);
    • социально-этнические общности (нации, народности);
    • социально-демографические общности (молодежь, мужчины, женщины и т.д.):
    • малые группы людей (семья, трудовой коллектив и т.д.);

Что касается понятия социальная общность, то под ней принято понимать объективно сложившееся в обществе целостное образование, которому присущи общие коренные интересы и  сфера  деятельности, психологические интересы и образ жизни, отношение к другим общностям эти группы являются исходными единицами социального пространства общества.

Социальная структура общества носит отчетливо выраженный плюралистический характер, представляя собой многообразие социальных групп с различающимися интересами. В социальную структуру общества входит и ряд других общностей, существование которых связано с иными, с том числе и с неэкономическими предпосылками и причинами. Если при исследовании взять за основу этнический признак, то в этом случае можно будет выделить род, племя, народность и нацию. Эти объединения людей можно называть и историческими общностями, поскольку они возникали и «угасали» в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы как сложные объединения людей есть скорее всего социально-культурное, а не чисто экономическое явление. Они вбирают в себя природные, языковые, хозяйственные, психологические и иные отличия.

Род возникал на основе кровной близости людей, являлся ядром первобытной общины и обеспечивал различные формы совместной деятельности людей того времени. Племена формировались как союзы родов и существовали на общей территории. Народность пришла на смену родоплеменной организации общества, возникнув в условиях формирования первых классов и государственности. Для народности характерны общая территория и язык, психологический уклад и общепринятое название. Эти общности (эллинская в Древней Греции, древнерусская, немецкая в период феодализма и др.) были связаны в единый организм уже не столько родственными связями, сколько другими факторами и отличались друг от друга значительным своеобразием. Нация выросла из народностей и сохранила некоторые их признаки. Она возникла как продукт раннего капитализма, становления промышленности и формирования единого рыночного пространства. К ее наиболее важным обычно относят:

  • общую территорию как пространство развития и существования;
  • совместную экономическую жизнь;
  • специфический психологический уклад (национальный характер);
  • единую культуру (язык в первую очередь) как воплощение опыта нации;

В развитии наций имеют место две важные тенденции. Первая – это стремление к самостоятельности. К собственной независимости. Крайней степенью этой тенденции является национализм как проявление национального высокомерия нации. Вторая тенденция – это ломка межнациональных перегородок, сближение и взаимодействие наций.

Народ, с точки зрения социальной философии, есть понятие собирательное. Оно включает в себя трудящихся (не – эксплуататоров) как творцов материальных и духовных благ. Народ – это главная движущая сила истории, вносящая основной вклад в прогресс общества. Ведя речь о народе уместно сказать и о роли отдельной личности в историческом процессе. Каждый из нас творит историю человечества в меру возможного, в соответствии со своими способностями и обстоятельствами. Особый же вклад с историю вносят так называемые выдающиеся (исторические) личности. Об их роли Г.В. Плеханов писал следующее: «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других». Реальностью социальной жизни становиться иногда культ личности. Под ним принято понимать слепое, фанатичное преклонение перед исторической личностью, преувеличение ее вклада в исторический процесс. Культ личности – это обожествление отдельного человека, пусть даже и выдающегося. Это явление свидетельствует о несвободе людей, их зависимости от государства и носителей власти в обществе.

По природным признакам в социальной структуре общества выделяют расы. Под ними понимают большие массы людей, которые объединены общностью генетических характеристик – цветом кожи, разрезом глаз, морфологией и физиологическими особенностями.

Учитывая половой признак, все население  конкретного общества можно разделить на мужчин и женщин.

По возрастному признаку в социальной структуре общества выделяют детей, молодежь, взрослых и пенсионеров.

В социальной структуре выделяют и «малые» социальные группы. Сюда относиться прежде всего семья как исходная ячейка социальной сферы и всего общества. Она основана на брачных отношениях, кровном родстве и общем быте. Основной функцией семьи является рождение и воспитание детей, т.е. воспроизводство человеческого рода.

Итак, общество не есть механическая сумма отдельных индивидов. В нем существуют разнообразные общности, отличающиеся друг от друга и находящиеся в разнообразных отношениях друг с другом.

 

  1. Понятие  и образование социальной группы

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае этот термин  обозначает нескольких индивидов, физически, пространственно находящихся в одном месте. В этом случае разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Например, люди, проживающие в одном городе. В точки зрения науки такое сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.   Второй случай – применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Например, выпускники школ, ученые, и т.д. Для таких объединений людей тоже не подходит определение группы, для определения общности людей с  одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

Понятие же «социальная группа» можно дать следующее,  это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.   Исходя их этого определения, можно сделать следующий вывод: чтобы какое-либо объединение людей можно было назвать социальной группой необходимо наличие взаимодействия между ее членами и появления разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.  Например, пассажиры самолета не являются группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой.

Агрегация превращается в группу в том случае, если все индивиды в ней начнут взаимодействовать для достижения одной цели. Но все такие группы появляются непреднамеренно, случайно. В них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними. Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, только если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать   степень социального контроля между ее членами. Для осуществления такого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности, так как социальный контроль не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Например, невозможно контролировать беспорядочную группу людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.

Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы и границы социального контроля. Социальный контроль отсутствует в агрегациях, далее, чем более организована группа, тем выше в ней степень социального контроля. Также весьма низкий уровень социального контроля наблюдается в общностях, сформированный по принципу пространственной близости. В этом случае контроль исходит просто из сознания присутствия других индивидов, мы не позволяем вести себя неподобающим образом в присутствии других людей. Социальный контроль усиливается по мере превращения квазигрупп в социальные группы.  Сами же социальные группы также обладают различной степенью социального контроля. Среди них особое место занимают статусные группы – классы, слои и касты в обществе. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают низким внутренним уровнем социального контроля. Но  который, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности  к статусной группе, осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с уменьшением размера группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей.

Это происходит, потому что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

  1. Квазигруппа и ее виды.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

  • спонтанность образования;
  • неустойчивость взаимосвязей;
  • отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
  • кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего- либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

Аудитория - социальная общность людей, объединенная

взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности.

Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу

Информация о работе Социальные общности и группы