Авиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:16, доклад

Описание работы

23 декабря отмечается день Дальней Авиации России. Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС, авиационной составляющей стратегических ядерных сил России и стратегическим резервом Верховного Главного Командования.
Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец».

Файлы: 1 файл

Самолеты Дальней Авиации.docx

— 680.04 Кб (Скачать файл)

 

 
Самолеты Дальней Авиации: Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Фото Н.Капелькина

23 декабря отмечается  день Дальней Авиации России. Дальняя авиация является главной  ударной силой ВВС, авиационной  составляющей стратегических ядерных  сил России и стратегическим  резервом Верховного Главного  Командования.

Дальняя авиация берет  свое начало от эскадры воздушных  кораблей «Илья Муромец» - первого  в мире соединения тяжелых четырехмоторных  бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император  Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского  вагонного завода, на котором строились  воздушные корабли «Илья Муромец».

За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, два десятка бомбардировщиков.

Февральская революция обернулась полным развалом русской армии. В  сентябре 1917 г. германские войска подошли  к Виннице, где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных  кораблей. Самолеты сожгли, чтобы они  не достались врагу.

Возрождение ДА началось через  несколько месяцев после Октябрьской  революции. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц.

Качественно новый этап развития ДА связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного  под руководством А.Н. Туполева. Самолеты марки «Ту» составляли и составляют главную ударную силу ДА. Бомбардировщики  ТБ-3 строились крупной серией, что  позволило сформировать в 1933 г. впервые  в мире тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса. В январе 1936 г. была сформирована первая авиационная  армия резерва ВГК (армия особого  назначения - АОН). Именно в нашей  стране в 30-е годы впервые в мире была создана стратегическая авиация.

Очередной этапной машиной  стал спроектированный в КБ Ильюшина С.В. двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Самолеты ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 г.

Параллельно с развитием  авиационной техники совершенствовалась организационная структура ДА. В 1936-1938 гг. авиабригады и корпуса  тяжелых бомбардировщиков были сведены  в три воздушные армии особого  назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома Обороны. В 1940 г. управления АОН были расформированы. Их соединения и части вошли в  созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной  Армии (ДБА ГК), которая состояла из тяжелобомбардировочных авиационных  корпусов. К началу Великой Отечественной  войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и  один отдельный авиаполк. Это около 1500 самолетов (13,5 % от общего самолетного  парка ВВС КА) и почти 1000 боеготовых экипажей.

Первые боевые вылеты в  Великой Отечественной войне  экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 г. Самолеты бомбардировали скопления  войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии ДБА ГК нанесли удар по Берлину.

Постановлением ГКО от 5 марта 1942 г. дальнебомбардировочная авиация  была преобразована в авиацию  дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим  АДД был назначен генерал Голованов А.Е. Основным боевым самолетом АДД являлся самолет Ил-4. Всего весной 1942 г. в АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков -341 самолет, 367 экипажей.

В годы войны ДА принимала  участие во всех крупных операциях Красной Армии выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров ДА удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро - дважды Героями.

Постановлением Совета Министров  СССР от 3 апреля 1946 г. на базе 18-й воздушной  армии создается Дальняя Авиация  Вооруженных сил. В состав которой вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске.

После окончания Великой  Отечественной войны ДА практически  осталась без современного самолетного  парка. Полноценных четырехмоторных  бомбардировщиков имелись единицы. Двухмоторные самолеты Ил-4 выработали ресурс, Ту-2 (как и Ил-4) полноценным  тяжелым бомбардировщиков не являлся, да и в войсках их было немного. В этих условиях на самом высшем уровне было принято решение о  копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., а в 1951 г. бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

 
Ту-16К с ракетой КСР-2. Фото из архива В.Пушкарева

Вплоть до середины 50-х  годов по объективным причинам советская ДА уступала Стратегическому авиационному командованию США. Качественный скачок в развитии ДА СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники - дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. Начали знаменитые полеты «за Угол» - в Атлантику по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.

 
Стратегический бомбардировщик 3М. Фото из коллекции С.Цветкова

В 1961 г. ДА была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске. В том же году на вооружение поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22, и ракетоносцы Ту-16К , Ту-95К.

 
Ту-22РД. Фото из коллекции  С.Цветкова

Очередная реформа ДА проведена  в 1980 г. На основе корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование Дальней авиации было упразднено. Четыре дивизии, вооруженные стратегическими  бомбардировщиками, вошли в состав 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического  назначения) штаб которой был расположен в Москве.

 
Ту-95МС. Фото А.Зинчука

В 70-80-е годы ДА пополнилась  авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Вооруженные крылатыми  ракетами большой дальности, воздушные  корабли способны наносить удары  по заданным целям в любой точке  земного шара, не прибегая непосредственно  к военным действиям.

 
Дальний бомбардировщик Ту-22М3. Фото В.Китаева

В результате распада Советского Союза ДА лишилась отошедших Украине  полка стратегических ракетоносцев Ту-160 и полка самолетов-заправщиков  Ил-78. Пришлось оставить хорошо обустроенные авиабазы.

Согласно планам военной  реформы в апреле 1998 г. ДА была преобразована  в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (Стратегического  Назначения). После вынужденного затишья  возросла и интенсивность полетов  самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего  перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились полеты на поиск  и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол». Командно-штабные  учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы (в том  числе на аэродромы республики Беларусь) стали производиться на регулярной основе. Была освоена дозаправка в  воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160. В мае 2003 г. два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет  в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных  государств. Ранее такие полеты отечественная  Дальняя Авиация не выполняла. Серия  командно-штабных учений прошла и  в 2004 году – в год 90-летнего Юбилея ДА. В августе 2007 года ДА возобновила  полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства  и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного  моря, Тихого океана выполняется как  с базовых, так и с оперативных  аэродромов.

 
Ту-160. Фото А.Зинчука

В сентябре этого года два  Ту-160 из Энгельса совершили перелет  в Венесуэлу. Экипажи бомбардировщиков «Василий Сенько», который пилотировал заместитель командующего Дальней авиацией ВВС России генерал-майор Александр Афиногентов, и «Александр Молодчий» под командованием летчика первого класса подполковника Андрея Сенчурова совершили два вылета продолжительностью по 6 часов каждый. Первый проходил над акваторией Карибского моря в сторону Панамы. Второй — в направлении Бразилии над нейтральными водами на удалении от береговой линии.

В состав современной 37-й  ВА ВГК (СН) входят соединения тяжелых  бомбардировщиков - 22-я гвардейская  тяжелая бомбардировочная авиационная  Донбасская Краснознаменная дивизия  и 326-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия Тернопольская  ордена Кутузова II степени, 43-й Центр  боевой подготовки и переучивания летного  состава, отдельный гвардейский  Орловский авиационный полк самолетов-заправщиков, авиакомендатуры оперативных аэродромов и части обеспечения.

В состав 22 тбад входят Гвардейский авиационный Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк, авиационный тяжелый бомбардировочный полк (Энгельс), 840-й авиационный Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк (Сольцы) и 52-й Гвардейский авиационный тяжелый бомбардировочный полк (Шайковка).

В состав 326 тбад входят 79-й авиационный ордена Красной Звезды тяжелый бомбардировочный полк, 182-й Гвардейский авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк, 200-й Гвардейский авиационный Брестский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк и 444-й авиационный Берлинский орденов Кутузова III степени и Александра Невского тяжелый бомбардировочный полк.

Дальняя Авиация переживает сейчас непростые времена. Но несмотря на трудности, личный состав ДА выполняет поставленные перед ним задачи по поддержанию боевой готовности на высоком уровне. От всего сердца поздравляем с днем Дальней Авиации всех причастных к этому празднику: ветеранов, летный и инженерно-технический состав, и пожелаем им чистого неба!


Информация о работе Авиация