Топливно-энергетический комплекс Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 14:26, доклад

Описание работы

ТЭК - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанная со всеми отраслями народного хозяйства.
В основном используются такие виды энергетических ресурсов, как нефть, природный газ, ядерное топливо, уголь.
Отрасли:
Угольная промышленность
Газовая промышленность
Нефтяная промышленность
Электроэнергетика.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Причины такого положения  – в длительном действии системы  международных экономических отношений, при которой более развитые страны используют аграрно-сырьевую специализацию менее развитых стран в целях их эксплуатации. К закреплению неравноправного положения отсталых в системе МРТ вела колониальная система, поскольку державы стремились придать своим колониям роль поставщиков сырья и некоторых видов продовольствия. В этом же направлении действовали тогда и международные монополии.

Основным побудительным  мотивом МРТ для всех стран  мира, независимо от их социальных и  экономических различий, является стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости – движущая сила МРТ в условиях товарного производства.

Межотраслевой комплексы

Характерным и прогрессивным  экономико-географическим процессом  является закономерное развитие территориальных  межотраслевых народнохозяйственных комплексов (МНК) в Украине. Кратко их еще называют межотраслевыми комплексами. Межотраслевой комплекс — целостная система взаимосвязанных отраслей на различных территориальных уровнях. В этом сжатом определении выделим такие основные черты МНК:

1) его многоотраслевой состав. При этом имеются в виду как отрасли (подотрасли или производства) производственной, так и непроизводственной сфер (например, специальное среднее и высшее образование, научно-исследовательская деятельность и т. п.). Отсюда и название— хозяйственный комплекс;

2) отрасли в составе комплекса соединены тесными связями. Между отраслямиустанавливаются четкие количественные соотношения (пропорции):

3) существенная черта таких комплексов — целостность, отражающая системные свойства межотраслевых объединений, а именно: взаимно координированную и субординированную работу всех отраслей как единого целого, высокую их производительность и низкую себестоимость конечной продукции (услуг). Эти признаки отсутствуют в отдельных составных элементах-отраслях;

4) функциональными ядрами комплексов являются отрасли различного уровня: секторы народного хозяйства (например, сельское хозяйство и промышленность в агропромышленном комплексе, лесное хозяйство и промышленность в лесо-производственном комплексе); крупные отрасли в промышленности (машиностроение в машиностроительном комплексе, черная и цветная металлургия в металлургическом).

5) межотраслевые комплексы формируются на территориях определенного ранга (экономических и административно-экономических районах, областях), то есть неотъемлемая их черта — территориальность:

6) функционально все отрасли того или иного комплекса нацелены на эффективное удовлетворение определенных потребностей общества (производство подуктов питания агропромышленным комплексом, металлов — металлургическим и т. д.). От таких потребностей, то есть с конца, формируется и конструируется комплекс.

Следует отметить, что длительное время в Украине доминировал  односторонний узкоотраслевой подход, связанный с существованием таких  централизованных структур в пределах нашей страны и бывшего СССР, как  министерства, которые руководствовались прежде всего своими отраслевыми интересами. Такое управление порождало межотраслевые диспропорции, увеличение производственных затрат на конечную продукцию и снижение производительности труда, нерациональную транспортировку продукции.

В производственной сфере чаще всего выделяют следующие виды межотраслевых комплексов: агропромышленный, лесо-производственный комплекс легкой индустрии, металлургический, химический, машиностроительный, гопливно-энергети-ческий, строительно-индустриальный, транспортный, комплекс связи, внешнеэкономический; в непроизводственной сфере:

научный, культуры, охраны окружающей среды, оборонный, государственного управления.

Основными структурно-функциональными блоками комплексов производственной сферы являются:

1) блок отраслей,

которые непосредственно работают на конечную цель комплекса и выступают  его функциональным ядром (например, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность в АПК):

2) блок обслуживающих отраслей (производство оборудования, поставки и сбыт, ремонт); 3) блок отраслей и видов деятельности непроизводственной сферы, которые способствуют реализации цели (подготовка кадров, научно-исследовательная и проектно-конструкторская деятельность, управление). Межотраслевым формированиям свойственны внутрикомплек-сные и межкомплексные связи.

Первичными основными  звеньями межотраслевых комплексов являются предприятия и учреждения. В. 1993 г. в промышленности Украины  насчитывалось 8637 предприятии (объединений), имевших самостоятельный баланс, кроме того, 13599 малых предприятий. В системе АПК функционировали 12513 коллективных, межхозяйственных предприятий и совхозов, 27 739 фермерских хозяйств. Различными формами реализации занимались 74 биржи. В ходе развития рыночных отношений производство становится сочетанием разных форм собственности, а именно: государственной, коллективной, смешанной, частной и отдельных иностранных государств

и их субъектов.

В условиях становления  рыночной экономики в Украине  создаются новые формы объединений  предприятий — концерны, ассоциации, консорциумы, акционерные общества, союзы и другие совместные предприятия отраслевого или межотраслевого характера, региональные или межрегиональные. По составу они преимущественно межотраслевые.

По состоянию на 1 января 1994 г. функционировало 135 концернов, 1023 ассоциации, 3342 акционерных общества, предприятия, оъединения, 23 консорциума, 17 государственных межотраслевых  объединений.

Важной характеристикой  МНК является их территориальная  структура. В ней отражаются различные  формы пространственных формирований — межотраслевые пункты, центры, узлы, районы, зоны.

Межотраслевой пункт  включает одно ведущее предприятие (учреждение)-интегратор. В эту первичную таксономическую единицу территориальной структуры межотраслевых J комплексов относят и близлежащую сырьевую' sony (агропромышленный пункт) или небольшие заводы-смежники одного населенного пункта (машиностроительный пункт).

Межотраслевой центр— место (как правило, поселение), в котором располагаются два и больше предприятия-интеграторы, не связанные между собой.

Межотраслевойузел — это компактная хозяйственная территория, на которой размещена группа взаимосвязанных предприятий-интеграторов определенного МНК, объединенных тесными производственными или иными ' контактами, единством экономико-географического положения, системой (либо реже одним) населенных пунктов, общей сырьевой или энергетической базами.

Межотраслевой район — относительно значительная территориальная часть хозяйства страны, содержащая пункты, центры, узлы и отличающаяся всеукраинской и международной специализацией, а также глубокими связями комплекси-рования.

Наконец, межотраслевая  зона представляет собой внутри-страновое  территориальноширотное подразделение, объединяющее все предыдущие компоненты. Ее поясное простирание зачастую обусловлено действием мирового закона зональности, который влияет на размещение лесных ресурсов, специализацию сельского хозяйства. Примером таких межотраслевых зон являются Полесская лесопромышленная. Полесская агропромышленная, Лесостепная агропромышленная и др.

 Региональная экономическая политика – это такая система мероприятий, которая направлена на реализацию интересов государства относительно всех регионов и внутренних интересов каждого из них.

Учитывая это, региональная политика не должна повторять общегосударственную, быть производной от нее и первичной  по отношению к ней. Это должно быть целостное, самодостаточное звено  политической основы государства, без которого не может нормально существовать общество, каждый человек, природа.

Значение региональной политики заключается в том, что  она исполняет роль связующего звена  между макро- и микроэкономикой.

Региональная политика выступает как альтернатива общегосударственной, вместе с тем дополняет, конкретизирует ее, объединяет общие и конкретные цели, способствует комплексному подходу к решению социально-экономических проблем. Региональная политика на современном этапе набирает все большего значения, потому что государству из центра становится тяжелее осуществление решений разного рода локальных проблем, доходить к каждому человеку. Потому в развитых странах центр передает все больше полномочий на места, содействует развитию самоуправления, самостоятельному разрешению экономических и социальных проблем микроуровня.

ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:

- физические лица - граждане  Украины, иностранные граждане  и лица без гражданства, которые  имеют гражданскую правоспособность  и дееспособность в соответствии с законами Украины и постоянно проживают на территории Украины;

- юридические лица, зарегистрированные  в Украине которые расположены  на территории Украины (предприятия,  организации и объединения всех  видов)

- объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами Украины, но находятся на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;

- структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами Украины (филиала, отделения, и т.п.), но находятся на территории Украины;

- общие предприятия  с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные в Украине и которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины;

- другие субъекты хозяйственной  деятельности, предусмотренные

законами Украины.

- Украина в лице ее органов, местные органы власти и управления в лице созданных ними внешнеэкономических организаций, которые принимают участие в внешнеэкономической деятельности, а также другие государства, которые принимают участие в хозяйственной деятельности на территории Украины, действуют как юридические лица в соответствии с Международным и Украинским Законодательством.

  Субъекты хозяйственной  деятельности Украины и иностранные  субъекты хозяйственной деятельности  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности руководствуются такими принципами:

Принципом свободы  внешнеэкономического предпринимательства, которое состоит в:

- праве субъектов внешнеэкономической  деятельности добровольно вступать  во внешнеэкономические связи;

- праве субъектов внешнеэкономической деятельности осуществлять ее в любых формах, которые прямо не запрещены действующими законами Украины;

- обязанности соблюдать  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности порядка, установленного  законами Украины;

- исключительном праве  собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные ними результаты внешнеэкономической деятельности;

Принципом юридического равенства и недискриминации, который состоит в:

- равенстве перед законом  всех субъектов внешнеэкономической  деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- запрете любых, кроме  предусмотренных этим Законом,  действий государства, результатом  которых есть ограничения прав  и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности за формами собственности, местом расположения и другими признаками;

- недопустимости ограничительной  деятельности со стороны любых  ее субъектов, кроме случаев, предусмотренных этим Законом;

Принципом верховенства закона, который состоит в:

- регулировании внешнеэкономической  деятельности только законами  Украины;

- запрете применение  подзаконных актов и актов  управления местных органов, которые  в любой способ создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем те, которые установленные законами Украины;

Принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, который состоит в том, что Украина как государство:

- обеспечивает равную  защиту интересов всех субъектов  внешнеэкономической деятельности  и иностранных субъектов хозяйственной  деятельности на ее территории  в соответствии с законами  Украины;

- осуществляет равную  защиту всех субъектов внешнеэкономической  деятельности Украины за пределами Украины в соответствии с нормами международного права;

- осуществляет защиту  государственных интересов Украины,  как на ее территории, так и  за ее пределами лишь соответственно  законам Украины, условий подписанных  ею международных договоров и норм международного права;

Экономическое районирование Украины

 Народнохозяйственный  комплекс республики - очень сложное  производственно-территориальное образование,  развивающееся в непрерывной  связи с экономикой других  республик.

Основу экономики составляют два важнейших комплекса: комплекс тяжёлой промышленности, развивающийся на базе добычи угля, газа в Киеве, железной руды, химического сырья и других полезных ископаемых, и комплекс легкой пищевой промышленности, сложившийся на основе высокоразвитого сельскохозяйственного производства. Народное хозяйство носит преимущественно индустриальный характер, доля промышленности составляет около половины в национальном доходе.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Украины