Метод наблюдения в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым[1].

Содержание работы

Введение
1.Специфика метода наблюдения в социологии
2. Виды наблюдения
3.Подготовка к проведению наблюдения
4. Программа социологического наблюдения
4.1 Методологическая часть
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный  анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки  зрения задачи исследования аспекты  наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они  могут быть переформулированы несколько  раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие  изменения и вносить их в программу  исследования.

4.1 Методологическая  часть

Определение цели, задач  и гипотезы исследования

Важное место в  любой программе любого социологического исследования занимает построение его  целей и выявление задач. Цель придает общую направленность исследованию, от неё зависят задачи исследования. Цель задает определённую логику проведения исследования. Чёткая формулировка конкретной цели — одно из важнейших требований к программе исследования. В данном случае целью социологического исследования является получение информации об уровне толерантности современной молодежи(студенческой). Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур социологического исследования.

Средством реализации цели исследования служат задачи исследования. Они раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с  гипотезами.

Задачами этого исследования являются:

1)Выявление степени  терпимости студентов КурскГТУ к иностранным студентам и вообще иностранцам в нашем городе. 

Информация, полученная при решении этой задачи, поможет  определить актуальность исследуемой  проблемы в рамках города Курска.

2) Выяснить условия,  влияющие на степень толерантности  к иностранцам студенчества в  нашем ВУЗе.

Данные, полученные при  решении этой задачи, помогут понять, какие именно условия влияют на степень  толерантности студентов.

3) Выяснить, чем мотивируют  студенты свое отношение (положительное  или отрицательное) к иностранцам. 

Данные, полученные при  решении этой задачи, помогут понять, какие именно факторы формируют  субъективное отношение студентов  к иностранцам.

Таким образом, можно  считать, что, решив поставленные выше задачи, можно решить возникшую проблему.

Также очень важно  для любого исследования чётко и  правильно сформулировать гипотезу. Гипотеза — это своеобразный прогноз  ожидаемого решения исследовательской  задачи. Она основывается на имеющихся  теоретических знаниях об исследуемом  объекте и практических выводов. Характер гипотез определяет логику исследований и способствует правильному  выбору методов исследования. Гипотеза нужна для того, чтобы, исходя из проблемной ситуации, высказать предположения  о влияющих на неё факторах и наметить ориентиры выхода из неё. Перед началом  исследования нами выдвигается следующая  гипотеза: в нашей стране наблюдается  низкий уровень толерантности к  гражданам других стран, принадлежащих  другому этносу и культуре, что  порождает частое непонимание в  обществе и стычки между нашей  молодежью и иностранцами, часто  плохо заканчивающиеся для вторых.

Объект, предмет и  выборка исследования

Для любого исследования, в том числе и социологического, также важно четко определить объект и предмет исследования. Объектом может быть социальный процесс, или  область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического исследования - это  то, на что направлен процесс познания. В данном исследовании объектом изучения являются студенческая молодежь города Курска. Предметом же исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона  объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному  объекту может соответствовать  несколько различных предметов  исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую  именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное —  для решения какой социальной проблемы выбран. В данной работе предметом  исследования служит отношение студентов  к представителям других национальностей (расизм/толерантность). 

Следующий этап - это  формирование выборки.

Множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует некоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению которого всегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности или  нет. Часть объектов генеральной  совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Иными словами, если генеральная совокупность включает все без исключения единицы, составляющие объект исследования, то выборочная совокупность представляет собой специальным  образом отобранную часть генеральной  совокупности.

В данной работе будет  использоваться квотный (стратифицированный)

отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор  единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

В данной работе будет  использоваться наблюдение за группой  студентов КурскГТУ, представляющих собой творческий коллектив, состоящий из студентов разных возрастов, объединенных лишь принадлежностью к ОТП. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется, а значит соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно.

4.2 Программа социологического  исследования на тему «Отношение  студентов к представителям других  национальностей»

Актуальность исследования: на сегодняшний день нашу страну заселяет все больше иностранцев, которые  приезжают к нам для обучения или в поисках работы. Так же у нас в стране очень много  неформальных организаций, которые  выступают за чистоту расы и не очень приветствуют граждан других стран на своей земле. Наша страна открыта для въезда иностранцев, состоит в еврозоне и потому ее посещает ежедневно тысячи людей  из разных стран, кто-то по делам, кто-то для культурного развития, а кто-то в целях обосноваться и стать  частью нашего народа. Очень часто  встречаются у нас представители  стран СНГ, в частности представители  кавказской и узбекской национальности, так как когда-то все мы жили единым народом, после разделения Советского Союза многие оставили семьи за границей и теперь имеют российское гражданство. Но все больше в нашей стране появляется представителей дальнего зарубежья, Азии и так далее. В большинстве  своем это студенты вузов, которые  приезжают к нам для получения  качественного и доступного образования, что наше правительство всячески поддерживает.

Но вот вопрос: «Как наши студенты относятся к своим  иноязычным братьям?» Он достаточно спорный, потому и актуальный, ответ  на него поможет выяснить степень  толерантности нашей молодежи. В  странах запада давно не считаются  с цветом кожи или разрезом глаз, это облегчает жизнь и взаимодействие между людьми, а у нас это  все еще неблагоприятный фактор коммуникации. Итак, в связи с  невысокой терпимостью нашего народа к иностранцам в прежние времена, необходимо выяснить, как же на них  реагирует нынешнее поколение, потому что меняются люди, меняется мир, меняются отношения людей. Тут важно выяснить в какую сторону они меняются и возможно ли абсолютно мирное сосуществование  россиян с представителями других национальностей на нашей земле  при сохранении нашей расы.

Проблема: наша страна принимает  все больше иммигрантов из стран  дальнего зарубежья и СНГ, это  создает напряженность в обществе. Примером тому служит знаменитая фраза  москвичей: «Понаехали тут!» Россия многонациональная страна, и к  нашим братским народам мы уже  привыкли за многолетний опыт совместного  существования в СССР, а вот  тот факт, что мы тянемся за Европой, в частности за Америкой, где рамки  нации стерты, приводит на территорию России все больше иностранцев на постоянное место жительства. Только вот не все знают, что у американцев  никогда не было нации единой как  таковой в этническом смысле, они  изначально были сборищем, сражающимся за свободу и прибывали на территорию США со всех концов Земли в поисках лучшей жизни. Проблемой в данном случае для России служит слабая терпимость к людям других национальностей, находящихся на исконно русской территории, принадлежащей нашей нации веками.

Объект наблюдения: студенческая молодежь КурскГТУ

Предмет наблюдения: отношение  студентов к представителям других национальностей (расизм/толерантность)

Цель наблюдения: получить информацию об уровне толерантности  современной студенческой молодежи.

Задачи наблюдения:

1)Выявление степени  терпимости студентов КурскГТУ к иностранным студентам и вообще иностранцам в нашем городе.

2) Выяснить условия,  влияющие на степень толерантности  к иностранцам студенчества в  нашем ВУЗе.

3) Выяснить, чем мотивируют  студенты свое отношение (положительное  или отрицательное) к иностранцам. 

Гипотеза: в нашей  стране наблюдается низкий уровень  толерантности к гражданам других стран, принадлежащих другому этносу и культуре, что порождает частое непонимание в обществе и стычки между нашей молодежью и иностранцами, возникающие в результате проявления агрессии первых. Предполагается, что  большинству нашей молодежи присущи высокие показатели расизма, хотя в большинстве высокоразвитых стран, к которым мы себя относим, проблем с толерантностью к иностранным гражданам нет, так как эти страны мультинациональные и их население смешанное, а на территории России преобладает российская нация. Задачи исследования доказать правильность гипотезы (низкий уровень толерантности российской молодежи к иностранцам) или опровергнуть ее, т.е. прийти к выводу ,что терпимость нашей молодежи к иностранцам на среднем или же высоком уровне.

Интерпретация понятий:

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Расизм - исходящая из антинаучного утверждения о неравноценности  рас реакционная буржуазная теория и человеконенависническая политика господства якобы высших, полноценных рас над якобы низшими, неполноценными.

Нация – это совокупность граждан одного государства. У членов одной нации много общего: язык, культура, история их государства. Иногда нацию понимают как социально-экономическую  или культурную общность людей, это  так называемая этнонация, единая народность.

Операционализация понятий:

Толерантность: высокие  показатели, средние показатели, низкие показатели.

Расизм: высокие показатели, средние показатели, низкие показатели.  

Выборка: квотная (квота- участники творческого коллектива ОТП КурскГТУ, возраст участников соответствует возрастному составу в генеральной совокупности) .

Наблюдение включенное (полное включение), неконтролируемое, стандартизованное, полевое, эпизодическое.

 

Заключение

Люди обращались к  наблюдению как одному из важнейших  источников социальной информации, непосредственно  воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей. Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.

Но на практике наблюдение редко бывает основным методом сбора  социальной информации. Обычно оно  применяется наряду с другими  методами и служит специфическим  целям.

Наблюдение как метод  социологического исследования способствует получению весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь  с помощью других методов.

Наблюдение - незаменимый  источник информации на стадии общей  разведки по формулятивному плану. Т.е., как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т.п.

Включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми  обследованиями (по документам, опросам) позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, повысить обоснованность интерпретации  данных.

Важнейшее из преимуществ  наблюдения -это его непосредственность. Этот метод сбора информации позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

Однако, несмотря на значительные преимущества, включенное наблюдение обладает также и рядом недостатков. Прежде всего, это вмешательство  исследователя в ход естественного  процесса, так как, бесспорно, присутствие  наблюдателя всегда оказывает влияние  на наблюдаемую ситуацию. И самое  главное заключается в том, что  размер этого влияния определить необычно сложно. Существует также  опасность включенного наблюдателя  утратить объективность, становясь  в позицию тех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом, если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманной  концепции исследования.

Отмечают  также субъективное воздействие  на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Здесь может иметь  место «снисходительность» наблюдателя  в отношении наблюдаемых, тенденция  оценивать ситуации более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т.е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом[13]. Короче говоря, личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.

Поскольку наблюдение, в  особенности участвующее, часто  ведется одним человеком, а человеческое восприятие ограничено, поэтому исследователь  может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся  в короткое время зафиксировать  как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с  целым, не найти их место в контексте  тех процессов, которые свойственны  изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так  и остаться набором разрозненных впечатлений.

Информация о работе Метод наблюдения в социологии