Политическая культура России: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 08:22, контрольная работа

Описание работы

В России отношение к политической системе со стороны рядовых граждан было двояким (сочетание патернализма с отчуждением от самой власти), отличалось изрядной отвлеченностью, но одновременно и устойчивостью. С другой стороны, измерение политической культуры, связанное с установками на режим, на правительство или на конкретные политические партии и лидеров, демонстрирует весьма изменчивый слой политического сознания и поведения.

Содержание работы

Введение
1. Основная часть
1.1 Понятие политической культуры, ее структура и типология
1.2 Политическая культура России в историческом измерении 19-21 вв.
1.2.1 Особенности политической культуры 19 века.
1.2.2 Политическая культура 20 века
1.2.3 Советская политическая культура
1.2.4 Особенности политической культуры постсоветского периода
1.2.5 Особенности современной политической культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия ГОТОВОЕ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский Государственный  Университет Телекоммуникаций и  Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 «Политическая культура России: прошлое и настоящее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Основная часть

1.1 Понятие политической культуры, ее структура и типология

1.2 Политическая культура России в историческом измерении 19-21 вв.

1.2.1 Особенности политической культуры 19 века.

1.2.2 Политическая культура 20 века

1.2.3 Советская политическая культура

1.2.4 Особенности политической культуры постсоветского периода

1.2.5 Особенности современной политической культуры

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

Введение

 

В России отношение к политической системе  со стороны рядовых граждан было двояким (сочетание патернализма с отчуждением от самой власти), отличалось изрядной отвлеченностью, но одновременно и устойчивостью. С другой стороны, измерение политической культуры, связанное с установками на режим, на правительство или на конкретные политические партии и лидеров, демонстрирует весьма изменчивый слой политического сознания и поведения.

Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура свойственна только образованным людям  и полностью отсутствует у малообразованных людей. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д.

Цель  данной работы - определить ведущие тенденции развития политической культуры России. Особое место следует уделить проблеме сочетания преемственности и изменчивости российской политической культуры в период с 19 по 21 века.

Понятие «политическая  культура» относится к часто  употребляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В прессе постоянно встречаются  сетования журналистов по поводу низкого уровня политической культуры или её отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой стороны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ тоже часто воспринимаются, как причина, препятствующая формированию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное понятие, как определённый идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.

 

 

1. Основная часть

 

1.1 Понятие  политической культуры, ее структура  и типология

 

Политическая культура как элемент  политической системы связана с  господствующими в данной системе  образами политического сознания, так  и с практикой функционирования системы. Несомненная ценность этой категории заключается в том, что в ней отражаются реально существующие в практике политической системы взаимосвязи и взаимообусловленности ментальных, ценностно-нормативных и поведенческих аспектов.

Политическая  культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политических ценностей, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Роль политической культуры состоит  в снижении политических рисков –  рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Со времен Г.А.Алмонда и С.Вербы  политическая культура определяется как относительно устойчивая, характерная для данной социальной общности (или политической системы в целом) совокупность политических взглядов, оценок, ценностей, устойчивых ориентаций на политическую систему в целом и ее отдельные институты, на свое собственное участие в политике, как устойчивые образцы, стереотипы, алгоритмы политического поведения, характерные для данной социальной общности. Носителями - субъектами политической культуры могут выступать как весьма крупные социальные группы (поэтому можно говорить об американской или российской политической культуре), а также общности, объединенные не национальными или географическими рамками, а политико-идеологическими убеждениями (демократическая политическая культура, авторитарная и т.д.), так и сравнительно небольшие группы и слои, чья политическая культура будет описываться в терминах «субкультуры» (молодежная субкультура, субкультура творческой интеллигенции и т.д.).

 

 

Функции, которые выполняет политическая культура сводят к следующим:

нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует переступать, формирует иерархию политических ценностей);

воспитательная, в рамках которой формируется определенный политический тип личности, адекватный данной политической системе;

мобилизационная (организация граждан для решения определенных социальных или политических задач);

интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым оплачивает их).

Существует множество классификаций разновидностей политической культуры, но одна из них, предложенная Алмондом и Вербой, считается классической. Названные исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, имея ввиду, что в реальной практике эти «чистые» типы обычно встречаются в сочетаниях разного рода. Основаниями для классификации послужили два критерия: 1) ориентация населения на политическую систему, т.е. в какой степени люди связывают свою жизнь (ее ухудшение или улучшение с функционированием институтов политической власти; 2) ориентация населения на собственное участие в политике, которая также может быть высокой или низкой. Соответственно, используя оба эти критерия выделяются следующие три «чистых типа».

Патриархальная культура, для которой  характерны крайне низкие ориентации как на политическую систему, так и на собственное политическое участие. Такая культура была свойственна многим традиционным, архаичным обществам, но сегодня в чистом виде встречается крайне редко. Тем не менее, на личностном уровне можно встретить людей, которые никак не оценивают власть, ничего от нее не ждут и предпочитают устраивать свою жизнь своими силами.

Подданническая культура, весьма распространенная в средние века. Здесь у людей появляется представление о значимости власти, о том, что та или иная государственная политика может благотворно или губительно сказываться на судьбе конкретного человека. Однако массовое политическое участие здесь отсутствует, но не поощряется властью, а если происходит, то в форме периодических стихийных бунтов или крестьянских войн, после которых все возвращается на круги своя, а население возвращается к своим повседневным заботам.

Активистская культура, для которой  характерны повышенная ориентация на политическую систему, повышенные ожидания, связанные с ней, а также повышенная политическая активность всего населения. Такая культура свойственна обществам, находящимся в революционном или предреволюционном состоянии, периоды кардинальных реформ, и, по мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде она деструктивна для стабильных демократий. Для них, по мнению, более органична так называемая культура гражданина, которая представляет собой комбинацию названных тех типов, в которой активистский элемент преобладает.

Политическая культура выступает и как сфера и как процесс коммуникации между обществом и теми центрами политической системы, в которых принимаются решения; в рамках политической культуры трансформируются в политические программы и лозунги требования общества (через институты партий, групп интересов, выборов и т.д. И одновременно она выступает как способ контроля над обществом.

Сторонник более широкой трактовки  политической культуры У.Розенбаум  счел необходимым вычленять «компоненты  ядра», то есть те элементы, которые  играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориентация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам: ориентация в отношении правительственных «входов» и «выходов»; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, государству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3)политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности» или «политическая компетентность» (участие индивида в гражданской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности оказать влияние на политический прогресс).

Э. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.).

Помимо общих существуют и специфические типологии. Одна из них предложена У.Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и «правил игры», и, наличия субкультур. У. Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментальную и интегрированную. Для фрагментальной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

 

1.2 Политическая  культура России в историческом  измерении 19 -21 вв.

 

1.2.1 Особенности политической культуры 19 века

Для понимания особенностей политической культуры 19 века существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало 19 в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской Империи насквозь был пронизан крепостничеством. В этих условиях бюрократия превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политический строй России носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, ибо в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политический строй и право  выражают особенности экономического развития России в 19 в., когда в недрах крепостничества формировался новый, капиталистический способ производства. Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность. Для России первой половины прошлого века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликта между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями. Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально - промышленном регионе, в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот, однако нарождающаяся русская буржуазия зависела от царизма для неё были характерны политическая косность и консерватизм. Все это наложило отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но в конечном счете способствовало ее высокому взлету.

Действительно, крепостное право, державшее  в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу, и тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в 19 в, сделала поистине гигантский скачок в развитии политической культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

 

1.2.2 Политическая культура 20 века

Неизбежность исторического  процесса модернизации России породила духовную дифференциацию российского общества. Перед образованными людьми со всей остротой вставали вопросы о путях государственного развития, месте России в мире, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей, национальные вопросы. Каждый давал ответ, исходя из своего видения мира.

Укоренившиеся традиции монархизма давали основание к активизации  консервативно-охранительных традиций. Охранительное мироощущение не принимало капиталистические принципы. С этих позиций классические буржуазные ценности казались прошлым. Западно-европейский опыт, мало подходил России с ее общинно-монархическими традициями. Наиболее полно идеология данного направления была изложена К.П. Победоносцевым. Он исходил из того, что попытка внедрения парламентских и демократических институтов России, где большинство населения не является достаточно просвещенным, неизбежно приведет к новой диктатуре демагогов и террористов.

Информация о работе Политическая культура России: прошлое и настоящее