Валеологические ресурсы Верховажского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема здоровья населения приобретает особую актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного осмысления и решения. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

Содержание работы

Введение 2
1. Верховажский район 4
1.1.Описание села Верховажье 4
1.2.Географическое положение и ландшафтные особенности Верховажского района. 5
2.Демография Верховажского района. 7
3.Возможности оздоровления. 9
3.1.Дошкольные учреждения 9
3.2.Учебные заведения 10
3.3.Медицинские учреждения 16
3.4.Спортивные объекты 21
3.5.Культурные объекты 24
3.6.Религиозные объекты 29
3.7.Экологические объекты 33
3.7.1.Памятники природы .33
3.7.2.Экологические опасности района 40
Заключение 42
Литература 43

Файлы: 1 файл

5 курс ОЗО Шадрина Елена.docx

— 260.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.Возможности оздоровления.

3.1.Дошкольные учреждения

В последние годы вопросам дошкольного образования уделяется всё больше внимания. Поэтому приоритетом в развитии муниципальной системы образования Верховажского района продолжает оставаться обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и, следовательно, равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

В муниципальной системе образования района основную общеобразовательную программу дошкольного образования реализуют 22 учреждения, 46 групп, в числе которых:

 – 11 муниципальных дошкольных  образовательных учреждений, 33 группы;

 – 5 муниципальных образовательных  учреждений для детей дошкольного  и младшего школьного возраста, 7 групп;

 – 6 муниципальных общеобразовательных  учреждений, имеющих в своей структуре  дошкольные группы и начальные  школы-детские сады, 6 групп;

В настоящее время основными и успешно функционирующими организационными формами дошкольного образования в районе являются детские сады трех разных видов:

  -детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей – 4 учреждения, 11 групп;

 -детский сад комбинированного вида– 2 учреждения, 12 групп;

-детский сад– 5 учреждений, 10 групп.

Для удовлетворения запросов населения в дошкольном воспитании открыта дополнительная группа в МДОУ «Заречный детский сад», так же группа кратковременного пребывания детей при МОУ ДОД «Верховажский ДДТ». Режим пребывания детей разнообразный, он определяется потребностями родителей и социума в каждом сельском поселении:

- 7 учреждений полного  дня,

- 15 учреждений сокращенного  дня.

В Верховажском районе в последние годы увеличилось количество детей, получающих услуги дошкольного образования до 81% (это соответствует результатам по Вологодской области). Местами в дошкольных образовательных учреждениях обеспечены дети от 2 до 7 лет. Дошкольные образовательные учреждения посещают 8 детей – инвалидов. Коэффициент посещаемости МБДОУ-8,8.

Развитие вариативных форм дошкольного образования, а также гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях является одним из направлений деятельности Управления образования по обеспечению доступности дошкольного образования Верховажского района.

План действий по развитию вариативных образовательных услуг в сфере дошкольного образования района предполагает следующие мероприятия:

-для родителей, дети которых не посещают детский сад по причине его удаленности от места жительства, в районной газете «Верховажский вестник» предлагаются публикации методических материалов по вопросам воспитания и образования дошкольников;

-для малообеспеченных родителей, родителей детей с проблемами здоровья проводятся индивидуальные консультации, дети приглашаются для посещения отдельных режимных моментов в детском саду (занятия, прогулки, праздники), предлагается логопедическая диагностика, услуги библиотеки детского сада;

-для родителей, которые ожидают очереди в детский сад, организуется работа консультативных пунктов и группы кратковременного пребывания. 

На протяжении ряда лет в дошкольных учреждений района функционирует система оздоровительной работы, цель которой - обеспечение условий для формирования физически здоровой личности. Осуществлялся поиск новых подходов к оздоровлению, основанный на многофакторном мониторинге состояния здоровья каждого ребенка. Таким образом  в районе функционирует компенсирующая группа в МБДОУ № 1, оздоровительная - в МБДОУ № 2, логопункты - в МБДОУ № 2,3,6. В МБДОУ № 12 реализуется приоритетное направление – физическое развитие и оздоровление детей. Так же почти все детские сады укомплектованы медицинскими кадрами.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения уделяют большое внимание реализации программ дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами родителей и воспитанников, которые включают подгрупповые занятия с детьми в кружках, секциях, студиях по обучению танцам, рисованию, элементам грамоты и другое. Всего охвачено дополнительными образовательными услугами  345 дошкольников (41%). Они занимаются в 40 кружках (65% - эстетической направленности, 34% - познавательно-речевой, 1% - оздоровительной). Все они бесплатные.

3.2.Учебные  заведения.

Предоставление населению Верховажского района качественных образовательных услуг осуществляется сформированной сетью   образовательных учреждений. В настоящее время  в районе функционируют 15 общеобразовательных учреждений, в том числе:

5 - средние школы,

3 – основные школы,

2 – начальные школы,

5 – начальные школы-детские  сады.

12 образовательных учреждений  района являются федеральными  и муниципальными инновационными  площадками. Кроме того, при трех средних школах работают 4 структурных подразделения типа начальная школа – детский сад.

Так же в трех средних школах имеются пришкольные интернаты, в которых проживает 49 обучающихся. В 5 общеобразовательных учреждениях созданы 7 групп продленного дня, которые на данный момент посещают 155 школьников. В 5 средних школах организован подвоз учащихся, которым пользуются 224 школьника. В основном все образовательные учреждения работают в одну смену. Занимаются во вторую смену 63 обучающихся из трех классов МБОУ «Верховажская начальная общеобразовательная школа». По пятидневной рабочей неделе работают 3 учреждения: МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я. Кремлева», МБОУ «Верховажская начальная общеобразовательная школа» и МБОУ «Липецкая начальная общеобразовательная школа». В 5 средних школах района сохранено профессиональное обучение. Юноши в 10-11-х классах осваивают программу начального профессионального образования, проходят практику, сдают квалификационные экзамены по профессии «Тракторист категории «С»». Учащиеся МОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа» изучают теорию и проходят практику на базе школьного лесничества в течение всего учебного года.

Контингент обучающихся на январь 2013 года- 1488 человек, в том числе детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 вида – 40 человек,13 детей - инвалидов.

Обучением охвачены все дети микрорайона, подлежащие обучению в общеобразовательной школе. Не охвачено обучением 5 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды детства), подлежат обучению в специальных коррекционных учреждениях. Так же организовано индивидуальное обучение учащихся по медицинским показаниям.

С целью развития творческих способностей учащихся, углубления знаний по предметам, подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения, в учебный план введена широкая сеть факультативных занятий, курсов по выбору.

Разнообразие программ и классов, применение дифференцированного обучения позволяет обучать всех учащихся микрорайона на оптимальном для них уровне и достигать хороших результатов обучения. Совершенствование работы по развитию образовательного пространства, форм и методов работы учителя требуют современного подхода, поэтому педагогами школ широко применяются в учебном и воспитательном процессе технологии развивающего и проблемного обучения, проектная деятельность, информационные технологии, здоровье сберегающие, технологии уровневой дифференциации и блочно - модульного обучения. 

В основном и среднем звене образовательных учреждений проходят работы по воспитанию обучающихся в рамках воспитательных систем, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, художественно-эстетическое и физическое воспитание.

В образовательных учреждениях района проводится системная работа по развитию физической культуры и спорта, формированию навыков здорового образа жизни. На основе данной работы образовательные учреждения включают в годовые планы мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. Продолжается работа по плану мероприятий «Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Верховажском муниципальном районе на 2009-2013 годы». В районе создана подпрограмма по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в среде детей и подростков.

В целях предупреждения негативных явлений используются следующие формы работы: тематические классные часы, тренинги, декады правовых знаний, беседы, конкурсы творческих работ, показ видеофильмов, лекции с приглашением медицинских работников, сотрудников ОВД, членов КДНиЗП, специалистов духовно-просветительского отдела.

Проводятся мероприятия: спортивные соревнования, дни здоровья, школьные и районные спартакиады, игры, конкурсы и другие виды деятельности, направлены на формирование навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. Проводится в системе работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Так же в образовательных учреждениях развивается детское и молодежное движение. Первичные детские общественные организации созданы в 8 образовательных учреждениях (во всех средних, Терменгской, Шелотской основных, Верховажской начальной школах).

Патриотическое воспитание по-прежнему остается главным в воспитании обучающихся. Воспитание патриотизма проводится через уроки, внеурочную деятельность, проведение исследовательской работы, коллективных творческих дел, шефство над ветеранами и памятниками погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В образовательных учреждениях района продолжается работа по повышению статуса духовно-нравственного воспитания. В рамках реализации ФГОС НОО во всех образовательных учреждениях разработаны Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на начальной ступени обучения. В 4-5 классах продолжено обучение по курсу «Основы православной культуры и светской этики», со 2 по 8 класс изучается предмет «Истоки», во внеурочной деятельности в первых классах изучается «Азбука истоков», введены факультативные курсы: «Воспитание сказкой», «Азбука добра» и другие. Работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется в тесном контакте с отделом духовно-просветительской работы Центра традиционной народной культуры села Верховажье и Местной православной организацией.

В образовательных учреждениях района созданы органы государственно-общественного управления: общественные родительские комитеты (15 образовательных учреждений), классные родительские комитеты, Советы учреждения (15 учреждений), Советы ученического самоуправления. Родительские комитеты образовательных учреждений помогают руководителям решать хозяйственные проблемы, оказывают спонсорскую помощь, усилилась их роль как органа общественного управления.

Во многих образовательных учреждениях накоплен интересный опыт взаимодействия с родительской общественностью. Это проведение праздников, конференций, гостиных, Дней здоровья и других видов работы. В каждом образовательном учреждении разработана модель организации внеурочной деятельности в соответствии с условиями образовательного учреждения и запросами родителей. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования,  культуры и спорта остаются актуальными для создания оптимальной модели внеурочной деятельности. В системе дополнительного образования детей три учреждения дополнительного образования: МБОУ ДОД «Верховажский Дом детского творчества» (с тремя структурными подразделениями), МБОУ ДОД «Верховажская детско-юношеская спортивная школа» (принимает участие в соревнованиях регионального, зонального и всероссийского уровня, занимая призовые места в командном и личном первенстве), МБОУ ДОД «Верховажский оздоровительно-образовательный центр «Дружба». На базе этих учреждений работает 43 объединений по направлениям: туризм, краеведение, техническое моделирование, ивоплетение, предпрофильная подготовка, социальная работа, декоративно-прикладное искусство, шахматы, фольклорно-этнографическое, футбол, волейбол, лыжные гонки, биатлон, спортивные танцы и другое.

Значительная часть детей занимается в кружках и секциях сельских Домов культуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, библиотек.

Общая внеурочная занятость обучающихся составляет 98,4%.

Педагоги и обучающиеся образовательных учреждений активные участники школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов и олимпиад. В 2011/2012 учебном году в конкурсах различного уровня приняли участие 12005 человек. Наиболее активное участие в муниципальных и региональных конкурсах принимают:

 среди средних школ: Чушевицкая, Морозовская, Верховажская;

 среди основных школ: Терменгская, Шелотская. В конкурсах  федерального и международного  уровня лидируют Морозовская, Нижнекулойская, Чушевицкая школы. Трое обучающихся образовательных учреждений в 2011/2012 учебном году занесены в число одаренных детей Вологодчины:

В 2011/2012 учебном году прошли районные соревнования по пяти видам спорта – волейболу, биатлону, лыжам, футболу, легкой атлетике.

В летние каникулы дети трудятся в лагерях с дневным пребыванием, в составе ремонтных бригад, работают на пришкольно-опытных участках, занимаются озеленением и благоустройством, оказывают помощь ветеранам и пожилым людям.

Выпускники школ могут получить  начальное (среднее) профессиональное образование не выезжая из района. В селе Верховажье функционирует Верховажский филиал бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Кадниковский сельскохозяйственный техникум". Ранее существовавший, как бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Вологодской области «Профессиональное училище № 53». Училище было создано в 1977 году.

 Спектр образовательных  услуг филиала:

* Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Уровень квалификации:

-тракторист-машинист сельскохозяйственного  производства категории В, С, Д, Е, F;

-водитель автомобиля  категории  «С». Срок обучения 2,5  года.

*Продавец, контролер – кассир.

 Уровень квалификации:

- Продавец продовольственных  товаров 3 разряда;

- Продавец  непродовольственных  товаров 3 разряда;

- Контролер – кассир   3 разряда. Срок обучения 2,5 года.

Техникум работает в одну смену по пятидневной рабочей неделе. Учебных групп – 6 на базе основного общего образования. С момента образования училища получили профессию более 8000 человек. Многие бывшие выпускники стали квалифицированными рабочими, специалистами, внесли существенный вклад социально - экономическое развитие района.

Целями деятельности Учреждения являются:

-удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования.

Информация о работе Валеологические ресурсы Верховажского района