Этапы развития политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

Объект политологии - политика, политическая сфера жизни общества.
Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.
Функции политологии:
♦ теоретико-познавательная - формирует знания о политике и ее роли в обществе;
♦ мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;
♦ методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

Файлы: 1 файл

Политология для АД.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Политологию определяют как науку  о политике.  


Объект политологии - политика, политическая сфера жизни общества.

    Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.

    Функции политологии:

   ♦ теоретико-познавательная - формирует знания о политике и ее роли в обществе;

   ♦ мировоззренческая, которая  способствует выработке определенного  видения политической действительности;

   ♦ методологическая, сводящаяся  к тому, что выводы политической  науки могут служить основой для более частных политических теорий;

   ♦ регулятивная, предполагающая  усвоение политических знаний  посредством прямого влияния  на политические действия;

   ♦ прогностическая, раскрывающая  тенденции развития политических  явлений через прогноз;

   ♦ оценочная (аксиологическая) - дает точную оценку событиям.

 

  1. Этапы развития политической науки.

1. Анти́чность[(восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка.

Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

Конфуций (Лунь юй) (551-479 до н.э.) китайский мыслитель, известный на родине как Кун-цзы, разрабатывал учение о «гуманном управлении», в нем государство трактовалось как средство перевоплощения идеальных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим.

Платон (427-347 гг. до н.э.) Наиболее значительные работы Платона это политические диалоги: «Государство», «Политик», «Законы» и др. Выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худшего из несовершенных устройств.

Аристотель (384-322 до н.э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона. Аристотель - автор таких важных для истории политической науки работ, как «По­литика» и «Афинская полития».

Он  выделяет государства: 

- правильные (монархия, аристократия, полития) и 

- неправильные (тирания, олигархия, демократия).

 

2. Политические идеи Средневековья и Возрождения

В эпоху средневековья в трактатах  таких религиозных мыслителей какАврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274), предпринимались теоретические усилия для обоснования регулирующей роли церкви по отношению к политической власти. 

А.Августин ставит вопрос о соотношении двух властей (власти светской и власти церковной) и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти, поставить государство под контроль христианской церкви.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы — «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.


  1. дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
  2. впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
  3. считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
  4. подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
  5. утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

 

3. Политические  идеи Нового времени

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан...» и др., раз­рабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и со­гласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности.

   Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики «Два трактата о правлении».

   Д.Локк разрабатывал идеи  естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для то­го, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в поли­тико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав чело­века и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвер­жденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.).

    Далее Дж. Локк выдвигает  и отстаивает идею верховенства  закона в государстве. В го­сударстве  никто не может быть изъят из подчинения закону. Либераль­ные идеи Дж.Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслите­лей XVШ-XX века.

   Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения рим­лян», «О духе законов» и др.

Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположе­ние страны и т.д.), поэтому его относят  к основателям «географического детерминизма».

   Ш.Л.Монтескье известен в  политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и су­дебную.

      Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политический мыслитель. Для политической науки важными являются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демократизм политической теории Руссо Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. «Родился новый Бог» — так оценил идею Руссо французский писатель XX в. Альбер Камю. Видимо Камю хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррацио­нальна, как и вера в Бога.

   Однако с  именем Руссо  связана разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридиче­скими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства.

Эдмунд Берк (1729-1797) — политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Наиболее известная работа — «Размышления о революции во Франции...» (1790) В ней Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо), показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной политики, тем более, не может быть надежным ориентиром политики рус­соистская воля большинства.

   Порядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. «Истиная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Эти положения английского мыслите­ля были далее развиты французом Ж. Де Местром, который подчеркивал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает. Таким образом, в новое время в политической теории складывается целое на­правление — консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивнонаправляющую роль по отношению к власти.

   Традиция в размышлениях  Берка — это продукт истории,  результат исторического опыта.  История отбирает все ценное  и лучшее, превра­щая это лучшее  в основу дальнейшего развития, в опору мудрого прав­ления.

   В ХIХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого нахо­дит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности поли­тико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества.

   И. Кант (1724-1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государст­ва, права и этики. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет собой всеобщее обязательное правило, кото­рым должны руководствоваться все люди. В теории И.Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство — это объе­динение множества людей, подчиненных правовым законам». Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль каса­ется внутренней мотивации.

   Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает вни­мание на связь государства, права и свободы воли человека.

   Гегель четко различает  гражданское общество и политическое  госу­дарство. Характеризуя гражданское  общество, немецкий мыслитель по­казывает,  что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

   Карл Маркс (1818-1883) — известнейший немецкий философ, эко­номист, внес также значительный вклад в развитие социологии и поли­тической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (совме­стно с Ф. Энгельсом), «Немецкая идеология», «Капитал» и многие другие.

   В основу своих теоретических  построений Маркс закладывает  идею социально-экономической, классовой обусловленности полити­ческих явлений, классового происхождения и классовой природы го­сударства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и ко­торому соответствуют определенные формы общественного созна­ния. «Политическая власть является лишь порождением экономиче­ской власти», а государство является институтом «экономически господствующего класса, который при помощи государства стано­вится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угне­тенного класса».

   Опираясь на материалистические  идеи, Маркс разрабатывает тео­рию  классовой борьбы как главной движущей силы исторического политического процесса.

   Характеризуя демократию, Маркс  отмечал, что здесь «не человек  существует для закона, а закон  существует для человека. Таков  отличи­тельный признак демократии».

4. Политическая наука в Новейший период

   С первой четверти XX в.  начинается современный, продолжающий­ся  и поныне, этап развития политической  науки. Теперь ее развитие идет  на основе все более усложняющихся  политических связей, дальнейшей  политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов поли­тических исследований. Неуклонное усложнение социального мира привело некоторых теоретиков к идее о том, что «политическая теория современности должна <.,.> сфокусировать внимание на фрагментированности общества». Мир стал еще более политизированным, а числе субдисциплин, изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследо­ваний, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследова­ниям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» (political science).

   Основной вклад в развитие  современной политической науки вне­сли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Дауне, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука — авторитетнейшая акаде­мическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Меж­дународная Ассоциация политологов (IPSA), систематически проводят­ся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработ­ки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях.

   Во второй половине XX в.  в западной общественно-политической  мысли стал по­лучать распространение  постмодернизм, представители которого (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрияр и др.) ставят под со­мнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают за современной методологией научного познания способность получения сколь-нибудь значимых научных результатов или общепри­нятых положений. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения, то есть, верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс - все это подвергается сомнению и кри­тике. Постмодернистские концепции являются, с одной стороны, свиде­тельством кризиса той западной культурной традиции, которая послед­ние два столетия опиралась на универсалистский проект века Просвещения. В политической науке этот кризис проявляется в безус­пешных попытках рационального обоснования политики, неспособности традиционных политологических методологий дать убедительное объ­яснение современным вызовам человечеству: глобализму, фундамента­лизму, политическому и государственному терроризму, росту этниче­ских и религиозных конфликтов. С другой стороны, постмодернизм - это одно из направлений поиска новых культурных проектов и новых методов теоретического осмысления современного социального и поли­тического мира.

Информация о работе Этапы развития политической науки