Структура и функции органов управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 04:21, доклад

Описание работы

Управление бюджетно-финансовой сферой, Управление региональной экономикой: цели, виды. Основные принципы, Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

Файлы: 1 файл

Структура и функции органов управления экономикой региона.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации НИ Иркутский Государственный Технический Университет.

Институт Экономики, Управления и Права.

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине:

Региональная экономика

 

Структура и функции органов управления экономикой региона

 

 

 

 

 

Выполнила:  Баськова Любовь

Группа:  ЭУб -14-2

Проверила:  Перегудова И. Г.

 

 

Иркутск

2014г.

Управление бюджетно-финансовой сферой

 

  Целью управления бюджетно-финансовой сферой региона является обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в регионе для эффективного функционирования и развития всех сфер экономической деятельности в регионе.

 

  Органы регионального управления:

- формируют, утверждают, исполняют  бюджет региона, региональных внебюджетных  фондов;

- регулируют деятельность  кредитно-финансовых институтов  в регионе (территориальные отделения  ЦБ РФ);

- обеспечивают функционирование  налоговой сферы региона (территориальные  отделения ФНС России);

- содействуют рыночными  методами эффективному использованию  финансовых ресурсов всех хозяйствующих  субъектов региона.

 

 

 

    1. Управление региональной экономикой: цели, виды. Основные принципы

 

  Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.

 

  Управление осуществляется на основе рационального использования всех потенциальных возможностей региона – природных и неприродных ресурсов, производственного, научно-технического потенциалов.

 

  В процессе управления выявляются особенности региона, потребности функционирования и развития, весь комплекс интересов, проявляющийся в регионе (см. выше). В соответствии с ними формируются цели и задачи, приоритеты, формы, пути и методы их реализации.

 

  Таким образом, управление региональной экономикой предполагает анализ потенциальных возможностей региона, определение целей, выработку стратегии развития, разработку и реализацию концепции регионального развития, планов, целевых комплексных программ развития, разработку и исполнение бюджетов функционирования и развития региона.

  Процесс управления региональной экономикой начинается с определения целей, причем для регионального мезоэкономического уровня характерна множественность целей развития. Мезоэкономика - раздел экономической науки, занимающий среднее положение между макроэкономикой и микроэкономикой. К мезоэкономике относят экономику отраслей масштабных видов производственной деятельности экономику регионов.

 

  Принято различать следующие виды целей:

 

а) по времени достижения целей:

- краткосрочные (обычно 1 – 2 года);

- среднесрочные (3 – 5 лет);

- долгосрочные (более 5 лет).

 

б) по содержанию целей:

- экономические;

- социальные;

- социально-экономические;

- демографические;

- отраслевые;

- и другие.

 

в) по уровням управления:

- региональные;

- муниципальные;

- федеральные цели развития  региона.

 

В зависимости от критериев, положенных в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой.

 

  1. Демократическое управление, которое предполагает передачу большей части государственных функций управления от федерального центра регионам, предоставление им значительной экономической самостоятельности.
  2. Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность и контроль сосредоточены преимущественно на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным уровнем самостоятельности.
  3. Координационное управление, которое реализуется в государствах с федеративным или конфедеративным устройством и, при котором основным содержанием управления является координация деятельности органов регионального управления со стороны федерального центра.
  4. Субординационное управление, которое основано на жестком административном подчинении, выполнении заданий, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни управления.
  5. Функциональное управление, реализуемое через отраслевые органы управления и, которое обеспечивает внутри- и межотраслевые пропорции в экономике.
  6. Территориальное управление, которое осуществляется через региональные органы государственного управления, а также через территориальные органы федеральных органов управления и органы местного самоуправления. Территориальное управление, как правило, соответствует и реализуется в рамках демократического управления.
  7. Административное управление, которое предполагает использование различных методов воздействия вышестоящих уровней управления на нижестоящие, побуждение их к подчинению независимо от их мнения. Административное управление реализуется в рамках и соответствует управлению авторитарному.
  8. Выделяют также:

- стратегическое управление, которое предполагает определение  стратегических целей, целевых ориентиров, задач развития экономики региона;

- тактическое управление, которое выражается в конкретных  управленческих воздействиях на  региональную экономику с целью  достижения стратегической цели  и реализации стратегического  направления развития региона;

- оперативное управление, которое предполагает решение  текущих вопросов в рамках  выбранной стратегии и тактики  развития региона.

 

Управление региональной экономикой базируется на следующих основных методологических принципах.

 

  1. Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему. Это подразумевает что все объекты, находящиеся на территории региона, независимо от формы собственности тем или иным способом взаимосвязаны друг с другом.

 

Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали и развивались как единое целое, единая система.

 

    1. Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного развития региона, т.е. поддержание наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, оптимального соотношения между отдельными подсистемами РЭС.
    2. Принцип пропорциональности заключается в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных, ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона; обеспечение приоритетности предусматривает соответствующее развитие всех остальных сфер и отраслей экономики региона, обеспечение необходимых пропорций между ними.

 

2. Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

 

  Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

 

Общая принципиальная схема системы региональных органов государственной власти представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5.

 

 

 

 

  Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

  В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

 

  Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

- комитеты по бюджетно-финансовой  политике; налогам, сборам, использованию  государственной собственности;

- по экономической политике;

- по социальным вопросам;

- по природным ресурсам;

- и другие.

 

  Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

 

  Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

 

  Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

 

  Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

 

  Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

 

  Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

 

  Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

 

  Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

 

  Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти.

 

  Разграничение полномочий между органами региональной представительной и исполнительной власти в решении основных задач социально-экономического развития представлено в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Задачи социально-экономического развития региона

Органы представительной власти

Органы исполнительной власти

1. Бюджет региона, дополнения, изменения, отчет об исполнении

Утверждение

Разработка проекта, представление в орган представительной власти, внесение изменений и дополнений, представление отчета об исполнении

2. Прогнозы, программы социально-экономического  развития региона

Утверждение

Разработка, представление в орган представительной власти

3. Региональные налоги  и сборы

Установление

Разработка, подготовка предложений, заключений для органа представительной власти

4.Государственная собственность  региона

Установление порядка управления

Подготовка предложений, заключений по порядку управления собственностью для органа представительной власти

5. Договоры о межрегиональном  сотрудничестве

Утверждение

Подготовка проектов договоров, представление в орган представительной власти


 

   Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Информация о работе Структура и функции органов управления экономикой региона