Территориальная организация хозяйства страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Это определение отражает следующие принципиальные положения:
1) отраслевые,межотраслевые и региональные аспекты хозяйства тесно переплетаются между собой;
2) территориальные особенности хозяйства во многом определяются обеспеченностью, характером и степенью освоения имеющихся ресурсов;
3) в условиях нашей страны с ее огромными расстояниями чрезвычайно большую роль играет сокращение транспортных расходов.

Содержание работы

Введение
1. Основные положения
1.1 Отраслевая структура хозяйства
1.2 Территориальная структура хозяйства
2. Анализ экономических районов центральной России
3. Основные проблемы развития районов
4. Перспективы развития
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

Кировская область представляет вторую зону (около 20% всей промышленной продукции). Отрасли специализации  Кировской области: машиностроение и металлообработка, лесная,химическая, легкая промышленность с главными центрами в Кирове, Слободском,Кирово-Чепецке, Нововятске. Сельское хозяйство представлено льноводством,зерноводством.

Марийско-Чувашско-Мордовская зона производит 30% промышленной продукции. Основные отрасли промышленности:трудоемкое машиностроение, лесная, целлюлозно-бумажная, лесохимическая,стекольная, кожевенная, (Марий Эл, Чувашия), легкая (Чебоксары, Йошкар-Ола,Саранск), пищевая. Ведущие отрасли сельского хозяйства – зерноводство,картофеле-, овощеводство, технические культуры, мясо-молочное скотоводство,свиноводство, овцеводство, пчеловодство (Мордовия)

В ЦЧЭР сложилась решетчатая территориальная организация. Для  каждого субъекта ЦЧЭР можно выделить характерные особенности. В Белгородской, Курской, Липецкой областях ведущая  отрасль – черная металлургия. Во всех областях развито машиностроение.Белгородская производит паровые котлы, технологическое оборудование,Воронежская – станки, экскаваторы, самолеты, электронику, а также шины, каучук,огнеупоры, Курская – кузнечно-прессовые машины, электротехнику, аккумуляторы,радиоприемники, химические волокна, нити. Липецкая область специализируется на производстве тракторов, станков, бытовой техники, Тамбовская – на производстве технологического оборудования для химический и текстильной промышленности,электротехники, удобрений, красителей.

Сельское хозяйство района имеет зерново-картофельное направление  с посевами технических культур  и свекловичное с посевами подсолнечника, зерновых, животноводство представлено скотоводством, свиноводством, овцеводством.

3. Основные проблемы  развития районов

 

Главными проблемами для  развития ЦЭР являются – конверсия  производственного и научно-технического потенциала, усиление распространения  достижений НТП. Важное значение для  ЦЭР имеет совершенствование  производственной и социальной инфраструктуры,«уплотнение» транспортной сети, создание надежных коммуникаций по связям ядра района с периферийными областями, новых радиально-кольцевых направлений[9].

Для Московской агломерации  очень остра проблема ограничения  процессов урбанизации. Вследствие больших техногенных нагрузок на территорию здесь особенно актуальны рациональное использование природах ресурсов и охрана окружающей среды.

В то же время очевидна необходимость  хозяйственного и культурного развития малых городов. При благоприятных  условиях в таких городах возможно размещение филиалов крупных промышленных предприятий, находящихся в областных  центрах, а также предприятий  по обслуживанию сельского хозяйства  и переработке продовольственного сырья.Малым городам с культурно-историческими памятниками нужно придать рекреационные функции. В Москве целесообразно ускорить ликвидацию (вынос за пределы столицы)производств и предприятий. Существенное значение имеет взаимосвязанное комплексное развитие Москвы и Московской области.

Важнейшие направления развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку определяются решением таких задач, как конверсия  предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности  транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

В связи с тем, что в  настоящее время район стал практически  единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось, что  этот он недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Проблемами, сдерживающими  развитие ВВЭР стали – исторически  сформировавшийся ВПК, требующий затрат на его конверсию и реструктуризацию, недостаточно развитая транспортная сеть,энергодефицитность района, низкий технический уровень части предприятий.

В долгосрочной перспективе  необходимо развивать профильные для  района отрасли хозяйства —автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность в Мордовии и Чувашии, химическую промышленность, лесопромышленный комплекс. Наряду с этим целесообразно наращивать производственные мощности электроэнергетики(расконсервировать и продолжить строительство АЭС), черной металлургии,интенсифицировать сельское хозяйство, продолжить транспортное строительство, формирование региональной рыночной инфраструктуры.

Наиболее актуальными  экономическими проблемами ЦЧЭР района являются сохранение уникального земельного фонда, решение задач рационального  использования водных ресурсов,создание на современной технологической базе высокоэффективных производств с комплексной и глубокой переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья.

Горнодобывающая отрасль  должна приступить к реальной полномасштабной  рекультивации земельных угодий.Одновременно должно быть ограничено изъятие из хозяйственного оборота для нужд промышленности угодий, пригодных для сельского хозяйства. В этой отрасли должны эффективно решаться задачи повышения комплексного использования минерального сырья и утилизации отходов.

Исключительно важными для  района являются мероприятия по сохранению водных ресурсов от нерационального  использования и от загрязнения  промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными  стоками. Особое внимание при этом следует  уделять внедрению водосберегающих технологий, оборотного водоснабжения, созданию технологических водопроводных сетей, снижению потерь в системах водоснабжения, охране малых рек.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что необходима более полная реализация экономического и социального потенциала малых  городов и населенных пунктов.

4.Перспективы  развития

 

В перспективе ведущими отраслями  промышленного сектора экономики  будут машиностроение, ядерная энергетика, электрометаллургия. В машиностроении приоритет в большей мере следует  отдавать наукоемким отраслям - приборостроению, электронике, атомному машиностроению. Также идет поддержка сельского  хозяйства. По ряду важнейших видов  сельхозпродукции идет наращивание  объемов производства, и эта тенденция  носит устойчивый характер. Важным итогом 2009 года, является подготовка Доктрины продовольственной безопасности. Доктрина формирует идеологическую основу и  определяет приоритеты развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу  и является эффективным инструментом реализации Стратегии национальной безопасности. Развитие животноводства, в частности,увеличение производства мяса и сокращение импортной зависимости.

Развитие производительных сил ЦЭР на перспективу определяется его экономическими и природными особенностями:

· общий высокий уровень  развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

· ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

· обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

· центральное положение  среди других развитых районов и  высокий уровень развития транспортно-экономических  связей;

· влияние Москвы —крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны — на развитие ЦЭР очень велико.

В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно  обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических  условий окружающей среды требует  изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых  городах и ПГТ на территории менее  развитых в индустриальном отношении  областей — Брянской,Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов,Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении диспропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде городских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут  определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными  направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли  точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование  наиболее квалифицированного труда. Главное  внимание будет уделено реконструкции  и техническому перевооружению действующих  машиностроительных предприятий. В  сложившихся и формирующихся  машиностроительных территориальных  группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межотраслевая  кооперация. В связи с созданием  высокоспециализированных предприятий  целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на периферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов  автомобильной промышленности ЦЭР  складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и  другим отраслям машиностроения. Это, во-первых,разукрупнение прежних универсальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных  отраслей химической промышленности района, особенно химии органического синтеза, будет ограничиваться в связи  с недостаточными сырьевыми,топливными и водными ресурсами, а также с учетом охраны окружающей среды.

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией  на поступление различных видов  высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется  осуществлять в основном из восточных  районов страны, недостающего мазута — с поволжских нефтеперерабатывающих  заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлетворяться  также за счет передачи энергии электронным  транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных  районов.

Заключение

 

Каждая отрасль,будучи составной частью хозяйства в целом, вместе с тем, есть звено того или иного районного ТПК. Взаимное переплетение отраслевых и региональных аспектов — типичная черта географического обоснования территориальной организации хозяйства. Поэтому изучение отдельно взятой отрасли должно раскрыть всю полноту связей и отношений с другими отраслями, населением и его трудовыми ресурсами, исторически накопленными материальными ценностями, окружающей природной средой, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Региональная экономика:  Учебник / под ред. Степанова  М.В. М., Инфра-М; изд-во Рос. экон.акад., 2005.

2 В.П.Желтиков, Н.Г. Кузнецов. Экономическая география. Ростов н/Д: Феникс, 2007. —384 с.

 

3 Экономическая география  России. Учебник для вузов. 3-е  издание. Морозова Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4 Социальное развитие  регионов России: проблемы и тенденции  переходного периода. 4-е изд. Зубаревич Н.В. 2009.

5 Экономическая география  России: Учебник - 1-е изд.,перераб. и доп./ Степанов М.В., Видяпин В.И. – М.: "Высшее образование"(ГРИФ), 2009.

6. Территориальная организация  населения: Учебное пособие / Симагин  Ю.А.– М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков  и Ко», 2006. – 244 с.


Информация о работе Территориальная организация хозяйства страны