Платон об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.
Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции идеального государства Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.
В работе использованы следующие методы исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА....…………………5
2 РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ...………………………………………...6
3 ОСНОВЫ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………...8
4 ВТОРОЕ ПО СОВЕРШЕНСТВУ ГОСУДАРСТВО…………………………..11
5 ВОСПИТАНИЕ СТРАЖЕЙ И ПРАВИТЕЛЕЙ……………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Политология (реф.).docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Физической  культуры и спорта»

Кафедра «Спорта, туризма и двигательной рекреации»

 

 

 

 

 

Платон об идеальном государстве

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил, к.п.н., старший преподаватель

_______________________Н.А.  Трегубов

_____________________________2010 г.

    Автор работы

    Студент группы ФКиС-263

    _____________________Н.А. Захарова

    ___________________________2010 г.

    Реферат защищен с оценкой

    (прописью, цифрой)

     ________________________________

     ___________________________2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2010

АННОТАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

Захарова  Н.А. Платон об идеальном государстве. – Челябинск: ЮУрГУ, ФКиС-263, 17 с., библиогр. список – 10 наим.Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.

Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции идеального государства  Платона.

Цель  исследования выдвигает необходимость  решения следующих задач:

  • рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
  • проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, философско-концептуальное абстрагирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА....…………………5

2 РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ...………………………………………...6

3 ОСНОВЫ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………...8

4 ВТОРОЕ ПО СОВЕРШЕНСТВУ ГОСУДАРСТВО…………………………..11

5 ВОСПИТАНИЕ СТРАЖЕЙ И ПРАВИТЕЛЕЙ……………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В обширном и разностороннем творчестве Платона  огромное внимание уделено проблемам  государства, права и политики. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются «Государство» и «Законы». В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство, максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу. Политико-правовая тематика исследуется и в других многочисленных платоновских диалогах, таких как «Антология Сократа», «Политик», «Критий», «Протагор», «Горгий».

С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков  философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные  вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для  современных исследователей.

Одни  из них, такие как К. Поппер и Б. Рассел подвергли Платона резкой критике как защитника тоталитарного строя. Другие, как например, В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммуниста, призывавшего к борьбе против народных масс. Характерно, что почти все исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку.

У многих исследователей вызывает недоумение соседство  в работах Платона призывов к недопустимости чуть ли не любого волеизъявления отдельных граждан и полное подчинение их поступков и даже мыслей законам и правителям с заботой об их душах, о благе для каждого и с острой критикой тоталитаризма.

Для того, чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество. И потом уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств.

 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Многие  считают, что целью идеального общества является максимальное удовлетворение желаний каждого человека, при  условии, что они не противоречат желаниям других людей. Для Платона  же все эти желания и стремления не имеют никакой ценности, так  как направлены на достижение тех  или иных целей в материальном, то есть призрачном, мире. В знаменитом отрывке о пещере («Государство») он уподобляет этот мир искаженным теням на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы узники. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере, так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. «Когда душа пользуется телом, исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства, тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие точно пьяная». («Федон», 79)

Смерть, как считает Платон, освобождает  душу от этой порочной зависимости, но лишь на некоторое время. Потому что, по мнению философа, душа, обремененная тягой к материальному, все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Отсюда следует вывод о том, что приблизится к божественному можно только через правильное воспитание души. И такое воспитание является главной целью платоновского государства. Поскольку душе предстоит освободиться от привязанности ко всему телесному, и в наибольшей степени от желаний, то основной задачей идеального государства становится обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан. А для этого необходимо поддерживать однородность и единомыслие во всем обществе, с тем, чтобы не допускать разногласий и столкновений интересов, вызывающих те или иные чувства, утяжеляющие душу. Но человека нельзя заставить думать определенным образом, поэтому государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение. Для того же, чтобы общество было идеальным, необходимо, очевидно, и идеальное мировоззрение, и идеальные законы. Для защиты же от проникновения чуждых идей и инакомыслия, следует максимально, насколько это возможно, оградиться от влияния других стран.

Необходимо  также, для сохранения ровного и  незамутненного чувствами состояния  души, чтобы обеспечение себя всем необходимым для жизни и защита от врагов не были бы связаны с большими трудностями и сильными переживаниями. Одиночке осуществить это крайне трудно, поэтому и необходимо создание хорошо организованного общества. А  для того, чтобы легче было понять, каким же должно быть такое идеальное  общество, нужно рассмотреть то, как справляются с поставленными  задачами и целями различные, уже  существующие, типы государств.

 

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

 

В диалоге  Платона «Законы» Афинянин спрашивает у своих собеседников, жителей Крита и Спарты, о том, есть ли в их государствах законы и обычай, которые бы поощряли стойкость человека не только к страданиям, но и к удовольствиям. И те вынуждены признать, что в отличие от мужества при претерпевании душевных и телесных мук, которое везде одобряется и поощряется, победа над удовольствиями и вожделениями не считается общепризнанной добродетелью. Для Платона это обстоятельство является серьезным недостатком существующих государств и законодательств. В этом он видит их однобокость. Не случайно, что анализируя различные типы государств, а именно тимократию, олигархию, демократию и тиранию, Платон заостряет внимание читателя на том, какие желания обуревают людьми при том или ином строе.

Карл  Поппер обвиняет древнегреческого мыслителя  в том, что в своем идеальном  государстве он превращает его жителей  в бездушные винтики безупречного государственного механизма. Однако на самом деле люди с их желаниями  и стремлениями интересуют Платона  в первую очередь. Поэтому, говоря о  недостатках различных типов  государств, он подробно останавливается  на описании, соответственно, тимократического, олигархического, демократического и тиранического человека.

Тимократией Платон называет такой государственный  строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и  честолюбие. Он считает этот строй  лучшим по сравнению с остальными тремя, однако, все-таки далеким от идеала. По его представлениям такое общество может образоваться вследствие разложения идеального государства, если это будет допущено.

Для тимократического человека деньги и наслаждения еще  не так важны, как для представителей других государств. Для него главным  является желание выдвинуться, заслужить  уважение и почем своих сограждан. Но при этом внимание все больше уделяется не внутренним качествам  души, а внешнему блеску. И это  неизбежно приводит к соперничеству  и интригам, которые ослабляют государство.

Накопление  тимократической знатью богатств, по мнению Платона, приводит к тому, что  она начинает менять законы и устои  своего государства с тем, чтобы  ей было удобнее тратить эти средства. То, что раньше считалось нескромным и неуместным, становится общепринятым. Моральные нормы и устои больше не считаются чем-то незыблемым. И  постепенно тимократия вырождается в олигархию.

Для олигархического  человека честолюбие уступает место  сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств, считается второстепенным.

 

 

Воспитанию  души уделяется еще меньше внимания, чем при тимократии. Главным считается  способность человека добиться материального  благополучия с тем, чтобы удовлетворять  свои все возрастающие потребности. Однако при этом строе страсть  к накопительству и осуждение  бездумного расточительства еще  как-то сдерживают потакания граждан  своим вожделениям и страстям.

Одновременно  с увеличением числа удовольствий, которые могут себе позволить  богатые граждане олигархического  государства, растет число бедняков. И если при тимократии распри и  соперничество имеют место между  отдельными гражданами, то при олигархии  все общество делится на два враждующих лагеря бедняков и богачей. В среде  бедняков зреет недовольство своим  положением, которое время от времени  выливается в восстания и разбор. Таким образом, при олигархии  становится еще больше как страданий, так и удовольствий.

Со временем, по утверждению Платона, олигархия  перерождается в демократию. И  происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится, избираясь на ту или иную должность.

И прежде чем перейти к критике этого  строя, Платон подчеркивает его внешнюю  привлекательность. Но это рай для  человеческих желаний, а не для души, стремящейся, по своей природе, освободиться от всего земного. Таким образом, демократический строй порождает  в человеке массу желаний и  устремлений, который тратит все  свое время на их удовлетворение, превратившись  в их раба и прислужника. Однако законы еще могут сдерживать самые необузданные из них.

При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения: богачи, народ и трутни. Последние уже  были при олигархии, но там они  не пользовались уважением, поскольку  не преумножали своего богатства. В  демократическом же государстве, говорит  Платон, они занимают чуть ли не все  государственные посты. Потому что  на эти должности избираются, как  правило, не те, кто имеет способности  к тому или иному виду деятельности, а те, кто умеет производить  впечатление на толпу.

Особенно  подробно Платон останавливается на переходе от демократии к тирании.

Трутни, заискивая перед народом, стремятся  отобрать у богатых часть имущества  и отдать его более бедным слоям  населения. Богачи же, сопротивляясь  этому, даже если они и были расположены  к демократическому строю, вынуждены  будут организовать оппозицию. Когда  противостояние достигает своего пика, народ выдвигает своего ставленника тирана, наделяя его неограниченными полномочиями. Расправившись с мятежниками, тиран перераспределяет отобранные богатства между народом и своими соратниками. Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. Зачастую это лучшие граждане страны. Эти репрессии и происходящее при этом оскудение казны, приводят к росту недовольства среди народа.

В результате, ради сохранения своей власти, тирану приходится усилить гонения на недовольных, а также вести бесконечные  войны с соседями для того, чтобы  отвлечь население страны от внутренних проблем. В конечном счете, тиран, боясь  и внутренних и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами.

Жизнь тиранического  человека переполнена животными  страстями и страхами. Потакания  своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь, не отпускающий  ни на минуту - вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность  своего правителя, привыкают к мысли  о вседозволенности. На первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав.

Информация о работе Платон об идеальном государстве