Теория экономического районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Содержание работы

Введение
1. История экономического районирования России
2. Принципы экономического районирования России.
Районообразующие факторы
3. Современная схема экономических районов
4. Варианты будущего районирования России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

районирование.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

Национальный, учитывающий  национальный состав населения района, его исторически сложившейся  особенности труда и быта.

Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение  крупных экономических районов  диктуется развитием научно-технического прогресса.

Экономическое районирование  не застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости  от многих факторов. Научное обоснование  экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменениям прежних факторов. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред.проф.Т.Г.Морозовой - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА, 2000.

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным  и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих  специализирующих производств и  их территориальной концентрации, относительное  сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения - экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования  природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования  приобретает учет социальных факторов - территориальных особенностей воспроизводства  трудовых ресурсов, возможностей повышения  жизненного уровня населения.

 

3. Современная  схема экономических районов.

Современная схема экономических  районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

Причины изменения обусловлены:

сдвигом промышленности в  восточные районы, где сосредоточились  основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;

совершенствование топливно-энергетического  баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;

рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

обеспечение стабилизации и  оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской  части России, где сосредоточен производственно-технический  и интеллектуальный потенциал страны;

обеспечение выхода из кризиса  с помощью новых “точек роста” в виде свободных экономических  зон.

Современный методический подход к разработке схемы экономических районов должен основываться на качественном анализе:

учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;

анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях.

Современный экономический  район - это целостная территориальная  часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические  связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением  труда как единое хозяйственное  целое с прочными внутренними  связями.

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена (таксономические единицы: высшее звено - крупные экономические  районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные  районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования  отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном  разрезе. Крупные экономические  районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные  хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным  природно-ресурсным потенциалом, крупные  экономические районы имеют четко  выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный  комплекс.

Среднее звено районирования  используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его  роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования - городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных  и годовых программ развития районного  хозяйства и социально-культурного  строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут  объединяться в макро регионы  или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами  экономики, тенденциями дальнейшего  развития.

Главные принципы выделения  экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между  важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Территория Российской Федерации  разделена на две экономические  зоны - Западную (европейская часть  России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов  в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север  и Центр европейской части  России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в  составе России находятся 11 крупных  экономических районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1. Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков.- М.: ЮНИТИ, 2000.

 

4. Варианты будущего  районирования России.

В настоящее время формируются  свободные экономические зоны.

Свободная экономическая  зона (СЭЗ) - территория, для которой  устанавливается особый режим хозяйственной  деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ - экспортного производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область - Янтарь, Московская область - Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и  развития рыночных отношений формируется  новая региональная политика. Следует  отметить особую важность регионального  аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  экономики каждого отдельного региона  России. При этом главными ориентирами  будут:

Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

Перенос ряда направлений  реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и  использования природных ресурсов;

Децентрализация процессов  управления реформой, активизация экономической  деятельности на местах;

Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что  в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов  России:

Фермерские регионы со значительной долей частной собственности - основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части  Восточной Сибири и Дальнего Востока;

Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства  с фермерскими - Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

Горные регионы - республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

Регионы отгонно-пастбищного  животноводства - Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования - это основная часть зоны Севера.Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред.проф.Т.Г.Морозовой - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА, 2000.

Наиболее радикальные  аграрные преобразования намечаются в  регионах первого типа. Здесь предусматривается  форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных  инвестиций и субсидий, а также  переселение в эти регионы  экономически активного населения - демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы  нового освоения с суровыми экстремальными условиями - зоны Севера, а также  регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической  базой - Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных  фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики  России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное  содействие развитию общероссийского  территориального разделения труда  и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в  период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации  национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства  народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий  для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

Заключение.

Главная цель региональной политики в социальной сфере - обеспечение  достойного уровня благосостояния в  каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего  социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная  цель региональной политики в экономической  сфере - это рациональное использование  природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические задачи регионального  развития сводятся к следующим:

Реконструкция экономики  старо промышленных регионов и крупных  городских агломерации путем  конверсии оборонных и гражданских  отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

Преодоление кризисного состояния  агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и  российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в  сельской местности, развитие местной  производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

Информация о работе Теория экономического районирования