Платон об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.
Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции идеального государства Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.
В работе использованы следующие методы исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА....…………………5
2 РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ...………………………………………...6
3 ОСНОВЫ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………...8
4 ВТОРОЕ ПО СОВЕРШЕНСТВУ ГОСУДАРСТВО…………………………..11
5 ВОСПИТАНИЕ СТРАЖЕЙ И ПРАВИТЕЛЕЙ……………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Политология (реф.).docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Предусматривается создание Совета из 360 членов, избираемых по 90 человек от каждого из четырех  классов. Совет наделяется значительной властью. Имеется также народное собрание, но посещать его обязаны (под  страхом наказания) лишь граждане первого  и второго классов. Для граждан  третьего и четвертого классов посещение  народного собрания не обязательно. Проектируется также избрание множества  гражданских и военных должностных  лиц. Причем предусматривается процедура  своеобразной проверки правомерности  претензий кандидатов на занятие  соответствующих должностей, что  также призвано ограничить «разгул демократии».

Большая роль в платоновском проекте отводится  особому (по существу надгосударственному  и экстраординарному) органу - ночному  собранию из 10 самых мудрых и престарелых  стражей, которым, по словам Платона, вручается  государство. Члены этого охранного  органа для спасения государства, подобно  философам первого проекта, причастны  к сокровенным космическим и  политическим знаниям, и только они  могут быть совершенными стражами по охране добродетели. Ведь если бы, подчеркивает Платон, по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания («Законы», 875 c, d). Таким путем второе по совершенству государство заметно сближается с первым. Что не удивительно, поскольку цели и задачи у них одинаковые.

Они различаются  лишь своими возможностями. В том, которое  описано в «Законах», души людей еще не достаточно освободились от телесного и материального. Но со временем под воздействием законов, прописанных правителями-философами, и умеренной без сильных эмоций и желаний жизни, как под действием лекарств, души окрепнут, и тогда станет возможным построение идеального государства.

Правильное  воспитание граждан, а вернее сказать  их душ, потому что души бессмертны, - вот что больше всего занимает Платона.

 

 

ВОСПИТАНИЕ  СТРАЖЕЙ И ПРАВИТЕЛЕЙ

 

Воспитание  граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго  до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться с  лучшими женщинами. Назначаются  также и сроки деторождения: для  женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как  у него пройдет лучшее время для  бега и вплоть до пятидесяти пяти лет. Рождение детей государственное  дело. Женщина рождает государству, а мужчина производит государству. Сексуальная свобода наступает  только после того, как женщины  и мужчины выйдут из возраста, назначенного для произведения потомства. Любовь допускается, но только в пределах этих ограничений. Впрочем, любовь, как и  любое другое вожделение и эмоция, не должна быть чрезмерной.

Платон  легко расправляется с чувствами  влюбленных, поскольку они мешают достижению главной цели идеального государства - воспитание души, свободной от чувственности. И тут сразу вспоминается: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более Меня недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». (Ев. от Матфея, 34-37)

Будучи  беременной, женщина должна остерегаться сильных эмоций - радости и горя, и много ходить, ходьба вызывает раскачивания плода, в результате которых дети уже в утробе матери приучаются переносить трудности. После рождения ребенка, он воспитывается отдельно от родителей. Более того они не должны знать, кто именно из детей является их ребенком. Эта мера кажется чрезмерной, но она является необходимой для ограждения детей от влияния их несовершенных родителей.

Каким же должно быть идеальное воспитание? Начиная разговор об этом в диалоге  «Законы», Афинянин, выражая мысли самого Платона, еще раз выражает свое отношение к вожделениям и эмоциям: «Согласно моему утверждению, в правильной жизни и не надо стремиться к наслаждениям, и в свою очередь не следует совсем избегать страданий. Надо довольствоваться чем-то средним, о чем я сейчас упомянул, обозначив это как радостное; такое расположение духа все мы, согласно некоему священному откровению, метко приписываем и Богу. Я утверждаю, что тот из нас, кто намерен стать божественным человеком, должен стремиться к подобному состоянию так, чтобы ни самому не стремиться к одним только удовольствиям, ибо не миновать ему и страданий, ни всем там остальным старикам и юношам, мужчинам и женщинам не позволять стремиться к тому же, а всего меньше по мере сил новорожденному ребенку».

Соблюдая  это правило, следует избегать изнеженности малолетних воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия, так как оскорбления могут вызывать сильные негативные эмоции. Обучение же должно быть двояким: тело следует обучить гимнастическому искусству, а душу для развития ее добродетели мусическому. И во всем следует соблюдать простоту и умеренность. «Простота в мусическом искусстве дает уравновешенность души, в области же гимнастики - здоровье тела» («Государство»).

В мусическое воспитание входят, помимо различных  искусств, также и мифы, и сказки. В идеальном государстве, по мнению Платона, следует добиваться того, чтобы  первые мифы, услышанные детьми, вели к  добродетели. Недопустимы «вредные сочинения», зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества.

Рассуждая об мусическом воспитании, Платон подвергает резкой критике самые разнообразные виды искусств, за то, что они стремятся вызывать те или иные чувства. Такое искусство он называет подражательным, и призывает исключить его, насколько это возможно, из жизни.

Литература, музыка и танцы должны способствовать развитию в гражданах правильного, с точки зрения Платона, миропонимания, и поэтому подлежат тщательной цензуре. Такое «реакционное» отношение к искусствам вызывает либо непонимание, либо яростное неприятие со стороны исследователей. Однако многие художники и поэты неоднократно указывали на то, что подлинное искусство зависит от того как, а не что отображается в том или ином произведении. Так О. Ренуар, например, говорил о том, что он завидует ремесленнику, который всю жизнь может рисовать одну и ту же сцену или предмет. От него не ждут выражения каких-то идей или чувств, и поэтому он может целиком отдаться живописи - еле уловимой игре линии и цвета. Исходя из этих соображений, никакая цензура не может запретить подлинное искусство.

С малых  лет граждан платоновского общества должны учить военному делу. Тогда  же из них отбирают будущих страж. «Отбирать людей в воины, - говорит Платон, - следует умело. Главное – разглядеть, есть ли в душе человека яростный дух, а кроме того, и стремление к мудрости» («Государство»). Стражи должны быть «благочестивыми и божественными», насколько это возможно.

Кандидатов  же в правители отбирают в возрасте двадцати лет. Отбирают наиболее способных к диалектике и проводят с ними общий обзор всех наук, которые они изучали в детстве. Из всех же наук, Платон, как и следовало ожидать, наиболее важными считает самые абстрактные из них. Это в первую очередь арифметика, потом - геометрия и астрономия. Претенденты должны научиться находить общее в частном, поднимаясь от разрозненных чувственных фактов к умопостигаемым истинам. Из них, через десять лет, выбирают наиболее отличившихся, которые упражняются в философии еще пять лет. После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности и посты.

Затем их приводят к окончательной цели – «заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя - каждого в свой черед - на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать» («Государство»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, Платон оставил замечательный по степени  проработки и последовательности суждений проект государства, которое призвано освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должны довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегая чрезмерных радостей и страданий. А поскольку сильные  желания неизбежно порождают  или то, или другое, то в государстве, в котором граждане не испытывает этих желаний души, по мнению Платона, становятся чище и ближе к божественному. Таким образом, идеальное государство  Платона – религиозное сообщество, целью которого является достижение духовного совершенства всех его  членов (если не в этой жизни, то в  какой-нибудь из последующих).

Этим  объясняется невысокая оценка Платоном тех общественных порядков, в которых  поощряются или вызываются какие-либо чувства и эмоции, а также желания  направленные на достижение каких-либо целей в призрачном мире теней, каким, по мнению античного мыслителя, является зримый, материальный мир. Поэтому худшим из государственных строев он считает  тиранию, так как в этом случае потакание животным вожделениям  и страстям у одних сочетается с накоплением злобы и ненависти  у других жителей такого государства.

Однако  и механическое воспроизведение  свойств идеального общества, единомыслие, регламентированность и т. д. тоже не может привести к освобождению душ, поскольку главное требование - главенство во всем людей, познавших божественную истину, - не будет соблюдено. Для Платона же создание послушного человеческого стада не является самоцелью. Послушание призвано помочь мудрым и просветленным пасторам вывести вверенные им души из мрака пещеры к божественному свету.

Из всего  вышесказанного вытекает, что государство, даже идеальное, по Платону, не обладает самостоятельной ценностью, являясь  частью призрачного мира теней.

Оно призвано лишь помогать душам освобождаться  от материального и телесного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Асмус, В.Ф. Платон/ В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1978. – 278 с.
  2. Богомолов, А.С. Античная философия/ А.С. Богомолов. – М.: Наука, 1988. – 369 с.
  3. Краткий очерк истории философии / Под ред.  М. Иовчука, Т. Ойзермана, И. Щипанова. - М.: Высшая школа, 1983. – 644 с.
  4. Лосев, А.Ф. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ/ А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 442 с.
  5. Макрей Д. Наука и демократия/ Д. Макрей. – СПб.: Питер, 1994. – 467с.
  6. Мигдал, А.Б. Поиски истины/ А.Б. Мигдал. – М.: Мысль, 1987. – 499 с.
  7. Мир философии. Антология философской мысли. – М.: Политиздат, 1990. – 814 с.
  8. Платон. Избранные сочинения. – М.: Логос, 1994. – 526 с.
  9. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона/ К. Поппер. – М.: Фолиант, 1999. – 633 с.
  10. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 527 с.

 


Информация о работе Платон об идеальном государстве