Дирижаблестроение в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Дирижа́бль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, аэростат с движителем, благодаря которому дирижабль может двигаться независимо от направления воздушных потоков.
С давних времен человечеством владела мысль о свободном полете в воздушном океане, который манил своей безбрежностью и величием. В преданиях многих народов бережно хранятся легенды о дерзких попытках смельчаков подняться над Землей. Для достижения этой цели людям пришлось преодолеть долгий и тернистый путь, полный неудач и свершений.

Файлы: 1 файл

Дерижаблестроение в СССР.docx

— 358.46 Кб (Скачать файл)

В наше время  жизнь выдвигает новые задачи перед воздушным транспортом. Этим и объясняется все возрастающий интерес, который проявляют к  воздухоплавательному транспорту специалисты  разных стран.

История Zeppelin

Немецкий аристократ граф Фердинанд фон Цеппелин (Ferdinand Graf von Zeppelin) родился 8 июля 1838 года в Констанце.

Его семья входила  в высший свет Вюртембергского королевства. Молодой человек был волен  сам выбирать, чем заниматься. Один год он посвятил изучению наук, однако после этого поступил в военную  академию. В 25 лет его отправили  военным наблюдателем в Соединенные  Штаты, где тогда шла гражданская  война. Там ему выпала возможность  подняться на воздушном шаре –  этот опыт поразил его. 
 

 

Цеппелин  Фердинанд, немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал  
 
 

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов уже полковник  Цеппелин участвовал в осаде Парижа и видел, как над городом поднимаются  шестьдесят воздушных шаров, на которых  вывозят почту, военные соединения и политиков. Все чаще в его  дневниках появлялись рисунки невиданных аппаратов, порожденных его фантазией.

Все чаще в Берлине  хмурили брови, получая новые  и новые, как казалось, нелепые  прожекты создания армады управляемых  воздушных кораблей. Дело дошло до конфликта с самим императором  Вильгельмом II. Раздражающему командование графу-фантазеру присвоили звание генерал-лейтенанта и в 1890 году уволили  из армии.

Цеппелин вернулся в места своего детства. На собственные  деньги на берегу Боденского озера  он открыл небольшую мастерскую и  нанял молодых талантливых инженеров. Целых восемь лет потребовалось, чтобы подготовиться к строительству  первого дирижабля. За эти годы в  округе к нему прилепилось прозвище граф-дурак - мало кто понимал, чем  занимается этот сумасброд, тратя семейные деньги рода Цеппелинов.

Дирижабли могут быть трех видов: мягкие - с корпусом из прорезиненной ткани, полужесткие - с металлической фермой вдоль днища, и жесткие - с металлическим каркасом, на который натянута ткань. Граф строил жесткий тип. В качестве подъемного газа использовались мешки с водородом, которыми наполняли каркас дирижабля. Снизу к днищу корпуса крепилась гондола управления и гондола с моторами. Каркас делали из новомодного и невероятно дорогого алюминия.

Цеппелин был  не первым строителем дирижаблей. В 1899 году француз Сантос-Дюмон на своем  аппарате облетел Эйфелеву башню. Однако Цеппелин был первым, кто отнесся  к своему увлечению как к бизнесу. Его мысли Цеппелина выходила за рамки представлений того времени  о дирижаблях. Он сразу решил, что  его дирижабли должны держаться  в воздухе много часов, иметь  большую грузоподъемность и быть надежными. Кроме того он обладал  значительным капиталом, а его другом детства был сам король Вюртембергский, позволивший построить на Боденском  озере ангар для первых аппаратов. В 1898 году было создано акционерное  общество, одну треть капитала внес граф.

В первых работах  Цеппелину помогал молодой инженер  Кобер. Генерал изучил опыт мирового дирижаблестроения, включая и российский. В начале 1890-х годов он приезжал в Петербург на верфь, где строился дирижабль О. Костовича, купил конструкторскую  документацию у вдовы Д.Шварца, который  в 1890-е годы строил цельнометаллический  дирижабль в Петербурге, изучал труды  К. Циолковского. В 1894 г. проект первого жесткого дирижабля Цеппелина был готов. Когда его изучили эксперты, они назвали дирижабль "чудовищем", а изобретателя - сумасшедшим. Но первая неудача не смутила генерала. В 1895 г. он запатентовал свою идею, в 1898 г. учредил "Общество для развития воздухоплавания" и построил первый цеппелин.

В 1900 году первый цеппелин LZ-1 поднялся в воздух. Им управлял сам граф. Аппарат оказался медленным  и неуклюжим. В движение его приводили  два слабых двигателя Даймлера мощностью  по 16 л.с. При объеме дирижабля в 11000 м3 Z-1 перевозил 5 человек команды  и запас топлива на 10 часов  полета. Особенностью дирижабля Z-1 являлась конструкция корпуса, который был сделан жестким по типу морских кораблей. Остов дирижабля состоял из набора поперечных 24-гранных колец-шпангоутов, расчаленных металлическими стяжками, и из продольных балок (стрингеров), связывающих кольца. Остов был сделан из алюминия и обтянут тканью. Такое устройство дирижабля предполагалось еще раньше английским ученым Дж.Кэйли и русским адмиралом Н.М.Соковниным. Но честь разработки идеи и ее реализации принадлежит Фердинанду фон Цеппелину.

После 20 минут  полета его пришлось посадить на воду Боденского озера. Разочарованные акционеры  потребовали свои деньги обратно, и  Цеппелин выкупил их доли. В том  же году, после 3,5 месяцев, доработок  дирижабль еще дважды поднимался в небо: 17 октября (1 час 20 мин.) и 21 октября (23 мин.). Второй дирижабль LZ-2 был построен только в 1906 году - однако при взлете у него отвалились двигатели, и неуправляемый  корпус с трудом опустили на воду озера.

Первый  дирижабль LZ-1

Аварийная посадка LZ-2

Эти полеты подтвердили  целесообразность жесткого типа дирижабля.

В 1908 году семидесятилетнему  графу удалось пробыть в воздухе  восемь часов на борту LZ-4 и даже слетать  в соседнюю Швейцарию. Но в том  же году Цеппелин был вынужден экстренно  посадить очередной аппарат из-за неисправности моторов. В ту же ночь налетевшая буря полностью уничтожила привязанный к земле дирижабль. Это была катастрофа! Собственные  деньги графа кончились, в газетах  над ним смеялись, а стратеги из Берлина перестали даже отвечать на его предложения.

После гибели LZ-4 у Цеппелина уже не оставалось средств на строительство нового аппарата. Но тут произошло чудо. Обыватели, узнавшие из газет об очередной  катастрофе «безумного графа», стали  присылать ему деньги. За несколько  дней Цеппелин получил сумму, которой  хватило на изготовление очередного дирижабля. В Берлине наконец-то заметили невероятное усердие графа, и император лично выделил  полмиллиона марок для поддержания  его проектов.

В 1909 году Фердинанд  фон Цеппелин основал первую в  мире транспортную авиакомпанию. Через  год начались регулярные полеты четырех  дирижаблей внутри Германии. Для этого  в крупнейших городах построили  специальные огромные ангары и причальные мачты. Особое внимание граф уделял пропаганде полетов на своих кораблях.

Впрочем, почти  сразу же дирижабли стали символом нового века и всемогущества техники. Этому способствовала невероятная  красота этих сигарообразных аппаратов  и поражающие воображение размеры. Каждое появление дирижабля сопровождалось столпотворением. При этом с 1909 по 1914 год не произошло ни одной аварии.

Граф продолжал  технически совершенствовать свои дирижабли. В 1909 году он нанял инженера Вильгельма Мейбаха, который до этого работал  на заводе Даймлера. Мейбах возглавил  дочернее подразделение компании Цеппелина, которое стало заниматься производством  двигателей для дирижаблей. После  Первой мировой войны именно это  подразделение превратилось в самостоятельную  компанию Maybach Motornbau, создавшую легендарные  машины.

Однако основной толчок развитию бизнеса Цеппелина  дали, конечно же, заказы для армии. К 1914 году военные получили от Цеппелина 12 аппаратов. Дирижабли привлекали их как возможность наконец-то добраться  до Англии. Во время Первой мировой  войны Германия была единственной державой, которая использовала большие дирижабли  жесткой конструкции. К концу  войны было построено более cта таких  цеппелинов. Вначале их использовали для разведки, но вскоре на них установили пулеметы.

В мае 1915-го впервые  в истории человечества произошла  воздушная атака - армада цеппелинов бомбила лондонский Ист-Энд. С военной  точки зрения результат был ничтожен - погибли семь портовых рабочих. Однако психологически была одержана важная победа - теперь никто не мог чувствовать  себя спокойно даже в тылу. Впрочем, оборотной стороной этого была общенациональная ненависть в Англии ко всему немецкому. Сами дирижабли в то время англичане  называли не иначе как babykillers - убийцы детей.

Цеппелины стали  прекрасным символом превосходства, но в бою они были очень уязвимы. К 1917 году Германия потеряла почти всю  свою воздушную армаду - 106 кораблей было сбито.

В 1917 году умер граф Фердинанд фон Цеппелин. Его бизнес возглавил Хьюго Эккнер, бывший пресс-атташе компании. Однако по условиям Версальского мира проигравшей войну Германии было запрещено использовать дирижабли. Победители разделили все оставшиеся после войны цеппелины и вывезли  их из страны как трофеи. Ангары и  причальные мачты были уничтожены.

Казалось, это  конец. Заводы Цеппелина простаивали. Однако Хьюго Эккнер нашел выход - под заказ Соединенных Штатов в 1920 году он построил дирижабль LZ-126. Причем американцы хотели наполнять этот корабль  не опасным водородом, а недавно  открытым гелием, который хоть и  был в десятки раз дороже, но обладал важным преимуществом - не воспламенялся. Заокеанские деньги спасли компанию от банкротства.

А в 1923 году Эккнер создал совместное предприятие с  американской корпорацией Gооdyear, которая  получила патенты Цеппелина и  немецких специалистов. Благодаря этим мерам удалось пережить тяжелые  времена и дождаться отмены всех послевоенных ограничений в 1925 году. Начался золотой век немецкого  дирижаблестроения.

Дирижабль LZ-126

В 1928 году компания покойного Цеппелина осуществила  свой самый амбициозный проект. Был  построен легендарный дирижабль  «LZ-127 Граф Цеппелин», который с тремя  посадками за двенадцать дней облетел  вокруг земного шара. Хьюго Эккнер, в прошлом журналист, как никто  понимал, насколько важно подогревать  интерес публики к своему продукту. Он подписал контракт с американским медиамагнатом Херстом, который  спонсировал этот кругосветный полет, за что получил право эксклюзивно  освещать его в своих газетах. С 1931 года «LZ-127 Граф Цеппелин» начал  регулярно летать по маршруту Боденское  озеро – Нью-Йорк – Рио-де-Жанейро.

 

Дирижабль "Граф Цеппелин" LZ-127 летал с крейсерной скоростью 109 км/ч на высоте ок. 244 м. Океан пересекал менее чем за два дня. В средней секции дирижабля пассажирская кабина и комната отдыха. Среди характеристик роскоши, представлявшейся 24 пассажирам, была прекрасная еда и вина ресторана, соответствовавшего пятизвездочному отелю. Персонал потворствовал любым желаниям. Чтобы обеспечить музыкой во время еды и вечером во время танцев, был даже рояль, сделанный из алюминия. 

В Германии же наступили  новые времена – «1000-летний рейх». К этому моменту дирижабль  стал для немецкого народа красивым символом возрождения страны из руин и пепла. Первой мировой, и нацисты  решили использовать его в своих  целях. Министр пропаганды Геббельс выделил Эккнеру средства на строительство  нового сверхбольшого цеппелина. Эккнеру, несмотря на то, что он никогда не симпатизировал Гитлеру, пришлось согласиться.

К 1936 году новый  дирижабль был построен. Еще безымянный, он принимает участие в Олимпийских  играх в Берлине в августе 1936 года. Он завис над стадионом, и  на головы зрителей упали тысячи листовок, а из громкоговорителей транслировались  речи Гитлера в прямом эфире. В  том же году этот цеппелин начал  совершать регулярные рейсы из Германии в Северную Америку. Его назвали  «Гинденбург».

4 и 5 мая 1937 года «Гинденбург» летел над  просторами Атлантики. Однообразный  вид из окон быстро наскучил  пассажирам, и каждый развлекал  себя как мог. Капитан Прусс  провел для желающих экскурсию  внутрь корпуса дирижабля. Туда  можно было попасть через люк  из верхней палубы пассажирской  гондолы и по узкой дорожке  пройти по всей длине корабля.  Здесь находились огромные баки  для водного балласта. На нижней  палубе находились кают-компания, читальня, столовая, коктейль-бар и  25 двухместных кают, в каждой из  которых был умывальник. Из кают-компании лесенка вела на верхнюю палубу гондолы, где можно было принять душ,и размещались каюты команды и кухня с электрической плитой и огромным холодильником. Там была и гордость «Гинденбурга» – сигарная комната. Дверь в эту комнату запиралась автоматическими замками, а стены и потолок были обиты дюралюминиевыми листами. Для раскуривания сигар применяли исключительно электрические зажигалки. Также на борту этого исполинского творения человеческого разума была еще одно примечательное творение инженерной мысли того времени – механическое пианино изготовленное из алюминия и развлекающее пассажиров этого чрезвычайно респектабельного транспортного средства.

Информация о работе Дирижаблестроение в СССР