Социально – Экономическая модель Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В данной контрольной работе будут рассмотрены эти модели и принципы их устройства, в частности, процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы. Более подробно изучим принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем, обратим внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определим, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции …………………………………………….4
1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития ………………………………….4
1.2. Смешанная экономика …………………………………………………………………………...5
1.2.1. Частный сектор …………………………………………………………………………………6
1.2.2. Государственный сектор ……………………………………………………………………….8
1.2.3. Кооперативы …………………………………………………………………………………...10
1.3. Уровень жизни …………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии ………………………………………….14
2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии …………………………………………...14
2.1.1. Современная Германская экономика …………………………………………………………14
2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности ……………………………..15
2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве ……………………………………………………16
2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию ………………………………………………………..19
2.4. Труд и социальные отношения ………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………………………23
Список литературы …………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Государственный сектор и государственная  собственность – разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора  может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988г. В нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения – 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989г.  Она возросла с 33% в 1960г. до 45% в 1970г., 50% в 1975г. и 67% в 1982г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно – в Швеции.

Коммунальная  собственность весьма ограничена и  по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977г. Судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982г. Не покончили с политикой «кормления хромых уток».

Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970г. Для координации деятельности государственных предприятий холдинг «Статсферетаг» был реорганизован в 1983г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название «Прокордиа». Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987г. Число занятых в «Прокордии» составило 25 тысяч человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых  случаях по закону являются монополиями. На почту и связь – две крупнейшие государственные монополии – приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера – транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль». В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них – государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод  доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после  вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования  – различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% – пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.

Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют  собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные доходы.

В 1988г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% – налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования – подоходные налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988г. Составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование – основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 92%, в образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний – 56%.

Государственный сектор важен для  повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее  качество и низкие издержки на такие  важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

1.2.3. Кооперативы

Особенностью шведской экономики  является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства, 7,5% занятости  в промышленности, 14% в розничной  торговле и 5% от числа всего работающего  населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин «кооператив» обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства – никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление – «один член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в  Швеции во второй половине XIXв. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: «свободного» религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего – в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899г. Они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ – национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920г. до 138 в 1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном  шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

1.3. Уровень жизни

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) – обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, – и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государственного благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается  одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире

Согласно одной из целей шведской модели – равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986г. В Швеции  на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных – 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987г. Средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии – 84,8%; в Германии – 73%; в Великобритании – 70,5%; в Японии – 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в  послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983гг. сократились. В 1984-1989гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950г. На чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989г. Эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

Информация о работе Социально – Экономическая модель Швеции