Политические слухи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:40, доклад

Описание работы

Устное распространение информации по неофициальным каналам играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведенные после убийства Кеннеди, показали, что 50 % опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации. Слухи сопровождают человечество постоянно, поскольку ситуации с дефицитом информации с неизбежностью повторяются. Попробуем разобраться с этим очень необычным и интересным феноменом.

Файлы: 1 файл

слухи.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

Принято считать, что чаще всего преднамеренные слухи используются политтехнологами во время выборов. «Черный PR», как политтехнологию, любят обсуждать все и на всех уровнях, но роль его не так уж существенна. Преувеличение значения «черного PR » - уже само по себе политтехнология, которую использует отечественный Избирком для улучшения своего имиджа. Избиратель, видя, что председатель со своей командой борется с клеветниками за честь и достоинство кандидатов, должен понимать, что Избирком олицетворяет закон, справедливость и добро, воюющее со злом.

Предвыборная клевета - детский  лепет по сравнению с настоящим  информационным выбросом, цель которого - изменение общественного сознания. Кроме того, случаются выбросы  и не столь глобальные, но зато крайне выгодные кому-нибудь экономически.

Но все-таки большинство  политических слухов - не стихийные и не преднамеренные. Чаще всего слухи рождаются в результате неумирающей привычки нашего народа читать между строк, принимать политический прогноз за свершившийся факт и воспринимать вопросительное высказывание, как утвердительное. В основе таких слухов часто лежит мнение специалиста, измененное до неузнаваемости любителями интерпретировать факты.

По каналу слухов в обществе постоянно циркулирует различная  политическая информация. Население  активно использует этот канал прежде всего потому, что политическая сфера всегда остается для обывателя относительно закрытой и, следовательно, привносит в его мироощущение элементы неопределенности и непредсказуемости, что усиливается и хроническим недоверием к политикам. Многих из них хоть раз уличали, если не во лжи, то в утаивании информации.

Недоверие к официозу усиливается  идеологическими установками, которые  мешают адекватно воспринимать информацию, исходящую от политического или  государственного деятеля, придерживающегося  иных идейно-политических взглядов. Вместе с тем действия государственных  должностных лиц, принимающих решения, затрагивают интересы многих людей, будь-то пенсионное обеспечение, коммунальная реформа, приватизация, деноминация  денежных знаков и многое другое. Чем  важнее для населения событие, тем  интенсивнее будут распространятся вокруг него различные, подчас взаимоисключающие слухи.

Канал слухов привлекателен  тем, что анонимность источника  информации позволяет запускать  в оборот недостоверную информацию, в основном направленную на компрометацию  политического противника, с уверенностью в безнаказанности, в невозможности  привлечения к ответственности  за клевету. Кроме того, информация по каналам слухов может запускаться  в качестве “пробного шара”, т.е. с целью выявления реакции  населения на какое-либо политическое решение.

Близким к слухам является еще один канал коммуникации - «массовый разговор», когда далекий от политики обыватель, так называемый «массовый человек» обсуждает в кругу семьи, с друзьями, знакомыми какое-либо политическое событие, заявление политического лидера или комментарий тележурналиста. Этот канал со слухами роднит характер передачи информации - доверительный, из уст в уста, но отличает то, что рассказывающий может назвать источник информации: видел по телевизору, был на митинге, читал в газете и т.д.

Значение этого канала часто недооценивается. Политическими  технологами не учитывается, что  люди склонны считать интересным, важным то, о чем говорят близкие  ему друзья, знакомые. Чаще всего, так  называемый «массовый человек» может  превратиться в бескорыстного транслятора нужной информации, надо только предложить ему тему для разговора.

Особенностью канала «массовый  разговор» является то, что на него нет прямого выхода: он не может  участвовать в беседе на кухне, в  словесной перепалке в трамвае, в разговоре приятелей во время  обеденного перерыва. Но он может подбрасывать нужные темы для таких разговоров, используя другие каналы - СМИ, встречи  политиков с населением и т.п.

Заключение

Учитывая всё вышеперечисленное, а также природу слухов (слух передается при условии, что события, которые  он раскрывает, имеют какую-либо значимость для людей, а информация, содержащаяся в нем, является недостаточной или  неопределенной), можно прийти к  одному простому правилу. А именно - чтобы управлять слухом, нужно  либо уменьшить его значимость для  слушателя, либо устранить неопределенность в его содержании. Устранение неопределенности особенно важно, если слух на самом  деле является полностью выдумкой. Но даже если в нем смешались правда и ложь, то устранение неопределенности в ложной части слуха перенесет его в плоскость реальных событий. Затем можно попробовать уменьшить степень значимости его для слушателя, тем самым замедляя распространение слуха.

В заключение, целесообразно  подчеркнуть необходимость творческого  подхода к работе со слухами, так  как процедуры «запуска»/опровержения эффективные в одних ситуациях, могут оказаться неэффективными в других.

Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе  информационно-психологического противодействия  политических, военных и других сил. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб. Однако, они становятся не страшны, когда мы знаем, как им противодействовать.


Информация о работе Политические слухи