Частные космические аппараты и перспективы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:16, статья

Частный бизнес в освоение космического пространства начал активно включаться еще в конце XX века. На сегодняшний день коммерческие фирмы являются основными инвесторами в целом ряде сегментов космического рынка, в первую очередь, спутниковой связи. Фактически начался процесс ликвидации монополии государств на ведение космической деятельности, наиболее важными направлениями которой являются спутниковая связь и навигация, Интернет, производство спутников и ракет-носителей (РН) и др.
11.09.2009-го американский президент подписал Закон о деятельности НАСА, внёсший принципиальные изменения в работу агентства, который требовал, чтобы на протяжении ближайших трех лет на развитие частных программ подготовки космических экипажей было потрачено 1,3 млрд долларов.

Частные космические аппараты и перспективы их использования ред.doc

УДК 629.78:338.4

М.Г. Голубкина

Научный руководитель – Л.А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М.Ф. Решетнева

ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ  АППАРАТЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Представлен обзор частных  космических аппаратов и направления развития частного бизнеса в освоении космического пространства.

Частный бизнес в освоение космического пространства начал активно включаться еще в конце XX века. На сегодняшний день коммерческие фирмы являются основными инвесторами в целом ряде сегментов космического рынка, в первую очередь, спутниковой связи. Фактически начался процесс ликвидации монополии государств на ведение космической деятельности, наиболее важными направлениями которой являются спутниковая связь и навигация, Интернет, производство спутников и ракет-носителей (РН) и др.

11.09.2009-го американский  президент подписал Закон о  деятельности НАСА, внёсший принципиальные  изменения в работу агентства,  который требовал, чтобы на протяжении  ближайших трех лет на развитие частных программ подготовки космических экипажей было потрачено 1,3 млрд долларов. Эти средства положили начало разработке и созданию ракет и капсул для доставки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) частными компаниями.

После окончания полетов шаттлов (последний полет космического челнока состоялся 21 июля 2011 года), американских астронавтов и необходимые им грузы доставляют на орбиту российские корабли "Союз". Контракт НАСА и Роскосмоса на доставку астронавтов на МКС стоимостью $753 млн. подписан до 2016 года. Кроме того, в связи с закрытием программы «Спэйс Шаттл», Россия стала монополистом на рынке космических перевозок и увеличила в апреле 2010 года расценки на доставку американских астронавтов почти в два раза[1]. Поэтому НАСА предпринимает усилия для того, чтобы передать все работы по транспортировке грузов и астронавтов на МКС и обратно нескольким частным компаниям, а самой сфокусироваться на полетах к астероидам в глубоком космосе и к Марсу.

В проекте бюджета НАСА 2012 года предполагается потратить на помощь частным компаниям, разрабатывающим собственные космические корабли $850 млн.,что на  $238 млн. больше, чем в бюджете 2011 года.

Самым успешным проектом считается  разработка компании SpaceX, ставшей первой в мире частной компанией, которой удалось самостоятельно запустить в космос космический аппарат, а также одной из двух компаний, с которыми НАСА заключило контракт на поставку грузов для МКС (второй стала компания О-Эс-Си(OSC - Orbital Sciences Corporation).  На 20 июля 2011 года расходы НАСА на проект «Дракон»  этой компании составляют 75 млн. долларов, а всего с 2006 года SpaceX получила от НАСА около 360 миллионов долларов[2].  SpaceX уже получила лицензию на осуществление космического полёта КК «Дракон». Федеральное управление гражданской авиации США выдало компании первую коммерческую лицензию на запуск и посадку многоразовых космических кораблей. Согласно этому документу, SpaceX может в течение года осуществить более 200 запусков, если позволят технические возможности. Первый коммерческий грузовой корабль прибудет на МКС в начале мая. Старт корабля “Дракон» состоится 30 апреля 2012 г. на космодроме мыса Канаверал.

На рынке коммерческих услуг, таких, как космический туризм, в настоящее время один из самых продвинутых проектов – у компании Virgin Galactic. Построенный на частные деньги пилотируемый аппарат впервые в истории преодолел 100-километровую границу атмосферы 21.06.2004 г. По заказу Virgin Galactic за $200 млн. должно быть построено пять восьмиместных (два пилота и шесть пассажиров) кораблей и два новых самолета-носителя White Knight 2. При цене билета около $200 тыс. проект может окупиться уже после 50 стартов каждого корабля. Во время полета клиенты четыре минуты пробудут в невесомости. 500 человек уже забронировали билеты[3], и ещё около 100 тыс. человек из 125 стран мира оставили заявки на  полёт на сайте компании. Орбитальными полетами планы частных компаний уже не ограничиваются. Так, к 2020 г. Спэйс Эдвенчерз уже запланировала частную экспедицию на Луну. Стоимость участия в мероприятии составит около $100 млн.

Обеспечение безопасности суборбитального полета зависит от инфраструктуры космопорта: длинная взлетно-посадочная полоса, свободное воздушное пространство и стабильные погодные условия. Этим условиям в США отвечает штат Нью-Мексико, где в 2010 г. построен "Космопорт Америка" (Spaceport America), откуда должны стартовать суборбитальные ракетопланы. Планируемая пропускная способность космопорта – четыре полета в день. "Космопорт Америка" получил 18.12.2008 г. лицензию Федеральной авиационной администрации США на отправку и прием частных суборбитальных КК с горизонтальным или вертикальным взлетом и посадкой. Производство ракетопланов и самолётов-носителей для них будет осуществляться на заводе в пустыне Мохаве.

Другое перспективное направление космического туризма – отели, расположенные прямо в открытом космосе на орбите. Например, отель внутри первой частной космической станции под названием Commercial Space Station, открытие которой запланировано на 2016 г. Доставка на орбиту туристов планируется на РН «Союз». Стоимость проживания за 5 дней составит $160 тыс., доставка ракетой до орбиты – ещё $820 тыс.

По оценкам экспертов, к 2020 г. космический туризм будет охватывать 15-20 тыс. человек ежегодно. Эта отрасль развивается не только в США: компания EADS Astrium, дочернее предприятие европейской оборонной корпорации EADS, объявила о создании собственного летательного аппарата для космического туризма. По расчетам авторов проекта путешествие обойдется туристу в 150-200 тыс. евро.

Основным достоинством частных компаний является их гибкость в ведении бизнеса, немаловажно и то, что совокупные затраты на создание какого-то отдельного образца техники у частных компаний, имеющих обычно сравнительно небольшое количество сотрудников (до 1500 человек), будут гораздо меньше, чем у огромного авиакосмического концерна типа Lockheed Martin или Boeing, где трудятся десятки тысяч человек по всем Соединенным Штатам и даже по всему миру.  В настоящее время космос становится выгодным. США установили для своих предпринимателей режим благоприятствования, что в ближайшей перспективе позволит им занять лидирующее положение на рынке частных космических услуг. В скором будущем коммерческие пилотируемые полеты на низкую орбиту станут привычным и приносящим прибыль делом, и услугами подрядчиков смогут воспользоваться как государственные, так и частные пользователи.

Библиографические ссылки

1.  США заплатят России за доставку астронавтов на МКС двойную цену. [Электронный ресурс]. 04.07.2010. URL: http://lenta.ru/news/ (дата обращения) 04.04.2012.

1. К МКС полетел европейский грузовик. [Электронный ресурс]. 23.03.2012. URL: http:/www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения) 04.04.2012.
  2. Our 500th astronauts. [Электронный ресурс]. 22.03.2012. URL: http://www.virgingalactic.com/news/ (дата обращения) 04.04.2012.

Информация о работе Частные космические аппараты и перспективы их использования