Метод наблюдения в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым[1].

Содержание работы

Введение
1.Специфика метода наблюдения в социологии
2. Виды наблюдения
3.Подготовка к проведению наблюдения
4. Программа социологического наблюдения
4.1 Методологическая часть
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит  в том, что оно позволяет фиксировать  различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий  в рассматриваемом коллективе и  изучать поведение его членов в естественных условиях.

В особенности это  относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет  получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива - увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с  помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить  характерные для данных индивидов  и ситуаций образцы поведения  и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать  появление их в будущей ситуации.

Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно  определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую  ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта  еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет  увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или  сформулировать гипотезы.

Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего - это вмешательство исследователя  в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие  наблюдателя всегда оказывает влияние  на наблюдаемую ситуацию. И самое  главное заключается в том, что  размер этого влияния определить необычайно сложно.

Поскольку наблюдение, в  особенности участвующее, часто  ведется одним человеком, это  может иметь свои отрицательные  последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь  может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся  в короткое время зафиксировать  как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с  целым, не найти их место в контексте  тех процессов, которые свойственны  изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так  и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся  под наблюдением, типично для  их окружения.

Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и  задач наблюдения. Цель определяет  направленность наблюдения. В зависимости  от цели исследования задачами  наблюдения могут быть: предварительная  ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации  и т.п.), получение интересующей  наблюдателями информации, уточнение  и проверка результатов, полученных  при помощи других методов,  выдвижения предварительных гипотез  и их проверка.

2) Выявление объекта  и предмета наблюдения. В качестве  объекта наблюдения могут выступать  отдельные индивиды, их различные  общности и группы, способы их  деятельности. Предметами наблюдения  могут стать вербальные и невербальные  акты поведения отдельных индивидов,  их групп (семейных, профессиональных  и др.), а также более обширных  общностей (этносов, территориальных  структур - городов, регионов и  т.п.), определенные ситуации, в которых  оказываются изучаемые индивиды  и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего  сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды  наблюдения.

4) Определение способов  регистрации наблюдаемого объекта,  его действий и изменений. Регистрация  результатов наблюдения может  осуществляться в специально  разработанных карточках и протоколах  наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5) Осуществление контроля  наблюдения. Оно может быть реализовано  путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями  и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений  с наблюдениями, выполненными другими  квалифицированными наблюдателями  и т.п.

6) Обработка и интерпретация  полученной информации может  осуществляться как традиционными  методами - логическое обобщение  полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так  и методами обработки массивов  полученной информации посредством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.

7) Составление отчета  о результатах наблюдения и  полученных выводах. Такой отчет  должен содержать документацию  об объекте, предмете, времени,  месте и обстоятельствах произведенного  наблюдения; информацию о способе  наблюдения и роли наблюдателя;  характеристику наблюдаемых индивидов,  социальных групп, способов их  общения и деятельности в определенных  ситуациях; рекомендации по практической  реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

В плане организации  и проведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются  средства сбора информации, сроки  и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования - диктофонов, видеоаппаратуры  и т.п.), виды отчетности и сроки  ее представления заинтересованным организациям.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что наблюдение весьма специфичный метод для такой  науки как социология, но им можно  получить ту информацию, которою не добыть другими способами, а она  может оказаться очень значимой для исследователя. Социологическое  наблюдение может служить для  достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в  качестве источника информации об исследуемом  социальном объекте. Во-вторых, с его  помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

 

2. Виды наблюдения

В зависимости от целей  и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя  в изучаемой ситуации, по степени  формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное  (структурализованное) наблюдение - такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным[8].

3) Не включенное (внешнее)  наблюдение - это такой способ  социологического исследования, при  котором исследователь находится  вне изучаемого объекта, изучает  его как бы со стороны. Наблюдатель  в таком случае не включается  в ход событий, не участвует  в них, не задает вопросов  наблюдаемым индивидам, как бы  отстранен от них, просто регистрируя  происходящее под углом зрения  целей и задач исследования. Оно  применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологического  исследования, при котором наблюдатель  в той или иной степени непосредственно  включен в изучаемый социальный  процесс, находится в прямом  контакте с изучаемыми индивидами  и группами и участвует вместе  с ними в определенной сфере  деятельности.

В зависимости  от места и роли наблюдателя различаются  четыре типа включенных наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой  группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в  исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные  ее члены не подозревают, что в  их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода[9]. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Вторым типом включенного  наблюдения исследователя, при которой  последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного  коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и  изучаемый им производственный коллектив  цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив  довольно быстро адаптируется к присутствию  наблюдателя и при положительном  отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в  сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может  быть охарактеризована как "участник-наблюдатель".

Третий тип включенного  наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя-участника". В таком  случае контакт наблюдателя с  членами коллектива минимален, исследователь  не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного  наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет  функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень  сходным с не включенным наблюдением.

5) Полевое наблюдение  отличается тем, что проводится  в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в  непосредственном контакте исследователя  с изучаемым объектом. Большинство  стандартизированных, не стандартизированных,  включенных наблюдений проводится  именно в форме полевого наблюдения.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической  социологической информации, который  осуществляется в искусственно  созданных для наблюдаемой группы  и контролируемых исследователями  условиях. При проведении такого  наблюдения социологи довольно  четко используют различные технические  средства для фиксации поведения  группы в измененных условиях  и ситуациях, в которых осуществляются  действия специально подобранных  для лабораторного исследования  участников.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который  проводится по четко определенному  графику, с регулярной фиксацией  заранее обусловленных признаков,  ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику  изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений  и событий при отсутствии четкого  регламента регистрации их в  определенных временных интервалах  или по различным этапам их  протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки  наблюдения заранее не предусматриваются,  а исследователь наблюдает и  фиксирует интересные, заслуживающие  внимания, с его точки зрения, факты и события социальной  жизни. Такое наблюдение возникает  и в таком случае, когда социолог  при проведении систематического  наблюдения сталкивается и интересным  фактом или событием, имеющим  непосредственное отношение к  изучаемому объекту, но не предусмотренным  заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния  заработной платы на отношение  людей к труду может обнаружиться  и влияние содержания досуга  на трудовую деятельность, тогда  социологу полезно понаблюдать,  каким образом такое влияние  осуществляется.

Информация о работе Метод наблюдения в социологии