Сущность территориальной организации населения. Соотношение исходных понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Объект работы – система территориальной организации населения .
Предмет – соотношение основных исходных понятий территориальной организации населения.
Цель – проанализировать сущность территориальной организации населения как науки.
На основе поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- проанализировать сущность территориальной организации населения как науки,
- проанализировать территориальную структуру размещения (расселения) населения на примере России

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основные задачи ТОН, имеющие важное практическое значение, заключаются  в следующем:

  • совершенствование системы государственного, регионального и муниципального управления процессами территориальной организации производства и населения;
  • обеспечение рационального природо- и землепользования;
  • повышение уровня и качества жизни населения страны и регионов, улучшение условий жизнедеятельности населения в каждом муниципальном образовании;
  • развитие и преумножение демографического и интеллектуального потенциала страны и регионов, создание нормальных жилищных условий, охрана здоровья, организация медицинской помощи, обеспечение доступности образования;
  • выравнивание уровней экономического и социального развития регионов;
  • обеспечение стабильных и устойчивых темпов экономического развития страны и регионов;
  • развитие демократических начал, осуществление охраны общественного порядка;
  • эффективное управление муниципальной собственностью.

Основной  и главной задачей ТОН является построение рациональной организации управления жизнедеятельностью населения, которая обеспечивала бы своевременное предоставление всех необходимых услуг населению в процессе его воспроизводства. Одной из первоочередных задач рациональной организации управления жизнедеятельностью населения является обоснование системы показателей и критериев оценки - условий проживания, труда, отдыха и интеллектуального развития сообщества людей, объединенных данной территориальной системой. В настоящее время существующие системы статистического учета и оценки состояния ТОН не вполне адекватно отражают реальное состояние дел в этой сфере.

Так, в  США в статистику социальной сферы, отображаемую на уровне штатов, входят здравоохранение, социальное обеспечение, образование, занятость, доходы, жилищные условия, свободное время, развлечения, демографические характеристики.

Статистика  показателей ООН включает разделы: население, социальная структура общества, семья и быт, доходы и семейные сбережения, уровень жизни, здравоохранение, потребление продуктов питания, жилищные условия, образование и  культура, условия труда и занятость, условия жизни сельского населения, социальное обеспечение, содержание и  воспитание детей, инвалиды, престарелые  и пенсионеры, моральная статистика, общественные фонды.

Система статистического учета в России не охватывает такие подразделы, как  семья и быт, социальная структура  общества, условия жизни сельского  населения, содержание и воспитание детей и др.

Территориальная организация населения как наука  и область хозяйственной практики людей должна на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию  и тактику региональной социально-экономической политики, обеспечивать рост доходов и потребления, социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, ее регионов, городов и поселков.

Достижение  этих и других целей и задач  должно обеспечиваться соответствующими организационными структурами — субъектами управления — лицами и организациями, принимающими решения и реализующими их. В составе

субъектов управления ТОН выделяются органы и структуры федерального, регионального, муниципального управления и самоуправления, а также хозяйственные и общественные организации.

 

С у б ъ е к т а м и управления ТОН являются:

  • государство, законодательная, исполнительная и судебная
  • власть, государственные учреждения и ведомства;
  • органы управления федеральными округами РФ;
  • региональные органы государственной власти (в субъектах Федерации);
  • органы местного самоуправления;
  • общественные, религиозные, благотворительные, иные негосударственные организации и объединения;
  • внебюджетные фонды;
  • коммерческие структуры и бизнес;
  • граждане;
  • средства массовой информации.

Субъекты  управления в данном случае одновременно являются носителями собственных интересов и проводниками реализации потребностей граждан. Кроме того, часть субъектов управления ТОН являются и выразителями интересов населения. Таким образом, в процессе управления развитием ТОН объективно возникает определенное противоречие. Субъекты управления ТОН при выполнении возложенных на них функций всегда будут стремиться удовлетворить в первоочередном порядке свои запросы, а потом уже потребности населения. Поэтому необходима организация, предусматривающая правильное разграничение функций управления между структурами и внутри них (планирование, финансирование, координация, учет, контроль и др.). Особое место в составе этих функций принадлежит учету и контролю, которым до сих пор уделяется недостаточное внимание.

 

4. Актуальные проблемы территориальной организации населения

 

Актуальные проблемы территориальной  организации населения очень  сильно различаются для разных государств, различных территорий внутри государств, разных населенных пунктов. Тем не менее, можно выделить несколько типов  проблем, которые являются в современном  мире очень острыми.

Первый тип проблем  связан с быстрым ростом населения  в современным мире. Причем растет население не только в слабозаселенных местах, но и в плотно заселенных. А в некоторых случаях наблюдается даже обратная ситуация: в плотно заселенных местах население быстро растет, тогда как в слабозаселенных — сокращается. Таким образом, возникает сразу две взаимосвязанные проблемы — в одних частях земного шара плотность населения уже сейчас чрезмерна и продолжает возрастать, тогда, как в других частях наблюдается явный недостаток людей, которых не хватает для оптимального освоения даже уже известных ресурсов, не говоря о тех, которые еще могут быть открыты в будущем (а новые ресурсы, как правило, могут быть обнаружены именно в таких слабозаселенных местах). Характерно, что обе проблемы могут сочетаться в пределах одного государства, не говоря уже о более крупных территориальных единицах — субрегионах или регионах мира.

Хотя наиболее остро данный тип проблем стоит в тех  государствах, где наблюдается или  явное перенаселение практически  на всей территории (Бангладеш, Нигерия  и т. п.) или почти везде явный  недостаток населения (Россия, Австралия, Канада и др.).

Второй тип проблем  — когда даже на ограниченной территории наблюдаются очень сильные различия в концентрации населения. Данная проблема на государственном уровне считается  менее острой, чем первая. Но зато она характерна практически для  всех современных государств. А на местом территориальном уровне (самом низком уровне административного управления или уровне местного самоуправления) она может быть намного более острой, чем какие-либо другие. Характерный случай — когда в большом городе население постоянно увеличивается и его плотность в некоторых районах уже достигла 100 тыс. чел. на 1 км2, тогда как в соседних маленьких деревнях население сокращается. Данная проблема является актуальной и для развитых государств (Германия, США, Япония и др.) и для большинства развивающихся стран (Китай, Египет, Бразилия и т. д.).

Третий тип актуальных проблем территориальной организации  населения — существование миграций, нерациональных с точки зрения перспективного развития. В наиболее явном виде это миграции людей в те районы, которые и так перенаселены (например, в район Мехико в Мексике или в Ханты-мансийский автономный округ в России), поскольку это выгодно в данный момент. Хотя в перспективе данные территории по различным причинам будут развиваться медленнее, чем остальные (в том числе те, из которых сегодня население уезжает). В частности, район Мехико не выдержит ни возрастающих нагрузок на природную среду (уже сегодня почва опускается на несколько сантиметров в год из-за чрезмерной откачки подземных вод), ни экономической конкуренции с более выгодно расположенными районами Мексики около океанических побережий или около границы с США. А в Ханты-Мансийском округе в обозримой перспективе запасы нефти закончатся, тогда как размещение каких-либо других производств в условиях удаленности от главных экономических центров России и мира, а также в суровых природных условиях нецелесообразно. Еще один пример актуальных проблем территориальной организации населения современного мира, связанный с миграциями, — это постоянно возрастающие потоки беженцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На современном  этапе повышается роль интеллектуального, профессионального и организационного потенциала в развитии общества. Эти  ресурсы не могут быть реализованы  в отрыве от конкретной территории, от рациональной ТОН, являющейся социальной и духовной базой любых инноваций. Все воспроизводственные процессы на территории фокусируются в центрах  трудовой деятельности. Поэтому необходимо выявление в региональных системах подобных центров, являющихся генераторами распространения инновационных  изменений в хозяйственной и  общественной жизни. Под влиянием этих центров в настоящее время  происходит переориентация моделей  управления общественным производством  с экономических на решение социальных проблем.

Главной целью управления становится рациональная организация социального пространства страны и ее региональных звеньев, систем расселения населения и обслуживания его жизнедеятельности. Социальное пространство в данном случае понимается как форма общественной жизни, организация, обеспечивающая условия жизнедеятельности  социума, пространство его самовыражения. Создание указанных условий не может  осуществляться стихийно, должно регулироваться и подчиняться соответствующим  воздействиям со стороны системы  управления.   

Поэтому преподавание и изучение данной дисциплины должны быть ориентированы на кардинальное совершенствование современной  системы государственного и муниципального управления в России и ее регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.Понятие «территориальная организация  населения»

 

2. Территориальная организация населения в системе наук

 

3. Предмет, объект, субъект, цели и задачи теории

организации населения

 

4. Актуальные проблемы территориальной организации населения

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ковалев Е. М. Гуманитарная география России. М., 1995.
  2. Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Под ред. строф.Е.Г. Чистякова. - М.: Вузовский учебник, 2007.
  3. КЮРДЖИЕВ С.П., МАЩЕНКО Ю.А., НАЗАРЕНКО Е.А.  
    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ФГОУ ВПО «СКАГС», 2009. 32 с.
  4. В.И. БУТОВ, С.П. КЮРДЖИЕВ, Ю.А. МАЩЕНКО, Е.А. КОРЯКИНА  
    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: Краткий конспект лекций «Анализ структуры размещения или расселения населения». Ростов н/Д: Изд-во ФГОУ ВПО «СКАГС», 2007. 30 с.

 


Информация о работе Сущность территориальной организации населения. Соотношение исходных понятий