Взаимосвязь ВПК и экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Военно-промышленный комплекс можно рассматривать с различных позиций – экономических, технических, идеологических, нравственных, но нельзя отрицать тот факт, что даже в сегодняшнем «демократическом» и «пацифистски - настроенном» мире, ВПК является реальным и зачастую главенствующим политическим инструментом. В связи с этим военно промышленный комплекс заслуживает особого внимания. Целью данного исследования является понимание того, что же собой представляет ВПК, как он взаимосвязан с экономической политикой государства и как данная политика может повлиять на развитие военно-промышленного комплекса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие военно-промышленного комплекса………….4
Глава 2. Становление и развитие ВПК в СССР…………………7
Глава 3. ВПК России: Причины и последствия кризиса……….12
Заключение………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………….17

Файлы: 1 файл

впк.docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ВПК России: Причины и последствия  кризиса

В начале 90х годов  на обломках СССР образовался ряд  независимых стран, ведущая из которых  – Россия провозгласила создание демократического государства с  рыночной экономикой. Новое правительство  всячески старалось подчеркнуть  различия между «империей зла» - СССР и Российской Федерацией, а  для этого необходимо было отказаться от всего, что напоминало о прошлом. Реформаторам, помимо всего прочего, о прошлом напоминала военная  мощь советского государства, от которой  удалось «успешно» избавиться в  кратчайшие сроки. Активно формировалось  мнение о «ненужности ВПК», где  военно-промышленный комплекс рассматривался исключительно как огромный затратный  механизм, и что стоит резко  сократить военные расходы, как  страна получит все необходимое. При этом, к сожалению, не учитывался тот факт, что советская экономика, промышленность были тесно связаны  с ВПК, а значит резкое сокращение «оборонки» неизбежно повлечет (как  это и произошло) упадок производства в целом. В СССР на ВПК работало 50% машиностроительной промышленности, 75% всего кадрового состава научно-исследовательских  институтов, сфера производства ВПК  охватывала широкий круг отраслей промышленности, в том числе горнодобывающую, металлургическую, транспорт, все виды машиностроения, связь и другие. В общем выпуске продукции  ВПК объем гражданского производства составлял в среднем 30-50%, а к  началу 90х годов возрос до 80%. До перестройки  предприятия ВПК выпускали 100% телевизоров, 100- швейных машин, 97- холодильников  и магнитофонов, 70- пылесосов и 60% мотоциклов.

Таким образом, за многие десятилетия своего существования  ВПК превратился в ядро народного  хозяйства, и «демонтировать» его, означало подорвать экономику страны. Но новая власть не разглядела в  военно-промышленном комплексе становой хребет высоких отечественных технологий. И как позже писал один из бывших тогдашних руководителей Хасбулатов «Синдром ВПК не позволил молодой  российской администрации после августа 1991 года вовремя использовать потенциальную политическую и экономическую силу руководителей оборонной промышленности России, затормозил включение оборонной промышленности в реформы».

И так, военно-промышленный комплекс оказался в глубочайшем  кризисе, основанными проявлениями которого были:

·  Резкое сокращение поставок в российскую армию и на флот новых вооружений и военной техники;

·  Нарастающее отставание в области высоких технологий, моральное устаревание вооружения и военной техники, отсутствие модернизации;

·  Разрушение уникальной опытно-экспериментальной базы ВПК;

·  Задолженность государства и неоплаченные работы ВПК по оборонному заказу, тяжелейшее финансовое состояние ВПК;

·  Массовые сокращения, низкие зарплаты в отрасли, утрата престижа профессии специалиста в области ВПК;

·  Разрушение инфраструктуры социальной сферы ВПК.

Каковы же основные причины кризисного состояния, в  котором оказался российский ВПК? Вкратце  можно выделить следующие:

·  Главная причина – это «сырьевая» модель развития экономики России, принятая руководством страны. Именно эта модель вела к деиндустриализации. «Технологическая» модель была не востребована, а значит, и не был востребован высокотехнологический ВПК;

·   Финансово-экономический кризис всего хозяйства страны;

·  Отсутствие системного управления;

·  Отсутствие единой научно-технической, производственной и технологической политики в сфере ВПК;

·  Недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения для эффективного функционирования ВПК в новых условиях;

·  Резкое снижение доли расходов на национальную оборону от ВВП: в 1992г. она составила 5,6%; в 1996г. – 2,8%; в 1999г. – 2,34%;

·  Медленное вхождение ВПК в рыночные условия. Военно-промышленный комплекс, традиционно ориентировавшийся исключительно на государственный заказ и бюджетное финансирование, на централизованное распределение материально-технических ресурсов, в условиях резкого снижения финансировании был не готов к рынку;

·  Приватизация многих ведущих предприятий ВПК.

Вообще, стоит заметить весьма своеобразное отношение к  приватизации в 90е годы. Ее считали  панацеей от всех проблем, обрушившихся на страну, подменяя тем самым глубокий анализ состояния экономики и  определения комплекса комбинированных, в том числе и с применением  стратегического планирования, шагов  и мер по стабилизации экономики.

Итак, как мы видим, положение военно-промышленного  комплекса на начало XXI века было весьма плачевно. Россия по всем показателям  значительно уступала в военной  мощи ведущим странам Европы и  США. Но следует отметить, что за последние восемь лет положение  ВПК в нашей стране значительно  улучшилось.

В начале нового тысячелетия  значительным изменениям подверглась  вся экономическая политика государства. На фоне высоких цен на нефть и  устойчивого экономического роста  правительство стало переходить к новой промышленной политике, была подготовлена программа реструктуризации и развития ВПК. Это мы можем увидеть  на примере авиапрома, несомненно, одной  из самых важных отраслей ВПК, которая  включает в себя боевую, транспортную, гражданскую авиацию, а так же вертолетостроение. Однако для дальнейшего  развития требовалось создание соответствующих  органов управления отраслью, т.к. старые методы управления через министерства и ведомства доказали свою неэффективность.

В 2003 г. вице-премьер  Б. Алешин предлагает проект создания Объединенной авиастроительной корпорации, которая и должна была стать новым  инструментом управления отраслью. И  следует отметить, что ОАК добилась значительных успехов как внутри станы, так и на международной  арене: активное сотрудничество с европейским концерном EADS, интенсивные контакты с украинской авиастроительной промышленностью, прежде всего с антоновским конструкторским бюро.

В целом перед  ОАК стоит стратегическая задача сохранить за Россией в 2025 году долю в военном авиационном производстве на уровне 12-15% мирового рынка и завоевать  не менее 10% мирового рынка гражданской  авиации. При этом собственный внутренний рынок должен контролироваться национальным производителем на 50%

Таким образом, отечественный  ВПК в последние годы переживает подъем и восстанавливается после  «чудо»-реформ 90-х. и это, несомненно является положительной тенденцией, т.к. ВПК был, есть и будет одной  из главных составляющих мощи и весомости  любой страны на международной арене.

Итак, в решении  геополитических проблем для  России, как впрочем, и для других стран, не уменьшается, а возрастает роль Вооруженных сил, как гарантов мира и стабильности, защиты национальной безопасности, активной и эффективной  внешней политики. А значит, воссоздание  прежней мощи для России имеет  судьбоносное значение. Наша страна должна иметь такой уровень обороноспособности, который был бы адекватен тем  внешним военным угрозам, сформировавшимся или формирующимся в геополитическом  пространстве (террористическая угроза, расширение НАТО и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение данного  исследования можно сказать, что  военно промышленный комплекс непосредственно  связан с экономической стратегией и политическим курсом государства. Как мы уже говорили ранее, сама сущность ВПК предполагает участие в его  развитии государства, а когда правительство  самоустраняется от управления военно-промышленным комплексом, начинается хаос, разворовывание имущества и, как следствие, теряется обороноспособность страны, что создает  прямую угрозу независимости (все это  мы наблюдали в нашей стране в 90-е годы, когда ВПК был «  выброшен за борт» государственной  экономики). Таким образом, должное  существование военно-промышленного  комплекса не возможно без надлежащей государственной экономической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1.  Бакланов О.Д., Рогозин О.К. «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» москва2005.

2.  Барабанов В.А. « Военно-промышленный комплекс России в конце XX века» москва2000.

3.  Бескровный Л.Г. «Армия и флот России в начале XX века. Очерки военно-экономического потенциала» Москва1986г.

4.  Быстрова И.В. «Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х – начало 60-х годов) москва2000.

5.  Быстрова И.В. «Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы) москва2006.

6.  Ведута Е.Н. «Стратегия и экономическая политика государства». М:2004.

7.  Купченко С.М. «Основные закономерности развития военно

8.  промышленного комплекса» Санкт-Петербург2005.

9.  Симонов Н.С. «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920- 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление». Москва1996.

10.  Журнал «Профиль» № 8/3 марта 2008 г.


Информация о работе Взаимосвязь ВПК и экономической политики