Региональный рынок информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий.
Суть информационных технологий, которые в связи с всеобщей компьютеризацией ныне вышли на принципиально новый уровень, – передача, хранение, обработка и восприятие информации.
Чем далее, тем чаще и в научно-производственных кругах, и даже в обывательской среде можно услышать такое понятие, как виртуальная или информационная экономика, присущая рынку, как на региональном, так и на международном уровнях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность рынка информационных технологий
Современные информационные технологии (ИТ)………………5
Рынок информационных технологий…………………………….7
Технология выхода на региональные рынки…………………….8
Информационные технологии на региональном уровне
Становление рынка информационных технологий в России, основные проблемы его развития………………………………..13
Пути решения проблем развития рынка ИТ в России………….17
Информационные технологии как инструмент эффективного регионального развития…………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Региональный рынок инф-ных технологий.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

    На  этапе становления отрасли ИТ рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её сегментов (например, развитие аппаратно-технической базы стимулирует спрос на программное обеспечение и ИТ-услуги). Таким образом, на нынешнем этапе развития отрасли ИТ в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным. 
 

    1. Пути  решения проблем  развития рынка ИТ в России
 

Реализация  мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

  • совершенствование законодательства;
  • развитие внутреннего рынка;
  • развитие экспорта;
  • институциональное развитие.

Разработка  законодательной базы в сфере  ИТ должна детализировать в нормах законодательства правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений.

Основные  усилия должны быть сосредоточены на теоретическом осмыслении и практическом разрешении следующих принципиальных вопросов:

  • возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений;
  • пути решения новых правовых проблем, появившихся в связи с использованием новых информационных технологий и сети Интернет;
  • решение теоретических проблем правового статуса информации как объекта гражданских прав, введенного Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • допустимость и границы применения различных методов регулирования (в том числе саморегулирования) в информационной сфере.

Кроме приведенного выше перечня мероприятий, направленных на формирование специализированной законодательной базы в области  информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики  в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли  ИТ.

    Мероприятия по развитию внутреннего рынка ИТ:

Поддержка государством развития внутреннего  рынка информационных технологий в  России включает проведение мероприятий  по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению  доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.

    К наиболее важным мероприятиям по развитию квалифицированного спроса со стороны  государства относятся:

  • постепенный переход государственных учреждений от обслуживания ИТ-систем (включая обслуживание ИТ-инфраструктуры) собственными силами к обслуживанию силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору. Данная мера позволит государству осуществлять обслуживание собственных систем качественнее, с меньшими затратами и будет способствовать стимулированию развития отрасли ИТ;
  • централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного, а также программного обеспечения.
  • введение в классификацию бюджетных расходов органов государственной власти статьи "Расходы на использование информационных технологий". В настоящее время все расходы органов государственной власти на ИТ проходят по различным статьям бюджетной классификации.
  • повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий путем: определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих; внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих.

Для стимулирования спроса со стороны населения необходимо осуществление ряда мер по популяризации  ИТ и обеспечению доступности персональных компьютеров для большинства семей.

С целью  повышения доступности ИТ для населения необходима реализация следующих мер:

  • разработка программы повышения доступности персональных компьютеров для всех слоев населения за счет стимулирования общего снижения цен на рынке и расширения возможностей потребительского кредитования;
  • вычет стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц, что приведёт к существенному стимулированию спроса населения;
  • создание общедоступных компьютерных центров в регионах. Эта мера необходима для повышения компьютерной грамотности и спроса населения, а также как база для организации компьютерных курсов;
  • ускорение реализации программы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет, в том числе с использованием современных средств доступа.

Помимо  стимулирования спроса на информационные технологии со стороны государства  и населения, важна реализация мер  по стимулированию спроса на ИТ со стороны предприятий всех отраслей экономики. К первоочередным мерам в данном направлении относятся:

  • сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерной оборудования и программного обеспечения до 2-х лет.
  • уменьшение налоговой базы налога на прибыль организаций на сумму расходов, направленных ими на финансирование учебных заведений и подразделений ИТ-направленности и по обучению (переподготовку или повышение квалификации) персонала в отношении использования ИТ.

    Чрезвычайно важной для продвижения российского  ИТ-бизнеса мерой является создание организации, ответственной за продвижение и содействие отрасли ИТ со следующими функциями:

  • формирование и поддержка базы данных о предприятиях отрасли ИТ России, а также потенциальных инвесторах и партнерах (зарубежных и отечественных). Создание "единого информационного окна" поможет западным компаниям проще находить партнеров в России, а российским — клиентов или инвесторов;
  • консультационная поддержка: содействие российским ИТ-предприятиям в поиске финансирования; предоставление информации иностранным компаниям по открытию центров разработки и исследований в России; содействие ИТ-компаниям (российским и иностранным) во взаимодействии с органами государственной власти; предоставление полезной для ИТ-компаний информации (юридические вопросы, особенности бухгалтерского учета, типовые контракты) через сеть Интернет;
  • централизованное управление программами технического содействия развитию российской отрасли ИТ со стороны международных финансовых организаций;

Необходимо  централизовать государственные закупки  средств ИТ как для консолидации заказов, так и для осуществления межведомственных проектов создания информационных систем. Спрос предприятий на ИТ растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются проекты ИТ. 

Открытие  в России центров разработки, дизайна  и исследований иностранных компаний также является перспективным направлением развития отрасли. В этой области  уже есть ряд успешных примеров: компании "Интел", "Моторола", "Боинг", "Сан Майкросистемс" и другие. Выгоды открытия таких  подразделений для России будут  заключаться в использовании  существующей глобальной бизнес - структуры  международных компаний, создании новых  высокооплачиваемых рабочих мест, развитии инфраструктуры, приобретении ценных навыков (управление проектами, управление процессом разработки, контроль качества), увеличении налоговых поступлений. Ряд проблем, особенно чувствительных именно для таких центров разработки, требуют практического решения: невозврат налога на добавленную стоимость при экспорте ИТ-продукции и услуг, недостаточно развитая и (или) дорогая телекоммуникационная инфраструктура, отсутствие четко выраженной политики поощрения инвестиций со стороны региональных органов власти. Ряд проблем целесообразно решать на основе государственно-частного партнерства.

Для обеспечения  активного развития отрасли ИТ в России, необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на формирование ресурсной базы отрасли. Ключевыми ресурсами, необходимыми для развития информационных технологий в стране, являются развитая инфраструктура, обеспеченность кадрами необходимой квалификации, доступность финансирования и должный уровень защиты интеллектуальной собственности.

Развитие  общей инфраструктуры ИТ должно включать создание специальных территорий развития ИТ и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, критической для развития отрасли ИТ, во всех регионах. Важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ («технопарков»). Основные преимущества таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения.

Чрезвычайно важным для развития отрасли ИТ является предоставление (в том числе в регионах) телекоммуникационной инфраструктуры по ценам, сравнимым с мировыми.

Высокий общий уровень образования и  количество специалистов с фундаментальной  физико-математической подготовкой  в сравнении с другими развивающимися странами – потенциальное конкурентное преимущество российской отрасли ИТ.

    Совершенствование системы образования должно включать повышение ИТ-грамотности в общеобразовательных  учебных заведениях, подготовку учителей с навыками использования ИТ в учебном процессе, развитие среднего профессионального образования в интересах отрасли ИТ, организацию на базе вузов краткосрочных курсов повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ, приведение учебных программ факультетов по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой, привлечение представителей ведущих компаний отрасли ИТ к разработке программ и стандартов преподавания специальностям в области ИТ, повышение уровня знания иностранных языков ИТ-специалистами, и другие меры.

    Важной  мерой институционального развития отечественной отрасли ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов ("пиратством"), с последующим широким освещением результатов в средствах массовой информации (в том числе – зарубежных). Например, систематическое проведение показательных рейдов по ликвидации цехов по производству и точек сбыта контрафактной продукции может поддержать действия по изменению законодательства.

Реализация  мероприятий, предполагающих снижение бюджетных поступлений, будет способствовать повышению прозрачности деятельности предприятий и, как следствие, повышению  собираемости налогов. Снижение доходов  бюджета будет временным явлением.

Развитие  отрасли ИТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП.

Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.

Значительно повысится компьютерная грамотность  населения. Число семей, имеющих  персональный компьютер, составит не менее 40, а имеющих доступ в сеть Интернет — не менее 35 процентов. В целом, по развитию информационных технологий Россия может выйти на уровень  стран ЕС.

Другие  положительные эффекты от реализации предложений включают увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры телекоммуникаций. 

    1. Информационные  технологии как инструмент эффективного регионального  развития

Пространственное  развитие российских регионов характеризуется  сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России.

С целью  сглаживания пространственной поляризации  применяются различные инструменты: прямые и косвенные, административные, экономические и политические, применяемые на макро- и микро-уровнях. Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов. Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона, за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п.

Информация о работе Региональный рынок информационных технологий