Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

Содержание работы

Вариант 5
1. Правовое государство и гражданское общество. 3
2. Мировой терроризм – миф или реальность? 12
3. Политическое учение Н. Макиавелли. 24
4.Раскрыть смысл следующих терминов: федерация, социальное государство, республика, этатизм. 32
Литература 33

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 75.26 Кб (Скачать файл)

Республиканские убеждения  Макиавелли ярко раскрылись в его  последнем крупном произведении — «История Флоренции», которое  принесло ему славу выдающегося  историка. Анализируя средневековое  прошлое Флоренции и опираясь при этом на труды предшественников, особенно Леонардо Бруни, но также и  на обширный документальный материал, Макиавелли впервые столь последовательно  рассматривает и подчеркивает роль борьбы в обществе, не только столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, но и требований и выступлений  широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших  факторов исторического развития.

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных  форм. По его убеждению, не абстрактные  теоретические выкладки, а сам  реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, — таков цикл государственной  эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит  постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты  малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые  обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.

В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства  повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд  правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной  ему практики итальянских и других государств. Целью государства и  основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для  правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных  – это неизбежно порождает  ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, По его  учению, блага свободы наилучшим  образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства  все время увеличиваются. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о  возникновении государства и  круговороте форм правления; вслед  за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность  учения Макиавелли в том, что смешанную  республику он считал результатом и  средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно – народное, другое – высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах  свободы». Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко – в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом – от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, - тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, «жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо». От народа отличается знать. «Нет города, где не обособились бы два этих начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении». Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики»  в том и состоит, что система  государственных органов включает аристократические и демократические  учреждения, каждое из которых, выражая  и защищая интересы соответствующей  части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Засилье дворян, которыми переполнены  Неаполитанское королевство, Римская  область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению  Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни. На пути к созданию будущей свободной  Итальянской республики много препятствий. Освобождение страны от иноземных войск  и наемников, от мелких тиранов и  многочисленных дворян, от папского государства  и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли «Государь», (в иных переводах – «Князь»; дословно – «О принцепсе»).

Законодательству и праву  Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга  Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость  законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем  самым спокойствия народа. Но для  Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее  войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и  наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому  главным помыслом, заботой и делом  правителя должны стать война, военная  организация и военная наука  – «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель  не может возложить на другого». Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального  государства.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал  Макиавелли, - могучее средство воздействия  на умы и нравы людей. Там, где  есть хорошая религия, легко создать  армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное  ему христианство, проповедующее  смирение, самоуничижение, презрение  к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и  духовенство. Католическая церковь  держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко  расходился со средневековыми представлениями  о соотношении церкви и государства.

 Макиавелли отделял  политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства)  рассматривалась как особая сфера  человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это  особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления  государственной власти, способы  и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и  противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой  действуют особые правила, не тождественные  нормам морали, регулирующей отношения  между частными лицами. Поступки основателей  государств, завоевателей, узурпаторов  престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться  не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к  благу государства. Макиавелли стремился  обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются  и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления  власти являются также хитрость, коварство, обман.

Идеалом государственного деятеля, которым он восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными  и жестокими способами, типичными  для феодалов эпохи позднего средневековья. При всем том, учил Макиавелли, вероломство  и жестокость должны совершаться  так, чтобы не подрывался авторитет  верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло  человек может отомстить, а за большое – не может» Лучше убить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым, чем щедрым; лучше внушать страх, чем любовь.

Макиавелли в то же время  советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных  добродетелей.

В период позднего средневековья  феодальные отношения во всех странах  образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную  борьбу между королевской властью  и вассалами, вереницу измен, предательских  убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести  и дворянской верности. Именно эту  практику Макиавелли поднял на теоретический  уровень «высокой политики» и  попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили  практическим руководством для беспринципных  политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.

Гуманистический дух эпохи  Возрождения, каким его наследовал европейский XVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесение  высокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной  воли; нет рассуждений о призвании  индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. Прообразом же правителя выступает  Цезарь Борджиа – поистине сатанинский  злодей в котором автор хотел  видеть великого государственного мужа.

Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение  политики и морали.

 

4.Раскрыть смысл следующих терминов: федерация, социальное государство, республика, этатизм.

Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение), форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Первой в истории буржуазной Федерацией были США (конституция 1787). Федерацией являются ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия.

Социальное  государство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Республика (лат. respublica — общественное дело) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок. Главу государства с республиканской формой правления обычно называют президентом (от лат. praesidens — сидящий впереди).

Этатизм - (от франц. etat - государство) - направление общественной мысли,рассматривающее государство как высший результат и цель общественногоразвития.

Выбрать страны, входящие в  Бенилюкс: Белоруссия, Бельгия, Люксембург, Нигерия, Нидерланды:

а) Белоруссия, Нигерия, Люксембург;

б) Бельгия, Нидерланды, Люксембург;

в) все;

г) ни одна из стран не входит в Бенилюкс, так как договор  о создании этого таможенно-экономического союза так и не вступил в  силу.

Ответ: вариант б

Литература

 

Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. —  М., 1997.

«Аргументы и факты», статья: «На сколько мы защищены от террористов», выпуска №21, 2006 год

Ветров П.Б. Исторический и биографический контексты творчества Н. Макиавелли. - СПб.: Прогресс. - 396 с.

Долгов К.Н. Гуманизм, возрождение  и политическая философия Никколо  Макиавелли. - М.: Наука,- 2002. - 115 с.

«Наша жизнь», статья С. Трусова  «Приоритет – борьбе с терроризмом», 20 октября 2004 года

«Политология на российском фоне» – Учебное пособие РАУ; Москва. Изд. «Луч» 193 г.

 «Политология» – Учебное  пособие Общая редакция доктора  философских наук профессора  Д.С. Клементьева; Москва. Изд.  «Знание», 1997 г.

 Политология. Курс  лекций. М., 1993 г.

Теория государства и  права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264

Теория государства и  права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое государство и гражданское общество