Топливно-энергетический комплекс Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 14:26, доклад

Описание работы

ТЭК - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанная со всеми отраслями народного хозяйства.
В основном используются такие виды энергетических ресурсов, как нефть, природный газ, ядерное топливо, уголь.
Отрасли:
Угольная промышленность
Газовая промышленность
Нефтяная промышленность
Электроэнергетика.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению с другими  экономическими районами страны район  менее заселен и поэтому трудовыми  ресурсами обеспечен недостаточно. Почти 2/3 населения живет в городах.

Роль района в территориальном  разделении труда определяют машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна в Киеве, подсолнечника  в Киеве, винограда в Киеве, овощей, фруктов, а также курортное и портовое хозяйство. Такая народнохозяйственная специализация в основном сложилась благодаря приморскому положению района в Киеве, его близости к Донбассу и Приднепровью, плодородным почвам и теплому климату, а также большим рекреационным ресурсам.

 Значение СЭЗ для экономики Украины

Специальной (свободной) экономической зоной считается  часть территории Украины, на которой  установлен специальный правовой режим  хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использование, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрение новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшение использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины.

На территории Украины  могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парк, технополис, комплексные производственные зоны, туристично-рекреационные, страховые, банковские и т.п. Отдельные экономические зоны могут объединять в себе функции, присущий разным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в этой статье.

Необходимо подчеркнуть  две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.

Мировой экономике известно немало модификаций того, что в  Украине принято называть СЭЗ: свободные  экономические зоны, территории приоритетного  развития, зоны совместного предпринимательства, зоны совместного предпринимательства, особые экономические районы, зоны внешней торговли, промышленно-предпринимательские зоны, сервисные зоны, зоны развития экспорта, технологические парки, технополисы, свободные таможенные зоны и т.д. Все эти экономические формы, объединенные общим принципом анклавного стимулирования инвестиций, можно классифицировать по двум основным блокам. Первый, экспортно-производственный, преследует цель обеспечить достаточные темпы догоняющего экономического развития. Наиболее распространены такие зоны в развивающихся странах (Азиатский, Африканский, Латиноамериканский регионы, Восточная Европа). Второй блок - научно-технологический - включает технополисы, технопарки, научно-технические зоны, создаваемые с амбициозными целями опережающего экономического роста. Например, в Нидерландах 45 технополисов, в Германии - 50. В Великобритании действуют 25 зон и технопарков, в Японии - 20 научно-технических зон.

Выбор разновидности  СЭЗ обычно обуславливается рядом факторов, в частности наличием регионально-экономических диспропорций, депрессивных территорий, зонального избытка невостребованной рабочей силы, необходимостью стимулирования определенных отраслей промышленности и т.д. Проблема СЭЗ имеет и геополитическое измерение, а именно: перспективы интеграции государства в современную мировую экономику, определение ее места в глобальном разделении труда.

На сегодняшний день в Украине создано 11 СЭЗ: "Азов", "Донецк"; "Закарпатье"; "Яворов", "Автопорт "Краковец"" как часть специальной экономической зоны "Яворов"; "Славутич"; "Курортополис "Трускавец"; "Порто-Франко"; "Рени"; "Порт Крым"; "Интерпорт Ковель"; "Николаев".

Цели и подходы к  формированию свободных экономических  зон

Специфика каждой из всего  многообразия существующих форм СЭЗ предопределяется подходами к её созданию. Существует несколько таких подходов:

во-первых, с точки  зрения размещения производительных сил  на территории страны или региона;

- во-вторых, с точки зрения производства и распределения товаров и услуг,

- произведенных в свободной экономической зоне;

- в-третьих, с точки зрения организационных форм, возможных и целесообразных в пределах СЭЗ.

Подходы можно так  же разделить на территориальные  и режимные. С позиции первого  оформляется конкретно обозначенная территория, а с позиции второго - введение особого режима, допускающего предоставление определённых преимуществ. Следует отметить, что указанные подходы составляют основу определения СЭЗ, а концепция их создания изложена в качестве основ классификации.

При рассмотрении подхода  к созданию СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил на территории основываются на использовании  имеющихся на этой конкретной территории ресурсов - природных, трудовых, производственных, а так же на возможности привлечения из других территорий (стран) недостающих факторов развития. Согласно второму подходу, при создании СЭЗ необходимо решить задачи производства и распределения общественного продукта, то есть установление общественных отношений, в основе которых - отличия от установившихся в стране экономико-правовых отношений. Первый и второй подходы к созданию СЭЗ являются наиболее универсальными, общими опосредованными закономерностями общественного развития, и с этой точки зрения - необходимыми для обоснования любых зон. Третий подход определяет типовые различия зон и ближе всего подводит к необходимости их классификации.

Цели, которые ставит перед собой государство, создавая свободные экономические зоны, различны и могут быть классифицированы в  три группы: экономические, научно-технические и социальные. Ниже будет приведена краткая характеристика каждого вида целей.

Экономические цели - это  привлечение иностранного капитала благодаря льготному налогообложению, льготному таможенному режиму и  стабильному законодательству, предоставление доступа к внешнеэкономической деятельности. Их достижение может позволить эффективно использовать местные ресурсы, достичь роста валютных поступлений в государственные и региональные бюджеты, расширить рынок высококачественной продукции.

Научно-технические цели состоят в привлечении передовых  зарубежных и отечественных технологий, активизации инновационных процессов, привлечении научных и инженерных кадров из-за рубежа, повышении эффективности  использования производственных мощностей и повышении информатизации общества.

Цели социального характера - это повышение занятости населения  путём создания новых рабочих  мест, преодоление безработицы. СЭЗ  при этом способствуют повышению  качества рабочей силы за счёт использования  инноваций, новых технологий и организационных форм, а так же насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами народного потребления и достижению равномерного развития различных регионов страны.

К предпосылкам создания СЭЗ можно отнести следующие:

создание СЭЗ способствует интересам как государства в целом, так и отдельных регионов, открывает возможности выхода на зарубежные рынки, расширяет экспортно-импортный потенциал и способствует созданию конкурентоспособного рынка;

СЭЗ создают благоприятные  возможности для свободного перемещения капитала, новейших технологий, научно-технических разработок и инноваций, развития производственной и рыночной инфраструктуры государства;

создание и функционирование СЭЗ способствует мотивации предпринимательской  деятельности и высокопроизводительного труда, совершенствуя условия жизни населения и улучшая качество трудовых ресурсов.

предпосылкой создания СЭЗ так же является то, что они  остаются под полной юрисдикцией  государства как неотъемлемая часть  его территории и не имеет никакого права на суверенизацию от общегосударственной и региональной власти.

Все зон, таким образом, создаются на конкретной территории, в границах определённой страны (группы стран) и с вполне определёнными  предпосылками и целями. Специфика  этих трёх составляющих и предопределяет специфику зоны.

При анализе деятельности СЭЗ с точки зрения получения  валюты целесообразно рассматривать  показатель чистого экспорта. При  этом разница между валовым и  чистым экспортом возникает из-за того, что фирмы, размещённые в СЭЗ значительную часть сырья и полуфабрикатов импортируют. К сожалению, в Украине не велось исследование существующих СЭЗ по показателю чистого экспорта. Официальные источники предоставляли в основном показатели реализованной продукции и предоставленных услуг или валового экспорта. Поэтому эффективной выглядела только деятельность СЭЗ "Порто-франко". Не замеченной осталась эффективность работы СЭЗ "Азов" и "Донецк", где доля продукции, ушедшей на экспорт соответственно 71,8 и 31,9%, что говорит о значительности привлёчённых иностранных средств. Эффективность работы СЭЗ "Курортополис Трускавец" характеризуется увеличением количества реализованной продукции и оказанных услуг в течение 2003 года увеличилось в 13,7 раз, в СЭЗ "Яворов" - в 9 раз, в СЭЗ "Славутич" - в 4,3 раза [11. с.35].

Положительный эффект от прямых зарубежных инвестиций, привлекавшихся в СЭЗ служил наглядным примером для национальных фирм и потенциальных  предпринимателей для того, чтобы  перенять иностранный опыт. Хотя в  целом эффект катализатора экономического роста от инвестиций достаточно сложно определить, с другой же стороны данные таблицы 2.2.1 доказывают, что 6 из 11 предприятий достигли успеха именно посредством привлечения прямых зарубежных инвестиций.

Анализ классических теорий размещения производства

Вопросы размещения производства вошли в круг рассмотрения экономической  науки еще в начале XIX ст. Сначала эти вопросы ставились довольно примитивно: формулировались отдельные практические рекомендации, с помощью которых предприниматель мог более удобно выбрать место для своего предприятия.

Начало теории размещения производства положил немецкий экономист  Йоган Генрих фон Тюнен (1783--1850). В  своей работе «Изолированное государство  в его отношении к сельскому  хозяйству и национальной экономии» он заложил основы теории размещения аграрной экономики. Эта трехтомная работа впервые была издана в 1826 г. в Гамбурге, и до сих пор она сохраняет свое методологическое значение для изучения проблем размещения сельскохозяйственного производства.

Родоначальником теории размещения промышленности является немецкий экономист Альфред Вебер (1868--1958) -- один из видных на Западе теоретиков, который заложил основы «штандорта», т.е. выбора оптимального места для размещения предприятия.

Теория А. Вебера, изложенная в работе «О штандорте промышленности», основана на определенной изолированной, закрытой в хозяйственном отношении территории, на которой воображаемо (предположительно) допускается наличие топливных и других ресурсов, широкое развитие железнодорожного транспорта, неограниченное количество рабочей силы.

Немецкий экономист  Август Лёш (1906-1945) более глубоко  рассматривал теоретические проблемы размещения капиталистического хозяйства. Он попробовал решить проблему оптимального размещения уже не одного предприятия, а совокупности их в определенной отрасли. Определяющим фактором при размещении промышленных предприятий А. Лёш считал получение максимальной прибыли.

В последние годы в  западных странах популярной стала  «региональная наука», наиболее известными представителями которой являются У.Изард (США) и П.Хаггет (Англия). Они используют в своих трудах ценные практические расчеты и математические методы анализа размещения и территориального развития производительных сил. В своих трудах эти ученые раскрывают взаимосвязи размещения предприятий и отраслей с помощью межотраслевых балансов. В научной литературе есть также ряд других теорий и моделей размещения производства.

6. Современные концепции  размещения производительных сил.  Особенности размещения производительных сил в условиях рыночной экономики

При исследовании вопросов территориальной организации производительных сил центральное место отводится  обоснованию концепции их размещения.

Концепция размещения производительных сил - система положений, направленная на поиск целесообразных путей сбалансированного их развития и усовершенствование территориальной организации общественного хозяйства. Это динамическая категория, которая изменяется в зависимости от возможностей и нужд определенного этапа общественного развития.

Концепция территориальных  ограничений. Суть ее сводится к ограничению  пространственного поиска для локализации  тех или других производств в  ранее определенных регионах. Другие же территории еще на стадии предпроектных  поисков исключают из возможной зоны размещения. Указанная концепция рекомендует поиск наиболее приемлемых вариантов пространственной организации производительных сил лишь в конкретном регионе, в пределах которого рекомендуется находить конкретную точку размещения предприятия, которое надлежит соорудить.

В последнее десятилетие  в ряде исследований приобрела распространение  модификация концепции пространственных ограничений, которую условно можно  назвать концепцией территориальных  возможностей населенных пунктов, прежде всего городов, в пределах которых и размещается большая часть объектов промышленной деятельности. Сущность ее заключается в том, что наличие в черте города свободных территорий, выделенных под промышленное и связанное с ним строительство, рассматривается как важное условие, которое регулирует пространственную локализацию промышленного производства.

Основой новой региональной парадигмы (ключевая идея, лежащая в  основе построения концепции) является признание целостности и равноправия  всех составных единой региональной системы - природно-ресурсной, экономической, социальной, информационной.

К особенностям размещения и развития производительных сил  в условиях рыночной экономики можно  отнести:

органическое объединение  государственных, региональных и местных  интересов при размещении новых объектов при минимальном привлечении внешних ресурсов и максимальном использовании местных;

формирование и интенсивное  развитие объектов рыночной инфраструктуры и информационных систем с целью  создания сбалансированных региональных рынков производства и сбыта конкурентоспособной продукции и услуг, на которых специализируются регионы;

риоритетное развитие наукоемких производств с быстрой окупаемостью расходов, ресурсосбережением и значительным накоплением для активизации  инвестиционной деятельности и структурной реорганизации экономики;

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Украины