Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

"Средние века" - принятое в культурологической мысли обозначение периода в истории Западной Европы между Античностью и Новым временем. Средние века - это значительная эпоха в истории человечества. Этот период охватывает более тысячелетия. Внутри данного периода выделяют три основных этапа (следует отметить, что деление условно и хронологические рамки приблизительны):
· Раннее средневековье, V-XI в.в.;
· Высокое (классическое) средневековье, XII-XIV в.в.;
· Позднее средневековье, XV-XVI в.в.

Файлы: 1 файл

ХАРАКТЕРИСТИКА.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

"Средние века" - принятое в  культурологической мысли обозначение  периода в истории Западной  Европы между Античностью и  Новым временем. Средние века - это  значительная эпоха в истории  человечества. Этот период охватывает  более тысячелетия. Внутри данного  периода выделяют три основных  этапа (следует отметить, что деление  условно и хронологические рамки  приблизительны):

·  Раннее средневековье, V-XI в.в.;

·  Высокое (классическое) средневековье, XII-XIV в.в.;

·  Позднее средневековье, XV-XVI в.в.

Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничтожительный оттенок. Рождение европейской цивилизации и культуры происходило в сложной обстановке войн, переселений. В эпоху "Великого переселения народов'' (IV -VIII века) по территории Европы передвигались многочисленные племенные союзы (германские, славянские, тюркские и др.) - так называемые варвары (от латинского barda-борода). Под ударами варваров пала Западная Римская империя. На ее бывшей территории образовались варварские государства, которые вели постоянные войны друг с другом. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V-VII веках в результате варварских завоеваний и непрекращающихся войн, противопоставляются не только достижениям античной цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью.

Новая культура возникла на основе взаимодействия наследия античного мира, точнее распавшейся  цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства и племенных, народных культур варваров.

Для понимания развития средневековой  культуры важно учитывать, что она  формировалась в регионе, где  еще недавно находился центр  мощной римской цивилизации, которая  не могла исчезнуть в один момент.

Важнейшим средством культурной преемственности  между античностью и средневековьем был латинский язык. Он сохранил свое значение как язык церкви и  государственного делопроизводства, международного общения и культуры. Средневековая  Европа сохранила также римскую  школьную традицию - систему семи свободных  искусств.

Наиболее яркие явления в  культуре конца V века- первой половине VII века связаны с усвоением античного наследия, которое стало питательной средой для оживления культурной жизни в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр оффиций (первый министр) остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-525 гг.) считался одним из наиболее почитаемых учителей средневековья. Его трактаты по арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии. Боэция нередко называют "отцом схоластики". Его сочинение "Об утешении философией" стало одним из самых читаемых произведений средних веков и Возрождения.

Другой магистр оффиций остготского королевства, Флавий Кассиодор (ок. 490 - ок.585 гг.), вынашивал планы создания первого университета на Западе. На юге Италии в своем поместье Кассиодор основал обитель – Виварий - культурный центр, объединивший школу, мастерскую по переписке книг (скрипторий), библиотеку. Виварий стал образцом для бенедиктинских монастырей, которые, начиная со второй половины VI века, превращаются в хранителей культурной традиции в Западной Европе. Вестготская Испания выдвинула одного из крупнейших просветителей раннего средневековья - Исидора Севильского (ок.570 - 636гг.), за которым закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста. Его главное произведение "Этимология" (в двадцати книгах) - свод того, что сохранилось от античного знания.

Но усвоение античного наследия не осуществлялось беспрепятственно и  в широких масштабах. В конце VI - начале VII веках против идеи допущения  языческой мудрости в мир христианской духовной жизни резко выступал папа Григорий I, осуждавший суетное мирское  знание. Его позиция на несколько  веков восторжествовала в духовной жизни Западной Европы. Со второй половины VII века культурная жизнь в Западной Европе приходит в упадок, она едва теплится в монастырях. До XI - XII веков Европа в своем культурном развитии отставала от Византии и арабского Востока. Только XI -XIV века станут временем, когда средневековая европейская культура обретет свои ''классические формы". Начиная с XII века, в духовной культуре Европы вновь возрождается интерес к античной мудрости.

Варвары раннего средневековья  принесли своеобразное видение и  ощущение мира, исполненное еще первобытной  мощи, питаемой родовыми связями человека и общности, к которой он принадлежал, воинственной энергии. Для мировосприятия этих новых жителей Европы были характерны чувства неотделенности человека от природы, нерасчлененности мира людей и мира богов. Необузданная и мрачноватая фантазия германцев, кельтов населяла леса, холмы и реки злыми карликами, чудовищами-оборотнями, драконами и феями. Боги и люди - герои вели постоянную борьбу со злыми силами. В то же время боги представали в сознании людей как могучие чародеи и волшебники. Эти представления нашли отражение в причудливых орнаментах варварского звериного стиля, в искусстве. При христианизации варваров их боги не умирали, они трансформировались и сливались с культами местных святых или пополняли ряды бесов.

Церковь

Особую роль в формировании средневековой  культуры сыграли христианская религия  и римско-католическая церковь. Христианство еще в поздней античности стало  той объединяющей оболочкой, в которую  смогли вместиться самые разные взгляды - от тонких теологических доктрин  до языческих суеверий и варварских обрядов. В период перехода от античности к средневековью христианство было весьма восприимчиво к другим идеологическим явлениям, поглощало и соединяло  их. Это было одной из важнейших  причин его постепенного усиления. В период упадка культуры в раннем средневековье именно церковь оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и  государств Европы.

Христианство зародилось в начале I века в покоренной Римом Палестине как вероучение о Мессии, божественном спасителе, который избавит людей от страданий. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение возможно лишь в лоне Церкви.

Церковь была крупным землевладельцем, освящала незыблемость существующего  социального порядка, церковные  догматы служили исходным пунктом  и основой всей духовной жизни.

Христианство, по сравнению с античностью, существенно изменяло образ мира и человека. На смену античному  пониманию мира как вечного, неделимого, прекрасного космоса приходит представление  о раздвоенном, сложном и противоречивом мире. Сознание средневекового человека исходило из констатации дуализма мира. Дуализм средневековых представлений расчленял мир на полярные пары противоположностей: небесное-земное, бог-дьявол, верх-низ. Понятие верха сочеталось с понятием благородства, чистоты добра, понятие низа – с неблагородством, грубостью, злом.

Дуалистическими были представления  о человеке - разделялись и противопоставлялись  душа и тело. Тело считалось низменным, бренным, а душа близка богу и бессмертна.

Центральным положением в  христианском учении о человеке является создание его по образу и подобию  Божьему. Все прочие творения были созданы  ради и для человека, который есть венец творения.

Важнейшей особенностью средневековою  сознания было то, что человек воспринимал  мир, окружающую действительность как систему символов.

Число 3 считалось символом святой Троицы и всего духовного; 4 –  символом четырёх великих пророков и 4 евангелистов, а также числом мировых элементов, то есть символом материального мира. Умножение 3*4 в  мистическом смысле означало проникновение  духа в материю, возвещение миру истинной веры. Число 12 связывалось с 12 апостолами. Сложение 4+3 символизировало союз двух природ – телесной и духовной. Вместе с тем 7 – это символ семи таинств, семи добродетелей, семи смертных грехов; 7 – число дней творения (Господь  шесть дней творил, в седьмой день отдыхал) и символ вечного отдохновения. Многие средневековые сочинения  имели семь глав.

Представления средневековых европейцев о времени были расплывчатыми, необязательными. Личное, бытовое время двигалось по замкнутому кругу: утро-день-вечер-ночь, зима-весна-лето-осень. С точки зрения христианства, время было линейно направленно: от сотворения мира до Страшного суда и завершения земной истории. История человечества рассматривалась как жизнь отдельного человека. Средневековое общество было молодым, человек в сорок лет уже считался стариком. Не было особого эмоционального отношения к детству. На средневековых изображениях младенцы имели лица и фигуры взрослых.

Весьма специфичным было отношение к природе. В период раннего средневековья человек  рассматривал природу как продолжение  собственного "я".

Природа - это символ невидимого мира. Она не могла быть объектом любования. Поэтому изображение природы  в литературе и живописи было условным и подчинялось канону. Лес в  рыцарском романе означает место  странствия рыцаря, поле – место  поединка, сад - место любовного приключения  или беседы. Сам по себе пейзаж автора не интересовал.

Труд и богатство.

Следует особо выделить средневековые представления о  труде и богатстве. В античном обществе труд считался делом рабов, уделом несвободных, физический труд рассматривался как тяжелое и нечистое занятие, унижающее человеческое достоинство.

Труд - это наказание. Человеку нужно больше заботиться о духовном спасении, а не о физическом благополучии. С другой стороны, труд признавался  в качестве необходимого занятия  человека. Христианские теологи ценили прежде всего воспитательную роль труда, ибо "праздность - враг души".

Богатство и деньги сами по себе не добры и не злы. Обладание ими  может способствовать, но может помешать душе достичь райского блаженства. Но церковь высказывала разное отношение к разным формам собственности. Резко осуждались торговля и ростовщичество. Приветствовались щедрые траты на церковь со стороны привилегированных сословий.

В средневековом обществе каждый человек входил в какую-либо социальную группу - сословие. Само христианство освящало иерархическую структуру феодального общества. Три главных сословия в средневековой Европе - духовенство, дворянство (рыцарство), народ. За каждым из этих сословий средневековое сознание признавало не только полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Рассмотрим важнейшие  особенности некоторых субкультур средневековой Европы. Рыцарские  романы, средневековые исторические хроники рисуют образ идеального рыцаря.

Славу рыцарю приносила не столько  победа, сколько благородное поведение  в бою, великодушное отношение к  сопернику. Обязанностью рыцаря было и  служение Прекрасной Даме. "Сражаться  и любить" - таков девиз рыцаря. Эта любовь к женщине должна была возвышать душу и облагораживать нравы. Постепенно сложился кодекс куртуазной ("куртуазный" - от старофранц. «придворный») любви: свершение подвигов в ее честь, победы в рыцарских турнирах, проверка верности в длительной разлуке, умение облечь свои чувства в эстетические формы ухаживания.

Двойственность ценностных ориентации еще ярче проявлялась в народной культуре.

К Богу относились как к человеку с грубой натурой, и в церкви плясали  под непристойные песенки о евангельских персонажах. Это было проявлением  не развращенности, но скорее варварской детскости их восприятии и представлений.

Высшим проявлением такого своеобразия  средневековой культуры были народные праздники, где естественная потребность  в психологической разгрузке, в  беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в официальной христианской культуре. По мнению М.М. Бахтина, выдающегося русского ученого и философа, следует выделять три вида форм народной культуры:

1) Обрядово-зрелищные формы (празднества  карнавального типа, различные площадные  смеховые действия); карнавалы, "праздники дураков", "праздник осла", храмовые празднества, сопровождающиеся ярмарками и площадными увеселениями

2) Словесные смеховые формы (в  том числе пародийные произведения  разного рода): устные и письменные, на латинском и на народных  языках; «Литургия пьяниц», «Завещание осла», пародийные диспуты, пародийные молитвы, которые создавались на латинском языке в монастырях, университетах

3) Различные формы и жанры  фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва и др.).

Цехи 

Слой горожан формировался из представителей разных сословий, но большую часть  населения составляли ремесленники.

Жизнь средневекового горожанина регламентировалась во всех проявлениях. Цеховые (цехи - объединения  ремесленников по профессиям) уложения регулировали не только производственные вопросы, в них входили указания о порядке крещения, проведения свадеб, видах одежды и т.д. Цех был той формой, в которой проходила вся жизнь ремесленников, а также их семей. Именно в цеховой среде вырабатывалось принципиально новое отношение к труду.

Образование в средневековой Европе выступало прежде всего как образование религиозное. Монастыри сыграли важную роль в сохранении образованности в период культурного упадка. При организации церковных школ были использованы некоторые знания античности. Система "семи свободных искусств" делилась на две части: тривиум и квадривиум. Тривиум включал в себя грамматику, диалектику, риторику, квадривиум - арифметику, геометрию, музыку, астрономию.

В XIII веке в Европе возникают университеты: Парижский - во Франции, Оксфордский  и Кембриджский - в Англии, Палермский и другие - в Италии.

Схоластика Средневековая университетская наука получила название схоластики (от латинского слова "школа''). Схоластическое знание - это, по сути, умозрительное знание. Наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии и философии.

С XI века в результате крестовых  походов Европа начинает знакомиться  с культурой арабского Востока  и Византии. Благодаря культурным контактам в Европе вводится арабская система исчисления (до этого европейцы пользовались неудобными римскими цифрами, которые значительно усложняли математические операции).

Информация о работе Средние века