Современные проблемы, тормозящие социально-экономическое развитие Республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Объектом работы – является Республика Дагестан, как административно-территориальное образование, его социально-экономическое развитие в ретроспективе.
Цель дипломной работы – охарактеризовать проблемы и наметить перспективы социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН……………
2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………………
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

Даг.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Серьезной экологической проблемой являются деградация земель и процессы опустынивания, особенно в районе Кизлярских пастбищ и Черных Земель. Уже сегодня площадь деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га.

Решение перечисленных  проблем в экономической и  социальной сферах требуют комплексного программного подхода.

 

 

2.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Основными направлениями  социально-экономического развития Республики Дагестан являются снижение общего уровня безработицы с 22,5 % в 2003 г. до 14,0 % в 2010 г., снижение уровня бедности с 52,7 % в 2003 г. до 21,0 % в 2010 году, рост ВРП в 2,6 раза, реальных доходов граждан в 2,3 раза.

Достижение  данной цели определяет необходимость  комплексного решения ряда взаимоувязанных  основных задач:

  1. совершенствование нормативной правовой базы республики, направленной на решение задач Программы;
  2. создание благоприятной инвестиционного среды и предпринимательского климата, необходимых условий для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого предпринимательства, преодоления административных барьеров, укрепления инвестиционной инфраструктуры фондового и страхового рынков, защиты прав инвесторов, кредиторов, собственников, снижения доли теневого сектора экономики, эффективного применения инструментов государственной поддержки;
  3. обеспечение роста ВРП на 12-14 % в год, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  4. повышение качества жизни населения, решение ключевых социальных проблем, реализация жилищной политики, снижение социальной напряженности.

Таким целям например посвящена Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010, утвержденная в 2004 году правительство республики.

Сроки реализации Программы – 2004-2010 годы, в том числе первого и второго  этапов – до 2008 года, третьего этапа - до 2010 года.

На  первом и втором этапах предусматривается  достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:

  • проведение необходимых институциональных преобразований и совершенствование нормативной правовой базы для обеспечения свободы и доступности экономической инициативы, создания среды для равной добросовестной конкуренции предприятий всех форм собственности;
  • формирование инвестиционного потенциала республики для обеспечения устойчивого экономического роста;
  • отработка новых механизмов финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет федерального и республиканского бюджетов.

На указанных  этапах предстоит осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных  и методических документов, обеспечить информационно-аналитическое сопровождение для контроля регулирования социально-экономического развития республики, организовать управление реализацией Программы.

Наряду с этим предусматривается осуществление  программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры в республике, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью. Это позволит создать необходимые предпосылки для динамичного наращивания инвестиционно-финансового потенциала республики - основы последующего финансирования инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в рамках Программы на следующем этапе.

На третьем  этапе реализации Программы за счет предпосылок, созданных на первом и  втором этапах, роста инвестиционного потенциала и привлекательности республики для инвесторов продолжится реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности. 
 Реализация высокодоходных проектов в качестве первоочередных позволит существенно нарастить региональный инвестиционный потенциал. Предусматривается увеличение в общем объеме доли средств частных инвесторов. Бюджетные средства на третьем этапе будут привлекаться главным образом для финансирования инвестиционных проектов экологической и социальной направленности.

Система программных мероприятий направлена на преодоление сложившихся диспропорций в экономике республики, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение ассортимента и увеличение потребления товаров и услуг населением, повышение качества продукции, развитие социальной инфраструктуры, удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в товарах и услугах.

Мероприятия в  Программе сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Программа состоит из четырех разделов. Первый – «Законодательное и организационное обеспечение мероприятий Программы», второй – «Развитие базовых отраслей экономики», третий – «Развитие социальной сферы и платных услуг», четвертый – «Развитие муниципальных образований».

Первый раздел включает в себя совершенствование  имеющейся законодательной базы, принятие новых законов и нормативных  правовых актов, способствующих созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для развития экономики и социальной сферы республики.

Второй раздел предусматривает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных отраслей и сфер народного хозяйства республики: агропромышленного комплекса, промышленности и энергетики, транспортного комплекса, малого предпринимательства.

Третий раздел предусматривает мероприятия, направленные на развитие телекоммуникаций и связи, коммунального хозяйства, строительство  и реконструкцию объектов рекреационного комплекса, образования, здравоохранения, культуры и спорта, жилищного строительства, охрану экологии и биоресурсов.

Четвертый раздел посвящен вопросам развития муниципальных  образований.

Первостепенной  задачей в социально-экономическом  развитии Дагестана является совершенствования нормативной правовой базы республики. 
Институциональные и законодательные преобразования должны быть направлены на:

  • организация открытых и стабильных правил экономической деятельности, которые бы стимулировали предпринимательскую инициативу;
  • выравнивание условий конкуренции и действенную антимонопольную политику;
  • дебюрократизацию экономики: определение и систематизация регулирующих функций властей, уменьшение влияния административных методов на предпринимательскую деятельность;
  • повышение эффективности управления имуществом государства;
  • развитие финансовой инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы республики.

Главной задачей  в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных  условий, способствующих активному притоку инвестиционных капиталов в экономику.

Решение данной задачи можно осуществлять за счет:

  • минимизации вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность инвесторов в законодательно очерченных рамках;
  • осуществления защищенного и предсказуемого правового режима хозяйственной деятельности инвесторов, обеспечения стабильности хозяйственных условий для инвестирования;
  • прозрачности проводимой инвестиционной политики, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
  • взаимной ответственности и безоговорочного выполнения обязательств со стороны как республиканских органов исполнительной власти, так и других участников инвестиционного процесса.

Другой  задачей в данной области является повышение эффективности инвестирования, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

Государственное инвестирование будет осуществляться на основе правил, способствующих эффективности  предоставления бюджетных кредитов и субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. 
 В числе мер государственной поддержки законодательством РД предусмотрены также налоговые льготы (в рамках прав субъектов РФ) для привлечения внешних инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Критерием оценки эффективности инвестиционной политики является величина прироста инвестиций. По оценке, к 2010 году объем инвестиций возрастет в сопоставимых ценах  в 2,4 раза.

В условиях проведения экономических реформ, направленных на формирование полноценной рыночной экономики, существенно меняется и стратегия государственной статистики.

Совершенствование статистической отчетности, создание информационных ресурсов для отслеживания реализации Программы предполагает наиболее полное отражение положения дел в отдельных секторах экономики и социальной сферы, обеспечение расчетов важнейших макроэкономических и социальных показателей. 
 Перспективными направлениями данной работы являются:

  • дальнейшее расширение объективной своевременной информации о состоянии экономической и социальной сферы;
  • развитие научной методологии статистических исследований;
  • изменение в методах сбора, обработки, хранения и обмена информацией;
  • совершенствование административной информации республиканских органов исполнительской власти;
  • обеспечение единства государственных статистических информационных ресурсов, формируемых федеральными и республиканскими органами государственной власти, на основе применения единой методологии и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации с использованием стандартных программно-технологических и технических средств создания этих ресурсов.

Целесообразно создание республиканской информационной сети и упрощение процедуры обмена информацией между различными республиканскими органами исполнительной власти, использующими современные информационные технологии.

Большую актуальность имеет официальная оценка скрытых  объемов экономики.

После решения  вопросов инвестирования и статистика на первый план выходят мероприятия, направленные на развитие сельского хозяйства республики.

Приоритетным  является увеличение валовой продукции  сельского хозяйства в 2,5 раза, пищевой  промышленности в 2,7 раза. Для достижения поставленных задач необходимо обеспечить повышение уровня доходов производителей сельхозтоваров, рост объемов производства АПК за счет увеличения посадочных площадей, в том числе за счет развития горно-террасного земледелия, внедрения современных технологий, реконструкции действующих и создания новых предприятий.

В частности, провести мероприятия по развитию виноградарства, садоводства, овощеводства, рисоводства, животноводства, птицеводства, пищевой  и перерабатывающей промышленности, повышению плодородия почв и мелиорации.

В виноградарстве предстоит значительно расширить площади и увеличить продуктивность виноградников, обеспечив на этой основе многократный рост объемов производства винограда.

Для динамичного  развития отрасли необходимо реализовать  следующие мероприятия:

  • производить ежегодную посадку виноградников на площади более 4,5 тыс. га с выходом к 2010 году на 28,8 тыс. га новых виноградников;
  • приоритетно осуществлять посадки в районах неукрывной зоны республики, имеющей благоприятные почвенно-климатические и экономические возможности, и в районах традиционного выращивания винограда в укрывной зоне;
  • основные посадки осуществлять комплексно-устойчивыми и районированными сортами винограда, дающими высококачественные марочные и шампанские виноматериалы;
  • провести модернизацию существующих производств с применением современных технологий выращивания винограда и производства виноматериалов;
  • создать условия для привлечения негосударственных инвестиций.

Реализация вышеперечисленных мер может поспособствовать увеличению площадей виноградников, объемов производства и реализации винограда, создания новых рабочих мест.

Для динамичного  развития садоводства необходимо осуществить  следующие мероприятия:

  • увеличить довести ежегодную посадку садов;
  • развивать горно-долинное садоводство с вовлечением всех неосвоенных садопригодных склонов;
  • осуществлять посадки высокопродуктивных промышленных сортов косточковых культур (в структуре садов они должны составить 75-80 %);
  • создать условия для привлечения негосударственных инвестиций, использования новых технологий производства и хранения плодов.

Информация о работе Современные проблемы, тормозящие социально-экономическое развитие Республики Дагестан