Социально – Экономическая модель Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В данной контрольной работе будут рассмотрены эти модели и принципы их устройства, в частности, процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы. Более подробно изучим принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем, обратим внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определим, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции …………………………………………….4
1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития ………………………………….4
1.2. Смешанная экономика …………………………………………………………………………...5
1.2.1. Частный сектор …………………………………………………………………………………6
1.2.2. Государственный сектор ……………………………………………………………………….8
1.2.3. Кооперативы …………………………………………………………………………………...10
1.3. Уровень жизни …………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии ………………………………………….14
2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии …………………………………………...14
2.1.1. Современная Германская экономика …………………………………………………………14
2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности ……………………………..15
2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве ……………………………………………………16
2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию ………………………………………………………..19
2.4. Труд и социальные отношения ………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………………………23
Список литературы …………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)
  • Обогащать общество знаниями о потребностях и средствах удовлетворения спроса, которыми располагают миллионы хозяйственных объектов в качестве потребителей и рабочей силы, знаниями, накопленными тысячами коммерсантов, инженеров и предприятий;
  • Стимулировать применение этих знаний;
  • Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.

При концентрации экономики и наличии  конкуренции гарантируется использование и широкое распространение прогрессивных знаний т.к. если новейшей информацией не воспользуется один, то этот шанс ни за что не упустит другой. Конечно, основной вклад в научно-технический прогресс вносят крупные предприятия с богатой материально-технической базой. Тем не менее, основополагающими принципами конкуренции должны быть деконцентрация экономических решений на основе состязательности и предотвращения сговора об использовании или неиспользовании определенных знаний. Конкуренция обеспечивает более многообразный и масштабный научный, технологический, экономический прогресс, нежели высокая степень концентрации, которая, как правило, равнозначна ограничению конкуренции.

  1. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.

Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции  позволяет поставщикам товаров  и услуг предлагать то, с чем  они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку  поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта, и свобода потребления создают предпосылки для того, чтобы многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.

 

  1. Обеспечение экономической и социальной стабильности.

Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени  экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умерено и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.

  1. Достижение и обеспечение социальной справедливости.

Эта цель достигается с помощью  конкуренции несколькими способами:

  • Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.
  • Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.
  • Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.

В условиях такой общественной системы  вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию

Там, где есть конкуренция, т.е. где  имеется нехватка и не все способны достичь одной  и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь  и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

  1. Закон о недобросовестной конкуренции.

Данный закон ставит своей целью  обеспечение и защиту добросовестной конкуренции, а так же борьбу с  ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных действий конкурента, за которые на последнего может быть возложено обязательство по возмещению нанесенного ущерба. Недобросовестными считаются такие действия как:

  • Воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
  • Подделка чужих товарных знаков;
  • Доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;
  • Сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурента;
  • Утверждение и распространение сомнительных сведений о конкуренте;
  • Бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений.
  • Сбивание цен при разрешенных законом единых картельных ценах.

И другие подобные действия.

  1. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.

Данный закон представляет собой  значительный аспект политики защиты прав потребителя. В своей главной  части закон объявляет недействующими положения, «если они, бросая вызов  заповедям добросовестного поведения, неподобающим образом наносят ущерб  партнеру по договору» и не допускает включения в текст соглашения положений, которые, судя по обстоятельствам настолько необычны, что «предусмотренный договором партнер потребителя не обязан с ними считаться».

  1. Закон о скидках.

Этот закон регулирует размеры  допустимой скидки для конечного потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит в том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления цен, которые оказываются искаженными, если скидки при продаже конечному потребителю будут существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной конкуренции в установлении скидки привело бы к конкуренции в установлении скидки вместо конкуренции в области цен.

  1. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.

«Премия» в данном случае – это  товар или услуга, которую потребитель получает как приложение к покупаемому товару с целью содействия сбыту. Подобно тому, как закон о скидках нацелен на то, чтобы цена и качество оставались преобладающими средствами конкуренции и не маскировались другими дополнительными услугами, положение о премиях служит предотвращению завуалированной подачи основного результата труда путем предоставления дополнительных услуг в виде премий к покупкам. Поэтому премии должны пропорционально соотноситься с основным результатом труда и допустимы лишь в определенном случае.

  1. Закон о товарных знаках.

Данный закон играет очень важную в конкуренции роль, а именно, обеспечивает обладателю товарного  знака или марки защиту от его  подделки или злоупотребления им другими лицами. Тем самым покупатель одновременно получает гарантию происхождения товара.

  1. Закон о патентах.

В соответствии с этим законом патенты  выдаются на новые изобретения, могущие  получить промышленное использование. Согласно положению о патентах только обладатель патента в праве определять техническую сферу использования предмета изображения, запускать его в производство, тиражировать на коммерческой основе или использовать практически. Экономическое значение этого закона состоит в предоставлении изобретателю или собственнику изобретения сроком не менее 20 лет защищенной законом монополии на использование своего изобретения или технологии.

В Германии определены следующие принципы, которым должна отвечать конкуренция:

  • Добросовестность;
  • Акцент на конкуренцию в области цен и качества;
  • Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;
  • Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;
  • Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.

Большинство политических установок  и доминирующие в Германии механизмы  по охране конкуренции нашли отражение  в законе от 1957г. О запрете ограничений конкуренции. Этот закон в Германии не имел «предшественников» и означал разрыв с существовавшей десятилетиями правовой традицией картелей.

2.4. Труд и социальные отношения

Одной из самых важных задач порядка  в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

  1. Нормирование защиты работающих по найму:
    • Защита от опасностей или охрана труда;
    • Гарантии в отношении длительности рабочего времени;
    • Гарантированность рабочего места.
  2. Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:
    • Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятиия с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников
    • Закон об участии работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;
    • Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.
  3. Нормирование в области рынка труда:
    • Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;
    • Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;
    • Страхование и выплаты по безработице;
    • Политика полной занятости.
  4. Система социального страхования:
    • Страхование от несчастного случая;
    • Страхование на случай болезни;
    • Пенсионное страхование рабочих и служащих;
    • Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;
  5. Социальная помощь.
  6. Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.
  7. Помощь семьям.
  8. Помощь в получении образования.
  9. Трудовые и социальны суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам  социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.

 

Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены модели социально–экономического развития Швеции и Германии. Миф об идеальности этих стран слишком преувеличен. В рассматриваемых странах также есть свои проблемы занятости, экономического роста, государственного вмешательства в экономику, нехватки высококвалифицированных кадров, борьба с бедностью и т. д. Однако, правительство этих стран проводит активную политику по решению и устранению этих проблем.

Информация о работе Социально – Экономическая модель Швеции