Динамика идеологических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциями в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Политическая культура и идеологические процессы 4
1.1 Понятие политической культуры 4
1.2 Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь 6
1.3 Профсоюзные организации в идеологических процессах 11
2. Идеология избирательных кампаний 12
2.1 Идеология избирательных кампаний в РБ 12
2.2 Участие СМИ в идеологических процессах 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Файлы: 1 файл

Идеология 41351 Седловец.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым  направлениям развития техники, технологии и экономики

Кафедра «Новые материалы  и технологии»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

по дисциплине «Основы  идеологии белорусского государства»

 

 

Слушатель группы № 41351  ___________  Седловец Н.А.

Проверил     ___________  Гамезо О. В.

 

 

 

 

 

Минск 2013 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Политическая культура и идеологические процессы 4

1.1 Понятие политической культуры 4

1.2 Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь 6

1.3 Профсоюзные организации в идеологических процессах 11

2. Идеология избирательных кампаний 12

2.1 Идеология избирательных кампаний в РБ 12

2.2 Участие СМИ в идеологических процессах 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек  не рождается социальным, в том  числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для  формирования социальности потенциями в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных  форм социального опыта, включая  политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев  политической культурой, т.е. в процессе политической социализации [1, c. 221 - 222].

Белорусское общество переживает сложный, противоречивый этап социально-исторической трансформации. Она охватывает как  экономическую, социальную, политическую, так и духовную сферу, находит  отражение в динамике идеологических процессов. Идеологические процессы, о  которых в последнее время  много говорится, не есть абстракция, иллюзорная конструкция человеческого  воображения. Напротив – это объективная  социальная реальность, характеризующаяся  определенной закономерностью формирования и развития, хотя она и проходит через сознание людей и в значительно  большей степени от него зависима по сравнению с другими общественными  явлениями [1, c. 211].

 

1. Политическая культура и идеологические  процессы

1.1 Понятие политической культуры

 

Политическая культура –  сложноструктурированный феномен. Прежде всего к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя [1, c. 217].

Ведь, как отмечал Г. Гегель, «в общественном мнении содержится все  ложное и истинное, но обнаружить в  нем истинное – дело великого человека.…Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда  не совершит ничего великого» [2, c. 354].

К этому добавим еще  и то, что существующие в данном обществе политические идеи, ценности, идеалы, как и все другое «разумное» с течением времени становится «неразумным» и вынуждено будет уступить место  новым идеалам, ценностям, нормам. Поэтому  к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим  числом граждан ценности, так и  ценности и идеалы тех людей, которые  работают на политическую перспективу [1, c. 218].

Иногда политическую культуру делят на два слоя – культуру политического поведения, которая  в целом зависит от субъекта (политика), и культуру функционирования политических институтов, в меньшей степени, якобы, подверженную влиянию субъективного  фактора. На самом деле политические институты – те же субъекты политики, но выступающие в надындивидуальном  облике. В этом плане культура политического  поведения характеризует не только ту или иную политическую личность, что само собою разумеется, но и политические институты [1, c. 219].

На мировом пространстве политическая культура не является однородной, и в связи с этим она подразделяется на определенные типы. Так, например, в  работах американских политологов  Г. Алмонда и С. Вербы выделены четыре основных типа политических культур:

– англо-американская (ее основными  чертами являются прагматичность, общенациональный консенсус в отношении основополагающих ценностей, наличие политического  центра, к которому тяготеет электорат  и др.);

– континентально-европейская, для которой характерны поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат и др;

– авторитарно-патриархальная, воспроизводящая патриархальный тип «большой семьи»;

– тоталитарная, базирующаяся на полном политическом контроле над жизнью индивида и общества [3, c. 349].

Предложенная типология  политических культур схематична и  не воспроизводит их многообразия. Поэтому ученые предложили иные типы классификации. Одни из них пытаются все политические культуры разделить на два блока – Западную и Восточную. Другие же, наоборот, стремятся уйти от т.н. «цивилизационного» подхода и исходят из сущности самих культур, а не их географического пространства. В частности, в литературе получила распространение классификация, согласно которой в политических культурах выделяют следующие типы:

– органическую (авторитарная, тоталитарная, традиционная и др.);

– либерально-демократическую;

– смешанную.

Однако и эта классификация  условна. В реальной жизни нет  таких государств, где бы в политической сфере властвовал в чистом виде лишь авторитарный тип отношений, или  же, наоборот, только либерально-демократический. Авторитарный режим рано или поздно граждане отвергают. А наличие государства  как социального института уже  изначально исключает либерально-демократический  тип политических отношений (культуры) в его чистом (полном) выражении. Ведь любое государство в той  или иной степени ограничивает свободу  граждан [1, c. 219 - 220].

1.2 Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь

 

Идеологические процессы органично связаны с политической культурой. Политическая культура является одним из важнейших системообразующих  элементов идеологии, одним из детерминирующих  факторов идеологических процессов [1, c. 211].

В Республике Беларусь в  настоящее время в целом стабильная политическая ситуация. И тем не менее не все так беспроблемно в политической сфере          [1, c. 220].

Белорусская многопартийная система, к сожалению, в настоящее  время стремительно деградирует. Она  находится в состоянии глубочайшей  бифуркации, стоит на пороге системного кризиса, который проявляется в  деформациях всех ее подсистем и  блоков, всех уровней порядка. Практически  все политические партии Беларуси переживают несколько локальных   кризисов – кризис доверия, кризис лидерства и кризис идеологической идентичности. Очень мало жителей нашей страны видят среди белорусских политических партий ту силу, которая способна защитить их интересы, понять их желания и потребности, эффективно представлять их на высшем государственном уровне. В понятии простых людей они и партии существуют очень далеко один от одного, в параллельных мирах, которые никогда не сойдутся. Партиям нет никакого дела до их жизни, проблем и бед. В результате, люди не чувствуют реальной потребности в партиях, а значит, в белорусском обществе отсутствие спрос на них.

По данным социологического мониторинга, постоянно проводимого  Институтом социологии НАН Беларуси, белорусским политическим партиям  в настоящее время доверяют 9,0 % населения Беларуси, не доверяют – 39,0 %.

Популярность некогда  мощной политической силы – Коммунистической партии Беларуси упала за последние  двадцать лет более в пятьдесят  раз (с    52,1 % в марте 1991 года до 0,9 % сейчас).

Рейтинг политических партий Беларуси на весну 2012 года представлен в таблице 1.

Таблица 1.1 - Рейтинг  политических партий Беларуси на весну 2012 года

Место

Наименование партии

Рейтинг, %

1

2

3

1

Либерально-демократическая  партия

1,3

2

Партия «Белорусская социал - демократическая Громада»

0,9

3 - 6

Республиканская партия труда  и справедливости;

Объединенная гражданская  партия;

Коммунистическая партия Беларуси;

Консервативно-Христианская Партия – БНФ

 

7 - 10

Белорусская партия «Зеленые»;

Партия БНФ;

Белорусская социально-спортивная партия;

Белорусская социал-демократическая  партия «Громада»

0,7

11

Белорусская аграрная партия

0,6

12

Социально-демократическая  партия Народного Согласия

0,4

13 - 15

Белорусская патриотическая партия;

0,1


 

Окончание таблицы 1.1

1

2

3

 

Партия коммунистов Белорусская;

Республиканская партия

 

Примечание – Проголосовали  против всех – 28,5 %, затрудняются ответить – 61,9 % опрошенных


Все граждане Республики Беларусь могут выбрать политическую партию, отвечающую их политическим пристрастиям и требованиям, личностному пониманию  дальнейшего развития белорусского общества. Правда, почти все белорусские партии правильные, ровненькие: причесанные, выглядят «на одно лицо» или, точнее, вообще его не имеют. Так что у белорусских граждан и есть выбор, и нет его [4].

Также все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса [1, с. 239].

Под идеологическим процессом  в самом общем виде следует  понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического  процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в  целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного  труда, способных к осмыслению бытия  на уровне понятийно-категориального  мышления, соответствующих условий  их труда и т.п. Однако надо учитывать  и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной  «под заказ» весьма мучительна для  разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального  слоя, класса, осознанно перейдя  на его позицию, т.е. по своему внутреннему  убеждению [1, с. 240].

Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты  разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии [1, с. 241].

Идеологический  процесс в большей или меньшей  степени охватывает все социальные слои общества. Но реализуется на различных  уровнях сознания. Для интеллигенции  он протекает на уровне теоретического сознания. Для подавляющей же части  граждан – на уровне лишь обыденного сознания. Разработчикам идеологии  надо учитывать этот момент. Важно  знать конкретный механизм взаимодействия теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает  в т.н. «перестроечные эпохи», когда  разработанные социально-экономические  и политические программы правительства  государство намеревается провести в жизнь [1, с. 242].

Сейчас  в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной  связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам  реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования  и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом.

Идеологический  процесс в Беларуси закономерен  в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так  же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс неупорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом [1, с. 243].

Информация о работе Динамика идеологических процессов