Территориальная организация населения и хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Село - исторически сложившаяся, специфическая, социально-территориальная поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой концентрацией и небольшой численностью населения в пределах определенной территории. Социально-экономическое пространство села включает в себя:
- производственную и коммунальную структуры;
- образовательно-культурный комплекс;
- воспроизводство трудовых ресурсов;
- самообеспечение продукцией с личного приусадебного хозяйства;

Файлы: 1 файл

контр. работа Территориальная организация населения.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


                                  Министерство образования и науки

Российской  Федерации

Тюменский Государственный  Университет

Институт дистанционного образования

 

 

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

(сокращенная  форма обучения)

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Территориальная  организация населения и хозяйства»

 

 

 

 

 

Вариант 25

 

 

 

                                                

 

 

                                         Выполнила: Сидорова Светлана Михайловна,

                                                                 ИДО, ГМУ, 3 курс, сокращенная    форма    

                                                                 Обучения, 5 семестр (060554.65)

                                         Проверила: Петрова Елена Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы развития сельской местности: история, современное состояние и перспективы.

Село - исторически сложившаяся, специфическая, социально-территориальная поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой концентрацией и небольшой численностью населения в пределах определенной территории. Социально-экономическое пространство села включает в себя:

- производственную  и коммунальную структуры;

- образовательно-культурный  комплекс;

- воспроизводство  трудовых ресурсов;

- самообеспечение  продукцией с личного приусадебного  хозяйства;

- развитие сельской  кооперации и др.

Совокупность  этих социально-культурных и производственно-экономических условий при непосредственном воздействии личностного фактора формирует специфическую сельскую среду. Село представляет собой не только территорию производителей сельскохозяйственной продукции, но и выступает как достаточно сложная социально-экономическая структура, функционирующая в соответствии с определенными закономерностями, правилами и традициями, а также своеобразными условиями жизнедеятельности людей. Особенностями села являются:

1) неравномерность  трудовой занятости;

2) необходимость  учитывать циклы природы и  погодно-климатические условия;

3) меньшая техническая  вооруженность сельхозпроизводства;

4) более низкая  комфортность быта по сравнению  с городом;

5) необходимость ведения  приусадебного хозяйства;

6) меньшие возможности для образовательного и культурного развития; определенная натурализация личных потребностей и др.

Это своеобразие проявляется  в образе жизни сельчан, характеризующимся  большим влиянием обычаев и традиций, простыми формами общения людей, которое носит персонифицированный характер, меньшей автономностью быта, наличием своеобразных форм социального контроля за поведением личности, значительной роли и влияния местного руководства, существенного воздействия общественного мнения на поведенческие установки личности. Быт и производство в сельских условиях объединены в едином территориальном пространстве, не имеют жестких временных рамок, формируют особые приоритеты и социальные запросы сельского населения.

1. История и  современное состояние сельской местности

Сельское хозяйство являлось ведущей  отраслью экономики дореволюционной  России. Однако его развитие, несмотря на проведение таких реформ, как  реформа 1861 г. и реформа П.А. Столыпина (1906-1911 гг), было таковым, что наше Отечество вступило в XX век - век индустриализации с острой продовольственной проблемой, ставшей хроническим недугом. Очередная реформа  в сельском хозяйстве – коллективизация. Коллективизация проводилась ускоренными темпами, варварскими, насильственными методами. В результате российская деревня потеряла свои лучшие силы – «Крепкого мужика – середняка». Значительное время сельское население являлось поставщиком малоквалифицированной рабочей силы для реализации планов социалистического строительства в стране. Ученые определяют две таких волны в 28-30 годы для обеспечения индустриализации страны и в 50-60 года в целях развития и освоения новых сибирских и северных территорий. Начиная со времен Брежнева Л.И., государство начало массировано «вливать» финансовые средства в деревню, но было слишком поздно. Уравниловка, отсутствие зависимости между трудозатратами и вознаграждением за труд, привели население деревни к апатии, деградации. Наиболее мобильная, целеустремленная часть деревенских жителей подалась в города. Начался процесс «обезлюдивания», «умирания» деревень.

Осуществляемые в 90-е  годы реформы, направленные на формирование в стране рыночного хозяйства, в  аграрном секторе не привели к  позитивным результатам. Более того, отсутствие продуманной государственной  политики в области сельского хозяйства не только не улучшило положение в данной отрасли, но даже наоборот - окончательно подорвало сельскохозяйственное производство. Из государства, экспортирующего продукцию сельского хозяйства, Россия превратилась в государство импортирующее её. Практически полностью выработаны сельскохозяйственные материально-технические ресурсы. Налицо серьезные проблемы со снабжением горюче-смазочными материалами, отсутствуют минеральные удобрения и пр. Сложившееся положение дел серьезно усугубляется тем, что сельское население страны теряет веру в возможность улучшения своего экономического положения и покидает насиженные места - деревня вымирает. В результате, с одной стороны, весьма остро встает вопрос обеспечения продовольственной безопасности страны, а с другой - теряются исторические корни нашего народа, рушится основа русской культуры, что в отдаленной перспективе может привести к последствиям не менее тяжелым, чем отсутствие продовольствия.

Подобный узел проблем  делает необычайно актуальным поиск  путей реорганизации сельскохозяйственного производства. В этом деле важную роль может сыграть воспринятый и адаптированный опыт прошлого, способный уберечь от многих ошибок и помочь в выборе стратегически правильного пути экономического развития. Если соотношение сельского и городского населения в 20-е годы было 70% на 30%, то к концу 60-х это соотношение стало противоположным 30% на 70%. В последние годы это соотношение стабилизировалось.

Однако эта  стабилизация происходит на фоне значительного  сокращения общей численности населения России, и соответственно сокращения сельского населения в абсолютных цифрах. Доля сельского населения поддерживается в основном административным образом за счет преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты. Так, в 2009 г. за счет изменений в административно-территориальном устройстве городское население России сократилось на 113 тыс. человек (в 2008 г. - на 87 тыс. человек). Если в 1989 г. в стране насчитывалось 3230 городских населенных пунктов, то сегодня - 2394.При этом по данным Росстата проживает в России молодежи в возрасте от 15 до 24 лет - 23,7 млн. человек, а пенсионеров -38, 8 млн. В 1989 году средний возраст страны составлял 34 года, в 2008 году - 38,7 лет. Соответственно в ближайшее время будет происходить сокращение трудоспособной части населения.

Эти процессы затронут сельских жителей, и по ряду причин, даже будут  проходить более интенсивно. Совершенно очевидно, что в результате дальнейшего  развития городов существует потребность  как в средне, так и малоквалифицированной рабочей силе. В начале 2000-х годов по расчетам ГУ - ВШЭ потребность в таком труде составляла 8,4 млн.человек. При этом из них 5 млн. человек - мигранты внешние и 3-3,5 млн. человек мигранты внутренние. Внутренних мигрантов можно разделить на две группы - официальные мигранты - т.е. те, которые меняют и место проживание и место регистрации и поддаются статучету и неофициальные - которые проживают в городах временно и не меняют места постоянной регистрации. Подобные потоки можно оценить только экспертным путем, но то, что масштабы их велики можно представить по объемам ежедневной или еженедельной миграции жителей сельской местности Московской и соседних областей на работу в Москву, в радиусе примерно 80-100 км. В настоящее потенциал сельско-городской миграции практически исчерпан и существенный рост городского населения за счет этого источника невозможен. Анализ демографии сельских хозяйств и сельского населения развитых стран показывают закономерность подобной тенденции. Так в развитых странах численность сельского населения не превышает 11-7% населения. При этом, например, в США, сельское хозяйство перестает быть основным источником дохода сельских жителей.

Производительность сельского  хозяйства с 1948 года по 1999 год росла  быстрыми темпами - в среднем 1,9% в год. Быстрый рост производительности привел к сокращению потребности в рабочей силе. Если в 1970 году 54% фермеров имели источники дохода вне сельского хозяйства, то в 2002 году их было уже 93%.

Коммерческое аграрное производство сосредотачивается в крупнейших предприятиях, а семейные фермы рассматриваются сельскими жителями лишь как дополнение к доходу от основной занятости в сельской местности (туризм, торговля, лесопосадки, грузоперевозки и т.д.).

Нетрудно заметить, что  в России складывается похожая ситуация. В России в 2006 г. было 16,9 тыс. крупных и средних сельхозпредприятий. Наиболее крупные и эффективные хозяйства, которые составляют 1,8% от общей численности сельхозпредприятий, были включены в так называемый Клуб "Агро-300". В его состав входят хозяйства всех отраслей (птицеводческие 36%, зерновые 28%, мясомолочные 9%, свиноводческие 8%, овощеводческие 6%, плодово-ягодные 1%, прочие 10%), но преобладают птицеводческие и зерновые.

Имея лишь 3,2% сельхозугодий, в 2004-2006 гг. они дали 28,8% товарной продукции сельхозпредприятий России, 67,9% прибыли.

Стоимость товарной продукции  в расчете на среднегодового работника  в хозяйствах Клуба в 3 раза выше, чем в остальных сельхозпредприятиях. За 2004-2006 гг. сельскохозяйственные предприятия страны сократили численность занятых на 24,7%, а у членов Клуба сокращения почти не было. За те же годы члены Клуба "Агро-300" увеличили площадь сельхозугодий на 7,5%, посевов на 12,9%, а остальные хозяйства сократили площадь сельхозугодий на 18,9%, а посевную площадь на 11,9%.

Все это показывает, что  товарное производство в скором времени  будет сконцентрировано в крупных  хозяйствах, обладающих высокой производительностью  труда, имеющих квалифицированных  рабочих, возможности для создания нормальных жилищных условий на селе. При этом очевидно, что попытки возврата к экстенсивным методам бесперспективны, какими бы аргументами - экологическими или экономическими - они не обосновывались. Связано это со снижением трудообеспеченности аграрного сектора на фоне ухудшения демографической ситуации. А также важным, хотя и редко обсуждаемым экономическим фактором является широко распространенный на селе упадок общественной морали и трудовой этики, проявляющиеся в пьянстве, воровстве, банальном безделье даже при остром спросе на местном рынке труда.

2. Основные  проблемы и возможные пути  решения

Если подвести итоги  сказанному, то можно сделать следующие  выводы:

- создание и  развитие крупных агрохолдингов  приведет к укрупнению ряда, как населенных сельских пунктов, так и районных центров за счет концентрации сельхозпроизводства и переработки и превращению их в центры развития своего района, при сокращении численности населения в других мелких сельских населенных пунктах;

- миграция сельского  населения в явном виде будет продолжаться, причем отрицательное сальдо миграции в целом будет возрастать;

- мигрировать  будет в основном молодежь в возрасте до 30 лет, со средним образованием и ее наиболее активная часть, что приведет к потере человеческого потенциала в сельской местности;

- рост производительности  труда в крупных хозяйствах, развитие  новых технологий приведет к  сокращению численности работников, занятых в сельском хозяйстве и поставит задачу занятости сельских жителей в целях сохранения традиций, мест обитания, уклада и самобытной культуры.

В целях решения  создающихся проблем необходимо реализовать ряд упреждающих  мер. В том числе:

В области стратегии  развития сельского хозяйства и  сельских поселений:

- субъектам  Российской Федерации в составе  стратегических планов развития региона предусмотреть отдельным разделом стратегию развития аграрного сектора, включив в него планы строительства дорог с твердым покрытиям к перспективным сельским населенным пунктам, газификацию, стимулирования индивидуального строительства;

- рассмотреть  опыт Республики Беларусь по строительству агрогородков;

- рассмотреть  возможность стимулирования миграции  сельского населения из неперспективных  населенных пунктов в более  крупные сельские поселения;

- разработать  схемы обеспечения сельского населения малонаселенных поселений социальными услугами, медицинским обслуживанием, системой образования;

В области обеспечения  занятости населения:

- ускорить развитие  малого бизнеса на селе и  восстановление системы Потребкооперации, в первую очередь, стимулируя создание малых предприятий по переработке сельхозпродукции, дикорастущих грибов и ягод, лечебных трав;

- поддержка  народных промыслов и изготовления  традиционных изделий, сельскохозяйственного  туризма;

В области стимулирования индивидуального строительства:

- разработать  набор типовых проектов малоэтажного  строительства, вместе с технологическими  картами для сельской местности  с использованием широкого круга  строительных материалов (дерево, кирпич, песка и шлакоблоки и т.д.);

- разработать  типовые проекты сельских домов, позволяющих впоследствии пристраивать к ним новые площади.

3. Перспективы  развития сельской местности

Развитие сельской местности нашей страны еще раз  доказывает необходимость изучения свойств территории и их учета  при принятии управленческих решений. Нельзя управлять сельской местностью из какого-либо центра - страны, республики, области, района - без учета территориальных различий: то, что хорошо на юге, вредно на севере, что необходимо в пригороде, бесполезно в глубинке. И также нельзя управлять каким-либо одним компонентом сельской местности, будь то земельные угодья, население, техническая оснащенность, без учета сложных взаимосвязей между ее компонентами.

Информация о работе Территориальная организация населения и хозяйства