Региональная экономика южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

В нашем исследовании мы ставили пред собой цель – изучить современные проблемы регионального развития Южного федерального округа.
Согласно вышеупомянутой цели мы постарались, исследовать перспективы развития и оптимизации округа, охарактеризовать геополитическое положение, современное состояние и проблемы ЮФО.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..
1 Геополитическое положение Южного Федерального Округа..
2 Природные условия ЮФО……………………………………….
3 Отрасли хозяйственной специализации………………………..
3.1 Зерновое хозяйство……………………………………………….
3.2 Возделывание технических культур (подсолнечника и сахарной свеклы)…………………………………………………
3.3 Овощеводство и бахчеводство…………………………………..
3.4 Плодоводство и виноградарство………………………………...
3.5 Пищевая промышленность………………………………………
3.6 Санаторно-курортное хозяйство………………………………...
3.7 Морской транспорт……………………………………………..
Заключение………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат региональная экономика ЮФО.docx

— 233.48 Кб (Скачать файл)

Богатство, разнообразие и  привлекательность природных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристического бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации Южного федерального округа. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристический комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.

Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Катализатором начатых процессов  выступает подготовка и проведение в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристического типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

 

3.7 Морской транспорт.

 

Морской транспорт в ЮФО  в силу его географического положения  представлен очень широко. Основными  составляющими единицами морского транспорта являются порты (с их территорией  и акваторией) и морские (речные) суда морских (речных) пароходств. Ниже приведена краткая характеристика состояния морского портового хозяйства по бассейнам, прилегающим к территории ЮФО. Азово-Черноморский бассейн. Порты этого бассейна считаются наиболее перспективными. Этому способствовало значительное увеличение за последние годы грузопотоков, как импортных, так и экспортных. Из-за этого южное направление российских грузопотоков сейчас считается одним из самых эффективно работающих. Причины: близость к международным рынкам; отличные климатические условия; переизбыток трудовых ресурсов; близость основных континентальных торговых «коридоров»; достаточное развитие портового хозяйства и достаточные глубины в акваториях этих портов. Главным центром морской грузоперевалки в этом регионе является порт Новороссийск. Правда, мощности этого порта ещё не до конца приспособлены к новым грузопотокам.

Здесь строится новый контейнерно-зерновой комплекс мощностью на 3 млн. т зерна, 120 тыс. контейнеров, 1 млн. автопаромных и 0,5 млн. т генеральных грузов. Образована территория площадью 12 га, введён эксплуатацию по временной схеме автопаромный комплекс мощностью 0,6 млн.т. 
        Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование на строительство глубоководного нефтепричала мощностью 15 млн. т сырой нефти. Прорабатываются вопросы строительства в нефтегавани Шесхарис базы для бункеровки судов и отгрузки на экспорт нефтепродуктов. 
Строится комплекс для перегрузки и временного хранения скоропортящихся грузов.

Ведутся реконструкция и  техническое перевооружение двух зерновых причалов с прокладкой ж/д путей, позволяющих перегружать зерно по прямому варианту судно-вагон. Компанией «Внешторгинвест» задействован комплекс по отгрузке на экспорт жидких удобрений.

Порт Геленджик. Разработано  и утверждено технико-экономическое  обоснование реконструкции и  строительства порта для перегрузки генеральных грузов в объёме 0,8 млн. т и перевозки 127 тыс. пассажиров в год. 
       Распоряжением Правительства РФ в 1997 г. открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания Порт Темрюк. В порту ведутся работы по строительству перегрузочных комплексов, восстановлению оградительного мола и дноуглублению подходного канала. 
Разработано технико-экономическое обоснование развития Темрюкского воднотранспортного узла, предполагающее довести мощности порта (I очередь) до 4,5 млн. т, а в перспективе до 8 млн. т. Основным сдерживающим фактором обеспечения нормальной загрузки порта является отсутствие подъездных ж/д путей. Однако этот вопрос решается. Также предполагается придание порту международного статуса. Прорабатывается генеральная схема развития порта Кавказ. Разрабатывается на уровне Правительства стратегический план развития порта Сочи: реконструкция пассажирских причалов и восстановление морского вокзала. Также ведутся реконструкция и строительство портов: Таганрог, порта на мысе Железный Рог и др. 
Сейчас идёт активное строительство нового мощного нефтяного терминала в районе Новороссийска (пос. Ю. Озереевка). В его состав будет входить портовый комплекс с выносными устройствами с перспективной мощностью до 60 млн. т. В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционируют паромные переправы между портами Новороссийск – Самсун, Новороссийск – Бургас – Поти, Новороссийск – Варна. 
В связи с полным отсутствием бюджетных средств, Служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25-30 млн.долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В основу Южного Федерального Округа (ЮФО) положен Северо-Кавказский экономический район с включением трех субъектов Прикаспия Российской Федерации. Его площадь 592,2 тыс. кв. км, численность постоянного населения 21,6 млн. человек.

Недра Южного федерального округа изучены достаточно хорошо. Здесь сосредоточено около 73% общероссийских запасов термальных вод (носителей  глубинного, "природного" тепла), почти 41% запасов вольфрама и около 30% запасов минеральных вод. Имеются запасы серы, цементного сырья, угля, газа, нефти, меди, цинка, золота, серебра и свинца.

Сегодня регион занимает первое место в России по производству минеральных  вод, второе и третье по производству вольфрамового и цементного сырья. По добыче угля (Донбасс) округ находится  на третьем месте после Сибирского и Дальневосточного регионов. Но главные  перспективы экономического развития региона связаны именно с добычей  и производством "черного золота".

Важнейшая задача развития АПК ЮФО — дальнейшая ориентация его сельскохозяйственного производства на те культуры, которые по климатическим условиям нельзя (или нерентабельно) выращивать на остальной территории страны. В первую очередь это относится к производству винограда, косточковых плодовых культур, груш, цитрусовых, табака, чая, а также томатов, огурцов, баклажанов, патиссонов и различных бахчевых культур. В связи с этим в пищевой промышленности округа наибольшие перспективы развития имеют виноделие и овощеконсервная промышленность.

Запасы нефти, залегающие на глубинах от 5 до 6 километров, оцениваются  в 5 миллиардов тонн условного топлива. Бурение первой поисковой скважины на шельфе Каспия сразу же подтвердило  серьезный "топливный" потенциал  этого участка. Однако все проекты  требуют очень больших денег: порядка 15-20 миллиардов долларов.

Многонациональность, или  полиэтничность, черта юга России, во многом определяющая его социально-политическую обстановку. Причина главным образом геополитическая. В течение последних трех тысячелетий через этот своеобразный перешеек между Азией и Европой прошли орды кочевников и многочисленные завоеватели: римляне, персы, арабы, монголы, турки и др. Славяне появились здесь в Х в. (Тмутараканское княжество), а проникновение русских началось в ХVI в. Ныне, кроме коренных и восточнославянских народов (русские, украинцы и белорусы, включая казачество, составляют 75% населения региона), здесь проживают представители ряда народов Федерации (татары, мордва, чуваши, удмурды), соседнего Закавказья (азербайджанцы, грузины, армяне) и дальнего зарубежья (греки, болгары, корейцы; а также немцы - выходцы из бывшей Республики немцев Поволжья).

Особенность этнополитической ситуации - в наличии репрессированных в прошлом народов: балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, немцев, крымских татар, крымских армян, турок-месхетинцев, корейцев.

Другой особенностью является мозаичность расселения этносов; даже народы, имеющие свои территориальные  образования, часто рассеяны за пределами  соответствующих республик, многие из них имеют диаспоры за рубежом.

Религиозная структура населения  южного федерального округа не менее  пестрая. Основных религий две: православие  исповедуют около 75% населения; ислам  примерно 20%. К "исламским" республикам  по конфессии коренного населения относятся Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня.

За многовековую историю  края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между  народами и религиями, между коренными  и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

Все это обусловило чрезвычайно  взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты  последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в  России материализовался на Северном Кавказе.

Регион экономическими, этническими, инфраструктурными нитями связан с  Закавказьем, где вот уже почти  десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к  югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных  регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится  в ближайшее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Гранберг  А. Г.  Основы  региональной  экономики:  Учебник.-М.:  ГУВШЭ,2006;
  2. Кистанов В. В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник

М.:Финансы  и статистика,  2007;

  1. Региональная  экономика:  Учебник / Под  ред.  Т.Г. Морозовой.-М.:  ЮНИТИ 2007;
  2. Региональная  экономика:  Учебник / Под  ред.  В.И. Видяпина,  М.В. Степанова. М.:  ИНФРА-М,  2009;
  3. Региональная  экономика:  Учебное  пособие / Под  ред.  М.В. Степанова – М.:ИНФРА – М,  2008.

 

 


Информация о работе Региональная экономика южного федерального округа