Социально-экономические модели Западно -Европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:43, контрольная работа

Описание работы

Отцами германской модели смешанной экономики считают О. Бисмарка, инициатора принятия законов 1883 г. о социальном обеспечении, и Л. Эрхарда, осуществившего программу восстановления экономики Западной Германии в послевоенный период. Формирование шведской модели смешанной экономики началось в 1930-е годы, когда на выборах 1932 г. к власти пришли социал-демократы. В 1938 г. Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей заключили Сальтшебаденское соглашение о мирных методах урегулирования трудовых конфликтов и заключения коллективных договоров. Хотя впоследствии буржуазным партиям и удавалось перехватить бразды правления, но социал-демократическое влияние на экономическую политику неизменно оставалось преобладающим.

Содержание работы

Стр.
Социально-экономические модели Западно -Европейских стран
3
Германия
3
«Шведская» («скандинавская») модель
6
Британская модель
8
Испанская модель
10
Французская модель
12
Итальянская модель
13
Выводы
14
Используемая литература

Файлы: 1 файл

мировая экономика_еврозона.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Это, в свою очередь, увеличивает возможность поглощений по сравнению с континентальными странами, где контроль над собственностью принадлежит преимущественно инсайдерам. Отделение собственности от контроля обусловливает решающую роль менеджеров в руководстве американских и британских компаний, в то время как на континенте сохраняется четкое разделение ответственности между менеджерами и собственниками. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой — советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля (участвующие в совете директоров менеджеры выполняют текущие функции управления, а внешние члены совета — профессиональных консультантов и мониторинга). Поэтому роль совета директоров в Великобритании намного выше, чем в большинстве континентальных компаний, где исполняющим органом является дирекция или правление, а функции мониторинга осуществляет наблюдательный совет. В ряде европейских компаний советы директоров формальны и фактически назначают сами себя. Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше значение частного сектора в регулировании экономических процессов.

В Великобритании через бюджет перераспределяется меньшая доля ВВП (40%), чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно Континентальных показателей. Британские экономические реформы 80-х гг. («тэтчеризм», от фамилии тогдашнего премьер-министра) существенно увеличили дерегулирование экономики, улучшили финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей разви-предпринимательства (партнерство с бизнесом, поддержка кон-и косвенное стимулирование инновационной деятельности в частном секторе, развитие малого и среднего бизнеса). Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики, в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны.

Сегодня в Великобритании после  тяжелого всемирного кризиса 2008-2009 годов вновь набирает прежнюю  силу сфера банковских и финансовых услуг - главная отрасль британской экономики. Отражением этого в известный  мере стал подъем фунта стерлингов - его курс к основным валютам близок к максимумам за последние пять лет, что даже уже вызывает беспокойство Банка Англии.

Экономический подъем в Великобритании в 2014 году по оценкам экспертов даст дополнительный импульс соседней Ирландии - английский рынок для нее принципиально важен. А ситуация в Ирландии в свою очередь имеет очень большое символическое значение для всей еврозоны. Ведь «Зеленый остров» был первой страной, получившей в конце 2010 года экстренную помощь от созданного незадолго до этого европейского стабфодна, и 15 декабря 2013 года стал первым государством, успешно завершившим трехлетнюю программу бюджетного оздоровления.

«В конце  января или в начале февраля мы вновь вернемся на рынок», - объявил сразу после выхода своей страны из-под внешней опеки министр финансов Ирландии Майкл Нунан (Michael Noonan). Если намечаемое размещение долгосрочных ирландских облигаций пройдет успешно (в чем мало кто сомневается), это будет убедительным свидетельством эффективности тех реформ и мер жесткой экономии, которые стабфонд предписывает и другим странам еврозоны.

 

Испанская модель

 

Последняя четверть минувшего столетия в Испании  характеризовалась глубокими и  эффективными структурными преобразованиями во всех сферах национальной жизни. Два последних десятилетия в Испании характеризовались глубокими и успешными структурными преобразованиями во всех сферах национальной жизни. Осуществленные на базе широкого национального согласия, при поддержке всех социальных слоев общества, они обеспечили европеизацию страны, высокий динамизм ее экономического и социального развития.

В 1986—2005 гг. среднегодовой  прирост ВВП Испании составил 3,4% (против 2,5% по ЕС). Высокая эффективность  преобразований привела к масштабной модернизации и социальной сферы страны. За сравнительно короткий срок удалось преодолеть тяжелое социальное наследие франкизма, сократить сложившийся в этой области исторический разрыв по сравнению с ведущими европейскими странами. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в ходе реформирования Испания превратилась во вполне современное государство социального благосостояния, а ее социально-экономическая модель приобрела черты западноевропейской модели с акцентом на социал-демократическую этику и культуру.

Учитывая исторические традиции страны, испанские реформаторы сознательно избрали эволюционную, поэтапную социально-экономическую стратегию, опирающуюся на кейнсианские положения о необходимости сохранения за государством важной роли. Падение жизненного уровня населения было признано недопустимым, что позволило Испании в период перехода к полномасштабной рыночной экономике не только избежать социальных издержек и потрясений, обеспечив вполне надежную гарантию социальных прав населения (закреплены Конституцией 1978 г.), но и значительно продвинуться по пути усиления социальной защиты его наиболее обездоленных слоев.

Главным регулирующим механизмом системы социально-трудо-вых  отношений в Испании является «социальный диалог», начало которому было положено в 1977 г. «пактом Монклоа», а в последующие годы серия других соглашений о социальном партнерстве. Они сыграли важную роль в консолидации и рационализации системы социального обеспечения, коллективных договоров, рынка труда и трудовых отношений, способствовали росту доверия к государству и проводимой им социальной политики.

Экономика Испании – четвертая  по величине страна Еврозоны. По итогам 3-го квартала2013 года она, наконец-то, вырвалась  из двухлетней рецессии, а в декабре  Мадрид вслед за Дублином объявил о выходе из-под опеки стабфонда, предоставившего в 2012 году экстренную кредитную линию для поддержки испанского банковского сектора. Это свидетельствует о стабилизации положения в едва ли не самой больной отрасли национальной экономики. Другой тяжелобольной испанский пациент, рынок недвижимости, тоже начал подавать первые обнадеживающие сигналы: в декабре статистики сообщили, что в 3-м квартале впервые за три года зафиксировали, по сравнению с предыдущими тремя месяцами, небольшой рост цен на квартиры и индивидуальные дома. В то же время добиться сколько-нибудь заметного снижения безработицы Испании пока не удается.

 

Французская модель

 

На формирование французской модели огромное влияние  оказали итоги Второй мировой  войны. Общие потери, связанные с  участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции (против 1/10 в итоге Первой мировой войны). Поражение означало для Франции утрату позиций одного из мировых лидеров. Так, в результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3%. Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе — и политический вес, изменить общий характер Французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.

А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трex программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ — это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.

Но в современных  условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны. Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.

Наконец, еще  одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25% по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций). 

Итальянская модель

Итальянская социально-экономическая  модель по многим признакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.

Вследствие отсталости экономики  Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительств крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы государственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80%.

Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется  наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование  на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.

В начале 90-х гг. правящие круги  страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой  экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет Процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели При усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС.

Выводы

  1. С помощью интеграции ЕС пытается преодолеть это отставание и усилить свои позиции в мировой экономике. В то же время в процессе развития европейской интеграции появляется целый ряд проблем и противоречий. ЕС остается решить еще немало проблем, прежде чем Союз сможет стать самой эффективной экономикой в мире. К. числу наиболее важных проблем нужно отнести создание действительно единого европейского рынка и эффективно действующей системы управления ЕС.
  2. Для новых и будущих членов ЕС характерно тоже немало проблем, хотя часть из них снимается по мере интеграции этих стран в ЕС. Во-первых, новые члены ЕС усиливают его дифференциацию. Во-вторых, они отстают по уровню социально-экономического развития. В-третьих, у них шаткая ситуация с платежным балансом в рамках ЕС. В-четвертых, они нуждаются в сильной финансовой помощи.
  3. В последние годы в Европе отмечаются относительно низкие темпы экономического роста. При этом страны «периферии» растут гораздо большими темпами, чем страны—основатели ЕС.
  4. Диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов достаточно велики. В ЕС проводится широкомасштабная политика по выравниванию уровня жизни и структурной перестройке в регионах, при этом поощряется конкуренция на региональном уровне. Расходы на региональную политику стали второй после сельского хозяйства статьей расходов в бюджете ЕС.
  5. Европейская денежно-кредитная политика проводится Европейской системой центральных банков, состоящих из Европейского центрального банка и национальных центральных банков, при помощи следующих инструментов: операции на открытом рынке, суточные ссуды, нормативы обязательных резервов.
  6. Рынок рабочей силы Европейского союза в настоящее время находится в достаточно сложном положении из-за набирающих силу процессов старения населения и падения темпов естественного прироста. На настоящем этапе развития экономика ЕС страдает от значительной нехватки рабочей силы как на уровне отдельных отраслей, так и на уровне стран и регионов.
  7. Для ЕС характерно наличие общей социально-экономической модели, в рамках которой существуют страновые модели. В то же время между ними существуют сильные различия (особенно это видно на примере скандинавской модели), а британская модель вообще не вписывается в западноевропейскую, тяготея к американской.
  8. Внешнеэкономическая стратегия ЕС заключается прежде всего в активизации его внешнеэкономической деятельности.
  9. По социально-экономическому развитию в целом по еврозоне осенью 2013 года впервые с февраля 2011 года было отмечено пусть незначительное, но все же сокращение числа безработных. Минимальные подвижки к лучшему второй квартал подряд происходят даже на рынке труда Греции. После шести лет рецессии, переросшей в очевидную депрессию, в 2014 году греческая экономика тоже покажет небольшой рост - примерно 0,5-0,6 %. Так что рост ВВП ожидается в следующем году во всех странах еврозоны, кроме Кипра.

Информация о работе Социально-экономические модели Западно -Европейских стран