Развитие и размещение нефтяной промышленности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

В глубокой древности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Еще древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент, называли нафтой. К далекому прошлому относятся и первые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время похода Александра Македонского через Среднюю Азию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро на острове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из него изготавливали цемент. В Северной Америке примитивная добыча нефти велась в XVII в. В России в начале XVIII в.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны………..4
2. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Система нефтепроводов России……………………..7
3. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой нефтяных продуктов……………………………………………………...14
4. Основные направления развития нефтяной промышленности России……………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

География.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

В резерве  нефтедобывающих предприятий Республики Коми находится ряд достаточно крупных  нефтяных месторождений: Сандивейское (20.5 млн. т.), Среднемакринское (20.2 млн. т.), Южно-Лыжское (15 млн. т.) и др.

  Ненецкий  автономный округ характеризуется  существенно меньшей степенью  промышленного освоения. Из 73 нефтяных  месторождений разрабатываются  лишь два (Хярьягинское и Ардалинское) при 15 подготовленных к разработке и 55 разведываемых. За время разработки (с 1988 г.) из этих двух  месторождений добыто 9 млн. т..

С сырьевой базой Европейского Севера тесно  связаны проблемы разведки и освоения нефти в прибрежной части Баренцева моря. Здесь открыты крупное Приразломное и среднее по запасам Северо-Гуляевское месторождение, которые по положению в разрезе и структурным особенностям близки к месторождениям, открытым на суше [8]. 

 

Система нефтепроводов России.

 

В настоящее время география  нефтеперерабатывающей промышленности не совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и  экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути [2].

Трубопроводы - наиболее эффективное  средство транспортировки  нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

 

Трубопроводный  транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов.

В России создана крупная и разветвленная  система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее крупные из них: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара, Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь, Польша, Германия. Венгрия, Словакия, Чехия; Альметьевск – Нихний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши и др. [4].

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом  намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);

На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск -Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны   изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

    • На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
    • На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;
    • На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир - Туапсе; Грозный - Армавир – Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре [6].

 

 

3. Экологические  проблемы, связанные с добычей  и транспортировкой нефтяных  продуктов.

Нефть   и   нефтепродукты   являются    наиболее     распространенными

загрязняющими  веществами  в  окружающей  среде.   Основными   источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы  при  обычных  транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные  и бытовые стоки.

      Наибольшие потери нефти  связаны   с  ее  транспортировкой  из  районов

добычи.   Аварийные  ситуации,  слив  за   борт   танкерами  промывочных   и

балластных  вод,   -  все  это  обуславливает  присутствие  постоянных  полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти  могут  происходить  и на  поверхности,  в  итоге  нефтяное  загрязнение  обхватывает  все  области

жизнедеятельности человека.

      Загрязнение влияет не только  на окружающую нас среду,  но  и  на  наше

здоровье. С  такими быстрыми «разрушительными»  темпами ,  вскоре  все вокруг нас, будет непригодно для  использования :  грязная  вода  будет  сильнейшим ядом,  воздух  насыщен  тяжелыми   металлами,   а   овощи   и   вообще   вся растительность будет исчезать   из-за  разрушения  структуры  почвы.  Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно  через  столетие,  но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

      Постройка   очистных   сооружений,   ужесточенный    контроль    за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за  счет  извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка  того,  что можно применить для очищения окружающей среды. Эти  изобретения  доступны  и  могут  сыграть решающую роль  мировой и Российской экологии.

 

 

 

 

4. Основные  направления развития нефтяной  промышленности России.

Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния  ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем  которых кратко превышает разведанные  запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует  о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.

В настоящее время разрабатывается  предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое  стимулирование применения новых эффективных  методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.

Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтедобывающей  отрасли приобретает все большие  масштабы. Это вызвано как необходимостью привлечения в создавшихся экономических  условиях иностранного капитала, так  и стремлением использования  применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности [4].

 

 

 

 

 

Заключение.

Нефтяная отрасль является главной  для мировой экономики. В нашей  стране эта зависимость особенно высока. Если продолжать хищническую  эксплуатацию месторождений вкупе  с большими потерями при транспортировке  и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже  сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически  важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие  объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо.

В середине 2006 г. Россия стала лидировать в мире по объемам нефтедобычи, обойдя бессменного  лидера предыдущих двадцати лет - Саудовскую Аравию. За достижением много факторов. Добыча в Аравии искусственно занижается по требованию ОПЕК. А в России находится  на пределе: пользуясь отличной ценовой  конъюнктурой, россияне стараются экспортировать возможно большие объемы нефти из страны. К осени 2007 г. Россия уже в течение года занимала первую строчку в мировом рейтинге. Однако огромное число нерешенных проблем российской нефтяной индустрии ставят под вопрос ее долгосрочное лидерство в мире.

Нефть является одним из основных экспортируемых из России товаров - около 85% поставляется в дальнее зарубежье. Порядка 250 млн. т, ежегодно экспортируемых из России, делают страну видным игроком на мировом нефтяном рынке.

В настоящее  время нефтехимия дает почти четверть всей химической продукции. Нефть –  ценнейшее природное ископаемое, открывшее перед человеком удивительные возможности «химического перевоплощения». Всего производных нефти насчитывается  уже около 3 тысяч. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Ее доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефть составляет основу топливно-энергетических балансов всех экономически развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Байков Н. М. О состоянии и перспективах развития нефтегазовой промышленности в России// Нефтяное хозяйство. 2008. №1. с. 10-13
  2. Гумеров А.Г. Магистральные нефтепроводы. - М., Нефть, 2001
  3. Иршинская Л. И. Роль России в мировой системе нефтеобеспечения// Нефтяное хозяйство. 2004. №4. с. 14-16
  4. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: учебное пособие для студентов, ЮНИТИ.- М., 2000г.
  5. Российский статистический ежегодник. 2008: Статистический сборник/ Росстат.-М., 2008.-874 с.
  6. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001.-672 с.

Интернет-источники:

      7. Уральский и Поволжский экономические районы России/   http://www.nefte.ru/oilworld/r8.htm

      8.Северный экономический район России/   http://www.nefte.ru/oilworld/r4.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие и размещение нефтяной промышленности России