Топливно-энергетический комплекс России, топливная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Развал за последние годы системы управления народным хозяйством без создания эффективной новой системы управления привел к катастрофическому нарушению связей ТЭК России с предприятиями других отраслей промышленности, особенно в ближнем зарубежье, к распаду централизованной системы материально-технического снабжения ТЭК. Быстрая инфляция, высокие налоги, малые инвестиции, дифицит бюджетных ассигнований привели к многократному сокращению вводов новых производственных мощностей и строительных заделов в отраслях ТЭК России. Это вызвало резкий спад добычи нефти, угля, остановило рост и даже снизило добычу природного газа, привело к спаду промышленного производства.

Файлы: 1 файл

Курсовая экон география.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Торф используется в  сельском хозяйстве для удобрения  полей и подстилки на животноводческих фермах. Из него изготовляются торфоизоляционные плиты, применяемые в качестве строительного материала. Кроме того, торф может служить химическим сырьем для получения масел, парафина, фенолов, креолина и других видов химической продукции.

Основными производителями торфа в Российской Федерации являются Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский и Уральский экономические районы.

В сельских районах, особенно там, где нет другого топлива, развивается производство торфобрикетов  и полубрикетов.

    В топливном  балансе России сохраняют свою роль и горючие сланцы. Они используются как энергетическое топливо, а  также в качестве сырья для производства жидкого топлива, химических продуктов и газа (газификация сланцев). Сланцевая зола и шлак используются в производстве строительных материалов — цемента, кирпича и др.

Значительные сланцевые  месторождения находятся на Северо-Западе европейской части, в Поволжье и  Сибири. Наиболее разведанными месторождениями  сланцев являются: в Псковской  области — Гдовское, в Чувашии — Ибресинское и Буинское, в Самарской области — Кашпирское, в Саратовской области — Озинское и Савельевское. Месторождения сланцев находятся также в Ленинградской, Кировской и Ульяновской областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей топливной промышленности по территории страны.

 

    Вопросы оптимизации  развития и размещения отраслей топливно-энергетической группы изучаются многими научными учреждениями страны. Начало работ в этой области относится к 1960 г., когда в Институте электронных управляющих машин АН СССР для планирования добычи и перевозок топлива впервые была применена модель транспортного типа и проведены соответствующие расчеты. В дальнейшем были разработаны модели для планирования топливных отраслей и электроэнергетической промышленности страны в комплексе. Вначале они основывались главным образом на принципах постановки распределительной задачи линейного программирования, позволяющей учесть взаимозаменяемость видов топлива и энергии. Примерно с 1962 г. стали разрабатываться модели топливно-энергетического баланса страны на основе общей модели линейного программирования с использованием идеи «основной задачи производственного планирования» — описания оптимизируемых производств с помощью производственных способов. Оптимизационные расчеты топливного баланса проводятся по отдельным отраслям и районным подсистемам и план для топливного хозяйства страны отыскивается в итеративном процессе взаимосогласованной оптимизации отдельных подсистем — топливных отраслей.

    В 70-е годы  в СЭИ разрабатываются методы  оптимизации и принятия решений  в условиях неопределенности — общие принципы и методы исследования зоны неопределенности оптимального развития больших систем энергетики, критерии и приемы построения математических моделей, в которых описание связей и свойств системы соответствует погрешности исходных данных.     В данной работе не ставилась цель исследовать принципы построения системы моделей для оптимизации топливной группы отраслей в целом. Подход к оптимизации топливного хозяйства делает весьма актуальной разработку моделей для оптимального планирования развития и размещения  отдельных топливных отраслей, в том числе моделей развития и размещения угледобывающей промышленности страны.

Для всей топливной промышленности характерны следующие особенности:

  • Топливо перевозится только до места сжигания и в весовом составе новой продукции материально не участвует;
  • Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу, и перевозка их требует больших издержек;
  • Испытывается повсеместная потребность в ее продукции;
  • Ее продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

Нефтедобывающая промышленность

Факторы, определяющие размещение нефтяной промышленности:

  1. Количество и территориальное размещение запасов;
  2. Качественный состав;
  3. Условия транспортировки нефти;
  4. Объем и структура потребления нефтепродуктов;
  5. Затраты на добычу и переработку;
  6. Уровень развития техники по добыче и переработке.

Добыча нефти ведется  в нефтегазоносных  провинциях, таких как:

  • Енисейско-Анабарская
  • Тимано-Печорская (Ярегское, Западно-Тэбукское, Водейское, Усинское, Печорогородское, лалвожское, Шапнинское, Макарихинское)
  • Волго-Уральская (Ярино-Каменноложское, Осинское, Арланское, Мангаровское, Мишкинское, Васильевское, Ромашкинское, Шкаповское, Туймазинское, Новоелховское, Бугурусланское, Оренбургское, Мухановское, Кулешовское, Покровское, Соколовогорское, Жирновское, Коробковское)
  • Западно-Сибирская (Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Салымское, Мыльджинское, Северное, Тазовское, Комсомольское, Уренгойское, Губкинское, Варьеганское, Медвежье, Бованенковское, Ново-Портовское, Арктическое, Пунгинское, Березовское, Шаимское, Красноленинское, Мессояхское, Зимнее, Ямбургское, Находненское, Олень, Первомайское, Усть-Сильчинское и др.)
  • Лено-Тунгусская (Преображенское, Марковское, Братское, Володинское)
  • Лено-Вилюйская (Средневилюйское, Маастахское)
  • Охотская (Охинское, Ахабинское)
  • Притихоокеанская(Усть-Вилюйское)
  • Прикаспийская (Бешкульское, Халганское, Астраханское,)
  • Северо-Кавказско-Мангышлакская (Зыбзенское, Майкопское, Темиргаевское, Малгобенское, Старогрозненское, Октябрьское, Кеслеровское, Чонилекское, Кукловское, Дообское).

    Районы добычи  нефти условно можно разделить  на три группы, каждая имеет свою характеристику:

1 группа. Наличие крупных запасов нефти, разведка которых по геолого-географическим условиям не представляет особых трудностей. К этой группе относятся: Башкирия, Пермская область, Татария.

2 группа. Наличие крупных запасов, разведка которых затруднена в связи с залеганием нефти на больших глубинах, сложностью геологического строения Земли. К этой группе можно отнести: Самарскую, Саратовскую, Оренбургскую и Волгоградскую области, Северный Кавказ.

3 группа. Районы с весьма большими запасами нефти, добыча которой осложнена геологическими и географическими особенностями. К таким районам относятся: Западная и Восточная Сибирь, Республика Коми, Якутия.

     Центры  добычи нефти: Арланское, Вазейское,  Варьеганское, Вынгапуровское, Грозненское, Долинское, Ишимбайское, Катангли, Коробковское, Кулешовское, Малгобекское, Мамонтовское, Мегионское, Мухановское, Ново-Елховское, Оленье, Осташковское, Оха, Полазнинское, Правдинское, Ромашкинское, Самотлорское, Соснинско-Советское, Стрежевое, Сургутское, Туймазинское, Усинское, Усть-Балыкское, Ухтинское. Холмогорское, Шаимское.

     Среднегодовой прирост  добычи нефти (с учетом газового  конденсата) составлял до 1988 г. 15 млн  т. Это было возможно в связи  с освоением новых нефтяных  месторождений, сосредоточенных в Западно-Сибирском экономическом районе, занимающем первое место в стране по запасам нефти (Сургутское, Нижневартовское, Усть-Балыкское, Самотлорское месторождения). На втором месте находится Волго-Уральская нефтеносная зона (Ромашкинское, Мухановское, Пермское, Шкаповское и Туймазинское месторождения). Значительны запасы нефти в Северном районе (Усинское, Пашнинское, Ярегское месторождения), на территории Восточно-Сибирского )района (Марковское), в Дальневосточном районе (на Сахалине), на Северном Кавказе (Грозненские, Ходыженское месторождения). Максимальный уровень добычи нефти в России был достигнут в 1987— 1988гг. — более 560 млн т (при общесоюзной добыче в СССР 624 млн т) за счет главной нефтяной базы страны — Среднего Приобья в Западной Сибири. Однако неподготовленность геологоразведочных работ, снижение среднегодового дебита нефтяных скважин привело к резкому спаду добычи — до 516 млн т в 1990 г. и около 306 млн т в 1995 г.   На смену выбывающим, высокопродуктивным крупным месторождениям в разработку вовлекаются менее эффективные мелкие месторождения. За последние 15 лет средний дебит новых нефтяных скважин снизился в несколько раз, в том числе по Западной Сибири более чем в 10 раз.

     Средний размер запасов  нефти новых месторождений в Западной Сибири снизился со 149 млн т в начале 80-х гг. до 10 — 15 млн т к 1996 г. Сокращение инвестиций в геологопоисковую работу привело к тому, что в 1995 г. прирост запасов не компенсировал добычу нефти.

     Для обеспечения  быстрых темпов развития нефтяной промышленности важное значение имеет широкое применение методов искусственного воздействия на пласт и повышение уровня комплексной автоматизации нефтяных промыслов. В нефтяной промышленности широко распространяются электробурение и турбинный способ бурения, внедряются новые производительные станки, строительство буровых скважин переведено на индустриальные методы, резко повышены скорости бурения скважин. Однако с начала становления рынка ощущается значительный спад в добыче нефти, так как велась хищническая добыча из верхних слоев горизонта и за счет старения оборудования. Наряду с Западной Сибирью крупными нефтяными районами являются Волго-Уральский район и европейский Север. В этих районах в перспективе добыча нефти будет расширена за счет освоения континентальных шельфов Баренцева моря.

    В России создана крупная  и разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее крупные из них: Усть-Балык—Курган—Альметьевск; Нижневартовск—Самара, Самара—Лисичанск—Кременчуг—Херсон—Одесса; Сургут—Новополоцк; Шаим—Тюмень; Усть-Балык— Омск— Анжеро-Судженск; Александровское—Анжеро-Судженск; Туймазы—Омск—Новосибирск—Красноярск—Ангарск; Альметьевск—Самара—Брянск—Мозырь—Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск—Нижний Новгород—Рязань—Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль—Кириши и др.

Нефтеперерабатывающая промышленность

    Одним из  основных факторов, определяющих  выбор района размещения предприятий, их мощность, технологическую схему и глубину переработки нефти, является объем, структуры и плотность потребления продукции отрасли в целом по стране и по отдельным районам. Нефтеперерабатывающая промышленность относится к числу отраслей, в которых затраты на транспорт составляют значительную величину, доходящую до 50% стоимости продукции у потребителя. Величина транспортных расходов зависит от дальности перевозки, количества и ассортимента транспортируемых продуктов и стоимости перевозки единицы продукции.

    Нефтеперерабатывающая  промышленность пользуется услугами всех видов транспорта: сырье (нефть) подается на заводы по трубопроводам, железнодорожным и водным транспортом; светлые нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо) могут перекачиваться по продуктопроводам или перевозиться по железной дороге, воде и автотранспортом; темные нефтепродукты (топочный мазут, сортовые мазуты), масла, парафины и т. д. транспортируются по железной дороге или воде. Однако не все виды сырья и продукции имеют хорошую транспортабельность— это в основном относится к нефтехимическому сырью.

 Учитывая это, минимальный  объем транспортировки будет  достигаться при расположении  заводов в местах потребления  и особенно в местах концентрированного  потребления топочного мазута. В этом случае большая часть сырья и продукции будет передаваться по трубопроводам, экономия будет достигаться за счет сокращения дальности транспортировки продукции и снижения транспортной составляющей в себестоимости единицы продукции.

      Многочисленные расчеты проектных организаций показали, что экономически выгоднее перекачивать сырую нефть по трубопроводам и получать всю многочисленную гамму продукции вблизи потребителя, чем строить заводы в местах добычи нефти с перевозкой значительной части продукции по железной дороге на большие расстояния. Это положение подкрепляется еще тем, что расход сырья составляет 1,05—1,1 т на 1 т продукции. Аналогичные данные получены и по капитальным вложениям.

    Существенное  влияние на выбор пункта строительства предприятий, их число и мощность оказывает плотность потребления нефтепродуктов.

    Под плотностью потребления понимается среднее число нефтепродуктов, которое потребляется на территории, тяготеющей к проектируемому месту расположения завода (на 1 км2 площади). Чем больше плотность потребления нефтепродуктов, тем солее крупным может быть строящийся завод с меньшим радиусом развоза нефтепродуктов внутри зоны. И наоборот, чем меньше плотность потребления, тем на большие расстояния должны перевозиться нефтепродукты от завода-производителя к потребителям.

    Таким образом, плотность  потребления дает представление  об объеме транспортирования  внутри зоны потребления нефтепродуктов.

     Критерий  экономической эффективности размещения  отрасли — получение необходимого объема продукции с наименьшими народнохозяйственными затратами.        

    При определении  оптимального варианта развития  и размещения производства применяют экономико-математические методы и электронно-вычислительные машины, причем могут быть использованы различные модели: транспортная задача; задача по определению оптимального варианта размещения отрасли и др. Бесспорно, что наиболее целесообразно проводить расчеты второй задачи. Но следует учитывать, что нефтеперерабатывающая  промышленность—многопродуктовая отрасль, поэтому такие задачи получаются чрезвычайно сложными, и еще на разработаны окончательные методы их решения.

Газовая промышленность

    Быстро развивающейся  отраслью топливной промышленности  является газовая промышленность. Продукция этой отрасли обеспечивает потребность всей промышленности (около 45% общего народнохозяйственного потребления), тепловой электроэнергетики (35%), коммунального бытового хозяйства (более 10%).

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России, топливная промышленность