Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать основные экономические показатели Уральского экономического района, определяющие его место в экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- осознать роль региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии Уральского экономического района;
- овладеть теоритическими основами региональной экономики, методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономические характеристики Уральского экономического
района ………………………………………………………………………………………………… 4
2. Открытость экономики и сравнение показателей с другими
районами …………………………………………………………………………………………… 10
3. Отраслевая структура Уральского экономического района …………….. 11
4. Главный индекс регионального развития …………………………………………. 17
5. Тип региона ………………………………………………………………………………………… 19
6. Межрегиональные связи региона …………………………………………………….. 20
7. Уровень и инвестиционной активности …………………………………………….. 21
8. Сравнительный анализ показателей Уральского экономического региона с другими регионами России ……………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ………………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

регион.экономика.docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)

в целом  устойчивым донором  федерального бюджета. Так, в 2004 г. платежи региона в  бюджет составили 27,3 млрд. руб., а обратные трансферты в региональные бюджеты  – 0,75 млрд. руб.

   По величине денежных доходов  на душу населения (с поправкой  на прожиточный минимум) Ямало-Ненецкий  и Ханты-Мансийский округа находятся  на втором и третьем местах  по Российской федерации.

 

10

2. Открытость экономики и сравнение  показателей

с другими районами

 

   Степень большей открытости экономики  характеризуется отношением объема  товарообмена (межрегионального и  внешнеэкономического) к произведенному  валовому региональному продукту (ВРП).

   Для Уральского района это  отношение составляет 125,3% (62:49,5) и  по внешнеэкономическому – 26,3% (13:49,5).

   Таким образом, общая открытость  региона очень высока. Для сравнения  отметим, что степень открытости  экономики страны в 4 раза меньше, она составляет 32,9% (28:85). Вместе с  тем рассматриваемый регион имеет  высокий уровень межрегиональной  связанности, измеряемой отношением  межрегионального оборота к валовому  внутреннему продукту (ВВП): 57,6% (49:85). Заметим, что такое отношение  для современной России экспертно  оценивается в 12-14%. Для анализа  открытости экономики по отдельным  отраслям и товарным группам  применяются смешанные коэффициенты, связывающие вывоз, ввоз, производство  и внутри региональное потребление.

   В таблице 1 представлены значения  коэффициентов экономики Уральского экономического региона.

Таблица 1

Коэффициенты открытости Уральского экономического района

Отрасли

добыча

готовая

продукция

услуги

регион

в целом

Коэффициент вывоза

85,6

28,3

8,5

48,3

Коэффициент ввоза

57,3

75,6

58,9

63,9

Коэффициент товарообмена

122,4

132,4

68,4

105,4


   Наиболее высокую межрегиональную  товарность имеет отрасль «добыча», а так же отрасль «готовая продукция».

11

3. Отраслевая структура Уральского  экономического района.

   На территории Уральского экономического района сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно добывающих и обрабатывающих отраслей и производств, обладающий достаточно высоким уровнем взаимосвязанности. Удельный вес каждой отрасли в целом в соответствующей отрасли в Российской Федерации приведен в таблице 2.

Таблица 2

Удельный вес района в производстве промышленной продукции по

отдельным отраслям в Российской Федерации в 2004 году. 1)

 

Вся промышленность

электроэнергетика

Топливная промышленность

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химия и нефте-химия

машиностроение, металлообработка

Лесная, деревообработка

Промышленность строит. мат.

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

16,8

22,7

46,6

5,5

8,0

16,7

22,9

12,5

21,2

6,4

18,5


 

   Ведущие отрасли района: нефте- и газодобывающие отрасли. Машиностроение и металлообработка, химическая  и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в районе получили пищевая промышленность, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.

   КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ведущие отрасли промышленности : машиностроение и металлообработка (42,8%), электроэнергетика (23,0%), пищевая     индустрия   ( 14,4%  ),      химическая      промышленность     (7,7%),

производство  стройматериалов (3,0%). Важнейшие промышленные центры – Курган (оборудование для  химической и легкой промышленности, сельхозмашины, химико-фармацевтическая продукция, пищевая индустрия)

12

и Шадринск (автоагрегаты, полиграфические машины, железо- и керамзито-бетонные изделия, кожевенные изделия, пищевая индустрия); менее значительные – Далматово (оборудование для мясо-молочной промышленности, консервы, ковры), Катайск (насосы, сухое молоко), Петухово (железнодорожное оборудование), Щучье (противопожарное оборудование).

   Сельское хозяйство: продукция растениеводства – 31% (основные культуры – пшеница, ячмень, рожь), животноводство – 69% (развито птицеводство).

   Транспорт: географическое положение обусловило развитие транспортных транзитных путей. Общая протяженность железных дорог 748 км, из них половина электрифицирована. Основная железнодорожная сеть дублируется автомагистралями, дорог с твердым покрытием 6,2 тыс. км. Мировую славу Курганской области принесла клиника доктора Илизарова, освоившего принципиально новый метод лечения костных деформаций.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Промышленность: если Урал «опорный край 

державы», то ядро этого края – область. Структура  промышленной продукции: машиностроение и металлообработка(все виды тяжелого машиностроения, транспортных средств, горного оборудования) - 18,1%, черная металлургия (все виды черных металлов, метизы, трубы) -26,2%, цветная металлургия – 17,4% (первое место по производству меди в стране, алюминий, кобальт, никель), электроэнергетика – 15,9%, производство стройматериалов – 5,5%, лесная и деревообрабатывающая – 2,2% (третье место в России по производству фанеры). Промышленная столица области и всего Урала – г.Екатеринбург (1272 тыс. жителей): горное, металлургическое и     химическое    оборудование,     турбомоторы,     станки,      подшипники,

электротехнические  агрегаты и др; производятся также пластмассы, самоцветы, продукция легкой и пищевой индустрии; центр науки, культуры, высшего образования ( уступая Москве , Санкт-Петербургу и Новосибирску ).

13

Второй  по величине город – Нижний Тагил (437,4 тыс.). Выделяется заводами грузовагонов, пластмасс, металлургическим комбинатом. Следует выделить города: Асбест (85,1 тыс.) – близ крупнейшего месторождения хризотил-асбеста в России, Ирбит (51,8 тыс.) – производство мотоциклов, стекла, химико-фармацевтической продукции, Верх-Нейвинск (90 тыс.) – освоено производство грузовых автомобилей, медоборудования, охранной сигнализации, оборудования для молочной промышленности, кухонных комбайнов.

   Сельское хозяйство работает на внутренний рынок.  С одной стороны, удовлетворение потребностей населения промышленных центров, с другой – развито индустриальное садоводство и огородничество. В посевах преобладают зерновые и кормовые. В животноводстве развито молочно-мясное, свиноводство, птицеводство. Характерна организация в форме крупных животноводческих и птицеводческих комплексов.

   Транспорт соответствует промышленному потенциалу и степени освоения области. Протяженность железных дорог свыше 3 тыс. км. Область служит базой транспортного освоения Западно-Сибирского ТПК. Через нее проходят нефтепроводы из Шаима и Самотлора, газопровод из Уренгоя. Протяженность автодорог – 14,3 тыс. км. Судоходство – по рекам Тавда, Тура. В Екатеринбурге – международный аэропорт Кольцово.

   Свердловская область лидирует  или занимает одно из первых  мест в России по производству  труб (28%), стиральных машин (20%), дизелей  (16%), чугуна (12%), стали (7%).

   ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Промышленность: юг Тюменской области по своим параметрам      приближается     к     регионам     средней      полосы     России.

Промышленность  с дифференцированной структурой производства: 26,6% товарной продукции приходится на электроэнергетику, 16,6 – машиностроение, пищевая индустрия - 24,9% (особенно мукомольная и

14

комбикормовая), химическая и нефтехимическая промышленность – 11,4%, производство стройматериалов  – 8,4%, деревообрабатывающая – 4,7%, стекольная – 3,8% общего объема товарной продукции.

   Крупнейший промышленный центр  – Тюмень. Здесь производятся  суда, моторы, нефтяное оборудование, аккумуляторы, приборы, фармацевтика, находятся предприятия деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Другие центры: Тобольск (судоверфь,  нефтехимкомбинат, деревообработка), Ишим (производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность).

   Сельское хозяйство. Тюмень занимает 18-е место в стране по сбору зерна (культивируются экспортные твердые сорта пшеницы). Направление в животноводстве – мясо-молочное. Развито рыболовство, пчеловодство. 

    Транспорт. Юг Тюмени имеет развитую транспортную сеть: Тюмень и Тобольск – важные железнодорожные узлы в транспортной инфраструктуре

страны (883 км железных дорог, в том числе  Транссибирская магистраль);  5,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием; судоходство по Иртышу и Оби; аэропорты  в Тюмени, Ишиме.

   В масштабах России юг Тюмени  известен как главная база  освоения богатейших нефтегазовых  месторождений Западной Сибири.

   ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ.

   Промышленность. Структура промышленного производства весьма своеобразна: 85% всего объема продукции приходится на топливную индустрию, 12% - на электроэнергетику. Крупнейшие промышленные центры: Сургут, Нижневартовск (газоперерабатывающие предприятия), Нефтеюганск, Мегион, Урай, Лангепас (центры нефтедобычи), Березово

(центр  газодобычи), Ханты-Мансийск (деревообработка,  рыбообработка, рыбоконсервный завод).

   Сельское хозяйство развито слабо. Выращивание овощных культур развито

15

более или менее. Развито звероводство (черно-белые лисы, песец, норка), пушной промысел, рыболовство.

   Транспорт. Бездорожье было главным препятствием освоения ресурсов региона. В 70-х гг. железнодорожная ветка проведена до Приобья, в 80-х гг. от Тюмени до Сургута и далее в Ямало-Ненецкий округ до Ноябрьска и Нового Уренгоя. Эксплуатационная длина железных дорог превысила 1 тыс. км, автодорог с твердым покрытием – 2,8 тыс. км. Густая сеть нефтепроводов (нитки на Альметьевск, Томск, Омск, на Урал, в Кузбасс). Аэропорты в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте, Урае, Мегионе. Судоходство по Оби, Иртышу и их притокам – Агану, Большому Югану, Конде.

   ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ. Промышленность. Почти 90% промышленной продукции приходится на топливную отрасль. Местные электростанции производят более 160 млрд. кВт-ч электроэнергии.

   Сельское хозяйство носит примитивный характер. Большое значение имеет рыболовство и пушной промысел, звероводство. Серьезное подспорье – оленеводство (в округе пятая часть всего поголовья оленей страны).

   Транспорт находится в зачаточном состоянии, хотя 500 км железных дорог уже введено в строй от Салехарда через Надым на Новый Уренгой. Для освоения полуострова Ямал строится рельсовый путь до Бованеково (Ямбург). Имеется около 400 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Судоходство по Оби, Тазу, Пуру. Крупнейший порт в Салехарде. Аэропорты в Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге. Помимо газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, реализуется новый грандиозный проект Ямал-Европа через Белоруссию. Протяженность газопровода будет 12 тыс. км, пропускная способность – 60 млрд. куб. м газа в год.

   ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Промышленность. По объему товарной продукции входит в «первую десятку» регионов. В годы реформ падение производства    в    промышленности    в    Челябинской    области    связано   с

16

сокращением ВПК. С начала Великой Отечественной войны, когда на восток и, особенно на Урал, хлынул поток эвакуируемых предприятий (в Челябинске  оказалось 60 таких заводов) и в последовавший период «холодной войны», область насыщалась оборонной промышленностью. Появились «закрытые» города: Челябинск-65, Челябинск-70. На оборону работали и основные отрасли специализации – черная и цветная металлургия, машиностроение (Челябинский тракторный завод в свое время освоил выпуск танков, здесь создавался Т-34). В структуре промышленной продукции лидируют отрасли тяжелой индустрии: черная металлургия (43,3%), машиностроение и металлообработка (19,6%), электроэнергетика (13,6%), цветная металлургия (3,9%), топливная (2,1%), промышленность стройматериалов (7,1%), легкая промышленность (0,5%) – 4-е место в стране по выпуску обуви. Важнейшие промышленные центры: Челябинск (черная металлургия, включая производство труб, цветная (цинк), тракторы, станки, радио, лакокрасочная и химико-фармацевтическая продукция, строительный комплекс легкой и пищевой промышленности), Магнитогорск - 425 тыс. (металлургический комбинат, дополненный комплексом машиностроительных и химических производств, фабрика пианино), Златоуст – 200 тыс. (центр производства качественных сталей, часов, здесь были сделаны первые советские шарикоподшипники,  близка к народным промыслам гравировка на металле), Миасс – 166 тыс. (первенец автомобилестроения в регионе – «УралЗИС», выпускает большегрузые вездеходы, старейший центр золотодобычи), центры черной металлургии – Чебаркуль (51 тыс.), Сатка (51тыс.), Аша (39 тыс.), Сим (20 тыс.), производство меди – Кыштым (42 тыс.), Карабаш (16 тыс.), производство никеля – Верхний

Информация о работе Региональная экономика