Государственные институты и идеологические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 16:31, реферат

Описание работы

Во-первых, идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы и цели своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя, идеологии студенчества, идеологии государства.
Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают идеологии: либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

Содержание работы

1. Введение.
2. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии
белорусского государства
3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства
4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства.
5. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Республики Беларусь

 

Учреждение Образования

 

Белорусский Национальный Технический Университет

 

Кафедра переподготовки кадров

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат по идеологии на тему:

 

«Государственные институты

и идеологические процессы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

Выполнила студентка

Черняк В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение.                                                                                                                        

2. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии

    белорусского государства                                                                

3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в идеологии белорусского  

    государства                                                                         

4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского

    государства.                                                                                             

5. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Что такое «идеология»?

Понятие «идеология» образовано из двух древнегреческих слов: «эйдос» — идея; «логос» — учение, мышление. С этимологической точки зрения, понятие «идеология» означает учение об идее.

Понятие «идеология» в культурный оборот в XVIII в. ввел французский автор книги «Элементы идеологии» (1804), Антуан Дестют де Траси. Он сформулировал мысль, что именно «Идеи правят миром», формируют общественную мораль, которая определяет стратегию и тактику государственной политики.

 

Анализ современных трактовок понятия «идеология»

Во-первых, идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы и цели своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя, идеологии студенчества, идеологии государства.

Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают идеологии: либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

В-третьих, идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различают идеологии: богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития, стагнации и др.

В-четвертых, идеологией называют систему идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к целям, которые он (они) перед собой поставил(и).

            Идеология имеет сложное содержание, в неё входят: философские идеи, исторические идеи, экономические идеи, политические идеи, иные идеи.

Идеология – это не механическое объединение идей, взглядов, чувств, верований. Она представляет собой своеобразную форму общественного сознания, которая существует наряду и во взаимодействии с философией, этикой, эстетикой, религией, правом и в то же время не смешивается с ними, а выступает самостоятельной системой социальной действительности.

 

Государственная идеология

Идеология белорусского государства – это система взглядов, идей, концепций, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития. Ее основные стратегические приоритеты определены и зафиксированы в Конституции Республики Беларусь, которая является, по сути, главным идеологическим документом.

Ст.1 Конституции: Республика Беларусь – унитарное демократическое, социально-правовое государство

 

 В этой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:

1. Обеспечение национальной  солидарности, единодушия, сплоченности, общности интересов всех национальностей, совместно проживающих на территории  республики.

2. Развитие демократии  как подлинного народовластия, построение развитого гражданского общества, создание условий для политического плюрализма, функционирования системы самоуправления, проведения референдумов и всенародных собраний.

3. Приоритетным направлением  идеологии белорусского государства  является обеспечение правового государства, утверждение принципов разделения властей.

Для становления современного государства и развития гражданского общества не достаточно частных, социально-групповых, классовых идеологий. Для становления государства и динамического развития общества требуется фактор, не разъединяющий общество, а консолидирующий, объединяющий все классы и социальные группы и слои общей идеей. Роль такого фактора и призвана сыграть государственная идеология. Она призвана выработать такие идеи политического, экономического, социального развития, которые были бы значимы для всех членов общества. Важнейшей составной частью идеологии государства является выработка белорусской модели социально-экономического развития. «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам»      (А.Г.Лукашенко)

 

  1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

  На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении идеологии белорусского государства. 

Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН.

Президент – Глава государства – уполномочен формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, представление Беларуси внутри страны и в международных отношениях. Его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

Президент Беларуси по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей. Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

- полномочия  особого института президентской  власти во всех сферах государственного 

  управления;

- объединяет  все власти для согласованного  и эффективного функционирования;

- посредничество  Президента выведено за сферу  публичных властей и распространено  на 

  отношения органов государственной власти, государства и общества;

- президентские  полномочия с точки зрения  разделения властей не вписываются  в 

  классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти. Три классические ветви власти дополнены еще одной, которая заботится о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей. Президентские полномочия охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Наделение Президента Беларуси таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти. Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – проверяется на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, утверждения указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента. Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:

Во-первых, гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства – является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства при поддержке населения страны.

  1. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в идеологии белорусского государства

      Впервые слово «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler – говорить). Слово «парламент» универсально для всех государств. Однако в разных странах исторически сложились свои названия парламента: Конгресс, Национальный конгресс, Национальное собрание, Федеральное Собрание и т.д. По структуре парламенты подразделяются на однопалатные и двухпалатные.

Парламент – Национальное Собрание – является высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти РБ и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики – Палаты территориального представительства.  Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательная функция означает, что основная задача Парламента – законотворческая.

Информация о работе Государственные институты и идеологические процессы