Политика Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:31, реферат

Описание работы

ДРЕВНИЙ МИР – это Древний Восток, Древняя Греция и Древний
Рим (IV тыс. до н.э. – 476 г. н.э. – падение Рима) – время перехода от родового строя к государственному, формирования первых политических систем. Осмыслением этих процессов привело к зарождению политической мысли, которая у древних народов восходят к мифологическим истокам и оперируют мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития социально-политические воззрения представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения, они еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания. Земные порядки согласно древним мифам есть неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Социальные и политические порядки предполагались как определен

Содержание работы

Политическая мысль Древнего мира
1. Общая характеристика.
2. Политическая мысль Древней Индии (брахманизм, буддизм).
3. Социально-политические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм).
4. Политические учения Древней Греции (период расцвета – Y в. – первая половина IY в. до н.э.). Демокрит, Платон, Аристотель.
5. Политические учения Древнего Рима и раннего христианства. Цицерон, Августин.

Файлы: 1 файл

Политическая мысль Древнего мира.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

   Аристотель  выделяет признаки государства, отделяющие его от иных форм социального объединения:

   1) единство власти и территории, целостность государства;

   2) нахождение государства под властью  одного правителя, имеющее одну конституцию;

   3) распространение власти в полисе  из свободных и равных граждан.

   Рабовладение, по мнению Аристотеля, было естественным и неизбежным, но он считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением. Таким образом, государство, по Аристотелю, - это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Оно должно обеспечивать людям высшее благо блаженную самодостаточную жизнь, без него такая жизнь невозможна. При этом государство не есть простой союз людей, живущих на одной территории. Он указывает на то, что делает людей общиниками одного государства гражданство. Полис в этом плане идеален. С одной стороны, он достаточен, чтобы удовлетворить социальные потребности человека (занятия искусством, наукой, политикой и др.), а с другой – он мал, чтобы человек в нем мог затеряться. Под людьми здесь понимаются только свободные граждане полисов.

   Государство состоит из граждан, т.е. тех, кто  участвует в суде и совете, следовательно, существенным признаком гражданства служит политическое право. Следователь, гражданином Аристотель считает тех людей, кто принимает участие в политической жизни государства, - свободных и равных людей.

   Значительное  внимание Аристотель уделяет рассмотрению функций государства. Указывая на насилие и устрашение как одну из сторон деятельности государства, он вместе с тем подчеркивает значение воспитательной функции среди других задач государства. Оно должноохватывать всесторонне жизнь индивида:

   - регулировать его участие в  политической жизни;

   - вмешиваться в семейную и вообще  в частную жизнь;

   - заниматься воспитанием, убеждениями  и верованиями граждан.

   Форму государства Аристотель характеризовал так же, как и политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. Классификация форм государства проводится в «Политике» по двум основаниям (критериям): по количеству правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку (один, немногие, большинство), и по целям – моральная значимость правления. С точки зрения последнего основания, государства делятся на правильные, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, общие блага граждан, и неправльные, где доминирует личная выгода. К правильным относятся монархия, аристократия и полития (идеальное государство). К неправильным – тирания, олигархия и демократия.

   Политические  симпатии Аристотеля – на стороне  политии, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Их порождением или смешением (соотношением богатых и неимущих) являются все остальные разновидности власти. В политии преобладает собственность средних размеров, чем ослабляются противоречия в обществе. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Лица, занятые физическим трудом, исключены из числа граждан. Важнейшими частями государства являются воины и правители. Власть сосредоточена в руках воинов. Крестьяне имеют сильно урезанные права граждан.

   Поскольку полития характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти, то Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающая, принципом её является «арифметическая прпорция», затрагивает отношения обмена, возмещение ущерба, назначения наказания за имущественные преступления и т.п. Закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а «с лицами обходится как с равными во всем»; распределяющая (неравная справедливость), учитывает положение человека в обществе. Её принципом служит «Геометрическая пропорция» - воздаяние по достоинству и заслугам. Она применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.

   Таким образом, концепция Аристотеля служила  теоретическим оправданием привилегий и власти земледельческой аристократии. Большой интерес представляет учение Аристотеля о трех элементах государственной власти: первый – законодательный орган, второй – правительственный, и третий – судебный. Здесь берет начало теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из этих органов может иметь свое устройство, которое должно соответствовать характеру самого правления. Подобно рабству, утверждал Аристотель, частная собственность коренится в природе и является элементом семьи. Частная собственность – это стимул к труду, производству и обогащению, что выгодно гражданину, то выгодно и полису. Общность имущества – противоестественна. Общий интерес – ничей интерес. Здесь нет стимула к производству, он содействует лени, стремлению воспользоваться плодами труда других.

   Однако, предвидя последствия частной собственности - напряжение и конфликты в обществе, Аристотель высказывается о путях её приобретения. Первый путь – труд, производство, создание материальных благ. Второй – торговля, спекуляция, ростовщичество. Он сторонник первого пути, при этом частная собственность распределяется равномерно, т.е. формируется средний класс, а плоды используются для общего блага. 

   5. Политические учения Древнего Рима и раннего христианства. 

   Марк  Тулий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) –  выдающийся римский политический деятель, писатель и юрист. Проблемам государства и общества посвящены его работы «О государстве», «О законах» и «Об обязанностях».

   Теоретические воззрения Цицерона в области государства и общества находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего, учений Платона, Аристотеля и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственной практики и политической мысли, с самобытной историей римского государства, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политическом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и общества.

   Государство Цицерон определяет как дело, достояние  народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Поэтому он именует государство республикой. Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Последнее обстоятельство очень важно для понимания государства.

   Таким образом, Цицерон стоит у истоков  той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Цицерон исходит из общих для сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

   Влияние Аристотеля заметно и в трактовке  Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

   Возникновение государства не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем миром правит разум». Данное положение используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей и государства.

   Разум – высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет месте ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».

   Целью государства является охрана имущественных  интересов граждан. Охрана собственности – одна из причин его образования. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т.д.

   Критерии  различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

   Все эти простые формы (или виды) государства  не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе – и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

   Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, «когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении».

   Основной  порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождаетсяв тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к её тиранической власти.

   Эти уродливые виды властвования (тирания  единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерону, можно лишь в условиях наилучшего (т.е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, - подчеркивал он, - желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа» В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

   Как путь к смешанной форме правления  Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистров (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов.

   Свою  концепцию наилучшей (смешанной) формы  государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору её существования («при предках»).

Информация о работе Политика Древнего мира