Региональный рынок информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий.
Суть информационных технологий, которые в связи с всеобщей компьютеризацией ныне вышли на принципиально новый уровень, – передача, хранение, обработка и восприятие информации.
Чем далее, тем чаще и в научно-производственных кругах, и даже в обывательской среде можно услышать такое понятие, как виртуальная или информационная экономика, присущая рынку, как на региональном, так и на международном уровнях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность рынка информационных технологий
Современные информационные технологии (ИТ)………………5
Рынок информационных технологий…………………………….7
Технология выхода на региональные рынки…………………….8
Информационные технологии на региональном уровне
Становление рынка информационных технологий в России, основные проблемы его развития………………………………..13
Пути решения проблем развития рынка ИТ в России………….17
Информационные технологии как инструмент эффективного регионального развития…………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Региональный рынок инф-ных технологий.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

Микроинструменты  или общеэкономические регуляторы используются на национальном уровне для проведения общегосударственной  политики в отношении регионов и  воздействуют на поведение экономических  субъектов за счет дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и  другой политики. Микроинструменты непосредственно  воздействуют на деятельность субъектов  региональной экономики, макроинструменты связаны с изменением совокупности региональных доходов и расходов и могут применяться двумя способами: через передачу контроля над торговой, фискальной и монетарной политикой регионам или посредством полного контроля политики со стороны государства. В первом случае регионы используют инструменты макроэкономической политики по собственному усмотрению, регулируя параметры экономического развития, например, за счет дифференциации налоговых ставок и экспортно-импортных пошлин. Во втором случае параметры экономического развития контролируются централизованно органами государственной власти, не исключая возможности дифференцированного подхода к различным регионам в процессе установления налоговых ставок, предоставления льготных кредитов или субсидий.

В современных  условиях задача эффективного применения новых и имеющихся инструментов сбалансированного пространственного

развития  становится более актуальной, вследствие того что свойственное данному периоду  пространственное развитие российских регионов способствует усилению поляризационных явлений, обеспечивающих несбалансированное развитие подсистем национальной экономической системы. В то же время поляризация российской экономики влечет за собой усиление внутрирегиональной дифференциации, что, в свою очередь, обусловливает не только снижение экономической активности в регионах, но и концентрацию ресурсов в крупных городских агломерациях, повышение политической нестабильности, увеличение опасности социально -

экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны.

В настоящее  время, несмотря на активное использование  информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, их роль в решении  такой специфической задачи, как  сглаживание пространственной поляризации  в регионе, отдельно не выделяется. В связи с этим эффективность  применения информационных технологий в качестве рычага регулирования поляризованного развития регионов в настоящее время не рассматривается, в то же время именно этот инструмент может способствовать формированию и дальнейшему результативному функционированию как центров роста в регионах, так и сокращению существующих различий в региональном развитии. Использование информационных технологий должно позволить скорректировать поляризованное развитие в направлении сглаживания явлений пространственной дифференциации.

    Информационные  технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться  как на макро-, так и на микроуровне.

Формирование  современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Использование информационных технологий улучшит качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о деятельности органов государственной власти более открытой, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен.

Развитие  и обеспечение всех видов связи на всей территории Российской Федерации позволит обеспечить высокий уровень доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление на ее основе качественных услуг.

Информационные  технологии должны способствовать выработке  эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона.

В качестве микроинструмента региональной политики информационные технологии способствуют повышению качества образования, развитию новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа-образования, созданию системы непрерывной профессиональной подготовки, направленных на воспроизводство квалификационного потенциала региона.

    Социальным  аспектом использования информационных технологий в качестве инструмента  региональной экономической политики является повышение качества медицинского обслуживания, социальной защиты населения  и предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации, развитие культуры и средств  массовой информации. Для регионов с ограниченными природными ресурсами  и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию. Современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на использовании информационных технологий. Информационные технологии – это инструмент, упрощающий организацию своего бизнеса и позволяющий эффективно управлять ресурсами предприятия. Информационные технологии становятся основой для контроля за финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Использование информационных технологий позволяет улучшить управляемость предприятий, оптимизировать и повысить эффективность организации труда, создать комфортные условия работы. Результаты применения информационных технологий можно рассматривать как новые возможности, открывающиеся перед предприятием, и способы достижения конкурентных преимуществ и лидирующих позиций на рынке.

    Учитывая  специфические условия социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации и возможности использования  ограниченных ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие  условия жизнедеятельности людей, можно утверждать, что информационные технологии способны стать тем инструментом, который позволит сократить межрегиональные  различия и повысить эффективность  региональной политики в целом. 

 

    Заключение

Производство  информационных телекоммуникационных технологий может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению  к промышленности; ИТТ позволяют  увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом  расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия  по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи  традиционным промышленным производствам. Затруднение с их восприятием  связано с тем, что они часто  связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых  решений. Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но и изображение  и звук (мультимедиа), что раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда  потребителям будут предложены новые  услуги, компании-поставщики получат  доступ к глобальным рынкам, а в  сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие  места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку  они охватывают и изменяют различные  сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы  и средства массовой информации, образование  и медицину, рекламу, почтовую связь  и т. д.

    Однако, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов.

Реализация  мероприятий государственной поддержки  развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

· совершенствование  законодательства;

· развитие внутреннего рынка;

· развитие экспорта;

· институциональное  развитие.

Меры, направленные на совершенствование системы образования, помогут решить проблему с кадрами  в долгосрочном плане, так же программа  стимулирования притока квалифицированных  кадров из ближнего зарубежья поможет  снять проблему в ближайшие несколько  лет.

Формирование  специализированной законодательной  базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего  общего законодательства (регулирующего  все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые  особенности отрасли ИТ.

Важной  мерой по повышению прозрачности отрасли ИТ является упрощение процедуры временного ввоза, в том числе для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим компаниям, разрабатывающим встроенное программное обеспечение. Позиции России в его разработке сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта этого вида ИТ услуг.

Устранение  проблем в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта и импорта, поможет ликвидировать схемы  оптимизации налогообложения предприятиями  отрасли, повысить прозрачность их деятельности и собираемость налогов.

Поддержка государством развития внутреннего  рынка информационных технологий в  России включает проведение мероприятий  по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению  доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.

    В направлении продвижения российского  сектора ИТ в первую очередь необходима реализация ряда мер по повышению имиджа России как в глазах потенциальных инвесторов, так и возможных партнеров ИТ-компаний. В этой связи государство должно способствовать своевременному, адекватному информированию зарубежных аналитических агентств и общественности о происходящих в России улучшениях и учету данной информации при составлении международных рейтингов инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо обеспечение поддержки исследований рынка ИТ, проводимых ведущими аналитическими агентствами. 

 

    Список использованной литературы:

  1. Анализ рынков в современной экономической социологии: пер.с англ. / Гос. ун-т – Высшая школа экономики; Отв. ред. В.В. Радаев. М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ. - 2008. - 423 с.
  2. Armstrong H. Regional economics and policy. 3rd ed. Blackwell Publishing, 2000. - Р. - 234.
  3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М. - 2003. - С. 374.
  4. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. - 2007. - 256 с.
  5. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика. - 1996.
  6. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Шурупов А.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО». - 2010. - 388 с.
  7. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития… URL: www.economy.gov.ru.
  9. Левин В.И. История информационных технологий: учебное пособие. – М.: ИНТЕРНЕТ-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 336 с.
  10. Мировой рынок информационных услуг: Учебник. / Под ред. Э.С. Спиридонова, М.С. Клыкова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 416 с.
  11. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000. - С. 319–320.
  12. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск. - 2000. - С. 319–320.
  13. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. - 309 с.
  14. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. М.: Эксмо. – 2006г. - 208 с.

Информация о работе Региональный рынок информационных технологий