Представление о власти и государстве в древние и средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно - общинного строя.

Содержание работы

Введение
2. Основная часть – Представление о власти и государстве в древние и средние века
- Античная социально – политическая мысль: Древний Восток (Индия, Китай) и Древний Запад (Греция, Рим).
- Социально – политическое учение раннего христианства.
- Социально – политическое воззрение Н. Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.
3. Заключительная часть
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 46.78 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный университет им. И.Н.Ульянова» 
 
 
 

Факультет УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 

(заочное  отделение) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

предмет: Политология

на тему: Представление о власти и государстве  в древние и средние века 
 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                               Студентка 1 курса группы ЗУК-51-09

                                                                                               Емельянова В.А. 

                                                                                               Проверил:

                                                                                               Карпов А. П.

                                                                                                
     
     
     
     
     
     

                                                             Чебоксары, 2009 г. 

                                               Оглавление 

  1. Введение

    2.  Основная часть – Представление о власти и государстве в древние и средние века

    - Античная  социально – политическая мысль:  Древний Восток (Индия, Китай) и Древний Запад (Греция, Рим).

    - Социально  – политическое учение раннего  христианства.

    - Социально  – политическое воззрение Н.  Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.

     3.  Заключительная часть

    4.  Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                Введение 

Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный  порядок, политическая мысль древних  народов на протяжении длительного  времени развивалась главным  образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно - общинного строя.

В эпоху поздней  древности (античности) происходит постепенная  десакрализация и рационализация религиозных и мифологических представлений о мире, общественной жизни, о государстве и праве. Возникают зачатки научных, теоретических воззрений, происходит отход от мифологической идеологии и преодоление монополии жрецов на знание. Причем у разных народов этот процесс протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы, и имел несхожие последствия. В целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в первом тысячелетии до н.э. во всех центрах цивилизации того времени.

Тем не менее теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни (напр., различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, христианские доктрины возрожденного естественного права и т.п.).

 

Начало Средневековья, или по-другому — Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской  империи, то есть к III-V векам нашей  эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, — ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить  Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Однако Возрождение, пусть не империи, а величия человеческого  духа, все-таки состоялось, и этот высочайший взлет стал одновременно и венцом, определив окончание эпохи Средних  веков.

К XVI веку в Европе сформировались языки, на которых и  поныне изъясняются европейцы, сложились  государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные  учения, определились нравственные и  философские ценности. Великие научные  и географические открытия изменили представления о мире, да и сам  мир стал иной!

Средневековье — это история Европы, длившаяся  более тысячи лет. История жестокая, беспощадная — и в то же время  пронизанная страстным поиском  Идеала. Средневековье — это борьба христианства с язычеством и в  то же время раскол самой христианской церкви. Средневековье — это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.

Средневековье — это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов  и святых мучеников. Средневековье  — это виселицы на центральных  площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье — это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом...

Словом, Средневековье  — это огромный мир!  

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           

                                          Основная часть  

          Представление о власти и государстве в древние и средние века

    - Античная  социально – политическая мысль:  Древний Восток (Индия, Китай) и Древний Запад (Греция, Рим).

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются  вместе с появлением государства. Первоначально  они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей  эры дошли до нас крупные памятники  законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам  великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые  философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой  было положено в эпоху античности.

В политических взглядах Древнего Востока превалировала  мысль о божественном  происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран. 

В развитии древнеиндийской  политической мысли важное место  занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.

В начале первого  тысячелетия до н.э. в Древней  Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.

В середине первого  тысячелетия в противовес этим законам  появляются различные религиозные  течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей  независимо от принадлежности к той или иной варне ,касте. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди  жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, подвергшись соответствующей "обработке", он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи.

История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой  рабовладельцев и рабов, родовой  знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место  уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное  управление по велению неба.

Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы  государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.

Политическая  мысль в государствах древнего Востока  была первой идеологией классового общества.  Политические идеи, выработанные в странах древнего Востока, оказали влияние на политическую мысль рабовладельческих Греции и Рима.

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий  процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и  являются частью современной жизни.

Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней  Греции. Пифагор  (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом  была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании. 

Для мыслителей Древней Греции общественное переустройство должно было осуществляться не только для укрепления государственной  власти, но прежде всего в целях  создания необходимых условий для  реализации естественного права  свободного человека. Именно в Древней  Греции были сформулированы многие представления  имеющие общечеловеческое, общецивилизационное значение.  

В 1 в. до н. э. - V в н.э. центр развития общественно-политической мысли переместился в Рим, в котором рабовладельческие отношения достигают классических форм существования и вступают в этап объективного логического завершения. Эту новую реальность отличную от древнегреческой, отразили в себе ведущие теории римских мыслителей, ставших преемниками великих философов Эллады.

Идеологи республиканского Рима  Полибий  200-120 гг. до н.э.,  Цицерон 106-43 г г. до н.э. считали римскую республику идеалом государственного устройства, в котором сочетаются элементы монархии - консулы, аристократии - сенат и демократии - комиции. Они определяют государство как народное достояние.

Усилиями древнегреческих  исследователей был совершён переход  от мифологического восприятия окружающего  мира к рационально логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно  разделить на три этапа:

ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с  возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений  и формируется философский подход к проблемам государства и  права;

период расцвета (V - первая половина IV века до нашей  эры) - это время расцвета древнегреческой  философской и политико-правовой мысли;

период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей  эры) - время начавшегося упадка древнегреческой  государственности, попадания греческих  полисов под власть Македонии  и Рима.

На ранней стадии своего развития воззрения древних  народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.

Информация о работе Представление о власти и государстве в древние и средние века