Социально-экономические модели Западно -Европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:43, контрольная работа

Описание работы

Отцами германской модели смешанной экономики считают О. Бисмарка, инициатора принятия законов 1883 г. о социальном обеспечении, и Л. Эрхарда, осуществившего программу восстановления экономики Западной Германии в послевоенный период. Формирование шведской модели смешанной экономики началось в 1930-е годы, когда на выборах 1932 г. к власти пришли социал-демократы. В 1938 г. Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей заключили Сальтшебаденское соглашение о мирных методах урегулирования трудовых конфликтов и заключения коллективных договоров. Хотя впоследствии буржуазным партиям и удавалось перехватить бразды правления, но социал-демократическое влияние на экономическую политику неизменно оставалось преобладающим.

Содержание работы

Стр.
Социально-экономические модели Западно -Европейских стран
3
Германия
3
«Шведская» («скандинавская») модель
6
Британская модель
8
Испанская модель
10
Французская модель
12
Итальянская модель
13
Выводы
14
Используемая литература

Файлы: 1 файл

мировая экономика_еврозона.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Стр.

Социально-экономические модели Западно -Европейских стран

3

Германия

3

«Шведская» («скандинавская») модель

6

Британская  модель

8

Испанская модель

10

Французская модель

12

Итальянская модель

13

Выводы

14

Используемая литература

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-экономические модели Западно -Европейских стран

 

Если американскую модель смешанной экономики называют «обществом свободного предпринимательства», то западноевропейскую – «социальным  рыночным хозяйством». Яркими ее образцами являются Германия и Швеция.

Германия

Отцами германской модели смешанной экономики считают  О. Бисмарка, инициатора принятия законов 1883 г. о социальном обеспечении, и  Л. Эрхарда, осуществившего программу  восстановления экономики Западной Германии в послевоенный период. Формирование шведской модели смешанной экономики началось в 1930-е годы, когда на выборах 1932 г. к власти пришли социал-демократы. В 1938 г. Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей заключили Сальтшебаденское соглашение о мирных методах урегулирования трудовых конфликтов и заключения коллективных договоров. Хотя впоследствии буржуазным партиям и удавалось перехватить бразды правления, но социал-демократическое влияние на экономическую политику неизменно оставалось преобладающим. Развитие германской модели смешанной экономики, направляемое в основном христианско-демократическими политическими силами, пошло иным путем: здесь социализация осуществляется в большей степени на уровне фирмы (а не государства), через «производственную демократию».

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические  цели – это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, –  а создает надежные правовые и  социальные рамочные условия для  реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства как источника  и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок  с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется  следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; социальное равенство;
  • рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций; проведение структурной политики.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.

Экономика Германии внушительна, она  стоит как бы особняком среди  развитых стран Евросоюза. В топливно-энергетическом балансе Германии доля органических природных ресурсов составила 82,4%, в том числе 23,9% - уголь, 22,8% - природный газ, 35,7% - нефть. Германия относится к энергодефицитным странам: доля импорта энергоресурсов достигает 75%. При этом в общем объеме потребления нефти доля импорта достигает 97%, природного газа - более 80%.  О её стабильности свидетельствуют такие показатели как:

  • снижение официальной безработицы в 2012году на 8,2% до 2,9 млн. человек (ранее - 3,1 млн. человек). Уровень безработицы сократился на 0,6 процентных пунктов до 6.  Безработица в Германии на сегодняшний день  остается низкой, число банкротств упало на самый низкий уровень за 14 лет, индекс потребительского доверия GfK поднялся до самого высокого значения с августа 2007 года, биржевой индекс DAX находится на историческом максимуме. В этой ситуации Еврокомиссия предсказывает ФРГ на 2014 год увеличение ВВП на 1,7 процента, а институт Ifo прогнозирует даже 1,9%;
  • рост реальных доходов населения (в 2012 году они повысились на 2% (номинальные - на 4,1%));
  • индекс физического объема производства в Германии составил 112%, в частности: - наибольший положительный рост: в автомобилестроении - 125,3%, металлургии - 121%, электротехнике - 117,6%, химической промышленности - 117,6%, ИКТ - 116,2%, машиностроении - 110,7%. - наименьший положительный рост: в фармацевтике - 100,6% и пищевой промышленности - 101,8%. - отрицательный рост: в табачной промышленности - 85,4%, в коксохимической и нефтехимической промышленности - 98,6%.
  • объем внешней торговли Германии в январе - августе 2011 года увеличился на 15% до 1292,1 млрд. евро (в январе - августе 2010 года - 1123,9 млрд. евро), в том числе экспорт - 696,8 млрд. евро (увеличение на 14%) и импорт - 595,3 млрд. евро (увеличение на 16,1%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 101,5 млрд. евро и за отчетный период увеличилось на 3,5%;
  • развитие рынка автомобилей с электрическим приводом. Государственная программа развития внутреннего рынка автомобилей с электрическим приводом (Elektromobilität), увеличение доли эксплуатируемых служебных электромобилей до 10%. В качестве стимуляции продаж предусматриваются налоговые вычеты для физических лиц, использующих электромобили для служебных целей. В случае использования для личных целей предусматривается освобождение от уплаты дорожного налога в течение 10-ти лет. Важнейший показатель деловых настроений, индекс Ifo, продолжает расти в 2014 году, причем особенно быстро улучшаются ожидания опрошенных 7000 предприятий на ближайшие полгода.

Благодаря динамике развития мировой  экономики и статусу Германии как чемпиона мира по экспорту, товаропотоки будут и дальше нарастать, повысится и роль узловых пунктов и транспортных артерий в Германии. Похоже, что и внутри страны конъюнктура набирает обороты. После нескольких лет топтания на месте показатель климата деловой активности, разработанный Мюнхенским институтом экономических исследований (Ifo) и оценивающий нынешнюю ситуацию в сфере бизнеса и перспективы предприятий, достиг самого высокого уровня за последние 2 года. Важнейший германский барометр конъюнктуры свидетельствует о самой большой эйфории со времен бума, вызванного объединением Германии.

 

 «Шведская» («скандинавская») модель

Само понятие  «скандинавская модель» не имеет  исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо экономическую или социальную политику, а наиболее ярким воплощение этой модели считают прежде всего Швецию. 
Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг. и заключаются в следующем:

  1. гармоничное распределение национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет;
  2. поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и капиталом;
  3. поддержание баланса власти путем сосредоточения политической власти в руках социал-демократов, а экономической — в руках буржуазии;
  4. развитие государственного сектора (прежде всего на базе производства общественных услуг как регулятора общественного воспроизводства) при преобладании частного;
  5. реальное уравнивание в экономических и социальных правах, не говоря уже о политических, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д.

В развитии скандинавской  модели выделяют три этапа развития. Первый — довоенные 1930-е гг., второй — послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., третий — последующие  десятилетия. Однако с начала 1990-х гг. заговорили и о возможном четвертом этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС, хотя речь может идти лишь о модернизации модели, а не ее упразднении.

Таким образом, скандинавская модель — это развитая рыночная экономика со зрелой социальной инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15% (30% занятых). Государство в такой системе не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно также осуществляет весьма строгий контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Другой важной экономической функцией государства  в скандинавской экономике является разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия).

Финансовой  основой скандинавской модели является государственный бюджет, который  предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов, однако не столько для фирм, сколько для богатых физических лиц. Так, максимальный корпоративный налог установлен в размере 28%, а предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51-63% ВВП, а доля государственных расходов на социальные цели в ВВП в этих странах выше 40%.

В ряду экономически благополучных  стран Европы Скандинавия и, в частности, Швеция, давно занимает особое место. Швецию считают одним из самых надежных укрытий для инвесторов: здесь свободный плавающий обменный курс, стабильный госбюджет и развитый рынок облигаций, резюмировали обозреватели Reuters.

Но хотя кроны — шведская, датская и норвежская — по-прежнему остаются хорошей альтернативой в период экономических штормов в Европе, регион не застрахован от рецессии, призрак которой бродит по континенту. В декабре 2013 г. в министерстве финансов констатировали: становится все более очевидным, что кризис в Европе и ситуация в США сказываются на рынке труда и экономике Швеции, и 2013 год будет, вероятно, не самым удачным. Но в 2014 году рост постепенно нормализуется.

Министерство финансов Швеции пересмотрело прогнозы на 2013 и 2014 годы — новые оценки роста ВВП и безработицы заметно отличаются в худшую сторону от тех, которые были заложены осенью в бюджет. Так, экономический рост в наступившем году теперь оценивается в 1,1% (вместо 2,7%), а безработица — в 8,2% против 7,5%, как заложено в расчеты бюджета. Шведский центробанк, Riksbank, также понизил свой прогноз роста ВВП на 2013 год с 1,8% до 1,2%.

Приток зарубежного  капитала в облигации надежного  эмитента с рейтингом AAA и стабильной банковской системой подстегнул рост курса кроны — в июне 2013г. объем зарубежных вложений в шведский долг достиг рекордного уровня, а в августе крона обновила 12-летний максимум в паре против евро. На зарубежных держателей в прошлом году приходилось 58% шведского долга против 41% годом ранее — такие данные со ссылкой на Danske Bank в октябре 2013 года приводило агентство Reuters. Замедление экономической активности приводит к сокращению налоговых поступлений и увеличению расходов на выплату пособий по безработице и прочих — включаются так называемые «встроенные» стабилизаторы, действующие на ослабление циклических колебаний. Платой за это становится рост дефицита. Как бы то ни было, госфинансы Швеции остаются очень устойчивыми на фоне многих других европейских государств.  В целом экономика Швеции по-прежнему испытывает на себе влияние кризиса в еврозоне. Проблемы в странах с чрезмерной долговой нагрузкой остаются источником неопределенности и ослабляют спрос.

 

Британская модель

 

Особенности экономического развития Великобритании формировались под воздействием двух крупных групп факторов — владение самой крупной колониальной империей и активное развитие инсти-туциональной среды. Британская модель имеет много общих черт с американской моделью. Различия англо-американской и европейской континентальной («рейнской») модели касаются формирования предпринимательского сектора и его взаимоотношений с государством, роли государства в управлении экономикой и социальном обеспечении, стратегии интеграции в современные процессы глобализации. Так, различия между британской и континентальной моделью предпринимательства проявляются в организационной структуре частного бизнеса, источниках и механизмах его финансирования, методах корпоративного управления. Что касается социального обеспечения, то в этом отношении британская модель скорее ближе к континентальной, чем к американской.

В англо-американской практике основной экономической единицей является компания (фирма), действующая в интересах максимизации доходов акционеров. На континенте компании включены в финансово-промышленные группы или холдинги, где от компании ожидают поведения, направленного на учет различных групп интересов, включая сотрудников и менеджмент компании и внешних контрагентов. Англо-американская практика опирается на принципы индивидуальной свободы выбора решений с учетом интереса бизнеса, а европейская модель на первое место ставит достижение социального консенсуса. Для англо-американской модели характерна ориентация на фондовый рынок в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации (более 1/4 европейского акционерного капитала).

Для англо-американской модели характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной —- концентрация собственников («стратегических инвесторов»). В Великобритании, как правило, ни один индивидуальный акционер не является доминирующим, в то время как в континентальной Европе наблюдается высокая концентрация голосующей власти. В Великобритании основными держателями акций являются финансовые учреждения (включая пенсионные фонды и компании страхования жизни), в континентальных странах — крупные индивидуальные инвесторы, семьи, другие компании и правительство. Но распыление собственности среди большого числа внешних инвесторов в Великобритании определяет большие возможности внешнего контроля, осуществляемого через рынок ценных бумаг.

Информация о работе Социально-экономические модели Западно -Европейских стран