Понятие трудовых ресурсов. Трудовой потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение феномена трудовых ресурсов России.
Соответственно основными задачами работы стали:
- исследовать понятие и сущность феномена трудовых ресурсов;
- дать анализ трудовых ресурсов России;
- проследить динамику развития трудовых ресурсов.
- дать понятие «трудовому потенциалу».

Файлы: 1 файл

курсовик география.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ДИНАМИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РФ

 

Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому  динамика движения численности населения и его структура оказывают большое влияние на динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

К вышесказанному необходимо добавить, что в настоящее время  лиц, моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в трудоспособном возрасте - 83,8 млн. чел., старше трудоспособного  возраста - 29,7 млн. чел.. Сопоставление  этих показателей с соответствующими показателями дореформенного 1990 г. показывает, что произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте.

Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занято в производстве, и, следовательно, относится к трудовым ресурсам. Известная доля пенсионеров также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность населения в трудоспособном возрасте не равнозначна численности трудовых ресурсов (табл. 1.)

Из таблицы можно  сделать следующие выводы.

Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. За последние четыре года их численность уменьшилась на 2,5 млн. чел. Подобный процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие страны.

Резко сокращается численность  занятого в экономике населения. Данный процесс совершается более  интенсивно, чем сокращается численность  трудовых ресурсов. Так, если численность трудовых ресурсов уменьшилась на 2,5 млн. чел., то численность занятого в экономике населения - на 6,2 млн. чел., или в 2,3 раза больше. Это обстоятельство ставит перед обществом актуальнейшую задачу существенного повышения использования уже сформированного трудового потенциала страны.

 

Таблица 1. Динамика трудовых ресурсов РФ в 2008 - 2011 гг. млн. чел.

 

 

 

     2008

 

     2009

 

     2010

 

    2011

1.Трудовые ресурсы  - всего

 

2.в том числе:

 

2.1 занятое население

 

2.2 учащиеся

 

2.3 лица в трудоспособном  возрасте, не занятые в экономике

86,1

 

 

 

 

 

 

 

72,1

 

 

5,6

 

 

 

8,4

86,2

 

 

 

 

70,9

 

5,2

 

 

10,1

86,1

 

 

 

 

69,4

 

5,2

 

 

11,5

83,6

 

 

 

 

67,1

 

5,2

 

 

12,5


 

Численность учащихся снизилась  на 0,4 млн. чел.

Возрастает численность  трудоспособного населения не занятого в народном хозяйстве страны. За последние четыре года их численность увеличилась с 8,4 млн. чел. в 2008 г. до 12,5 млн. чел. в 2011 г. начало этому процессу было положено с введением шоковой терапии, положившей в своей исходной основе принцип распределения доходов не по труду, а по капиталу.

Сокращение численности  занятого населения и неуклонный рост незанятого трудоспособного населения  углубляют понимание причин всестороннего  кризиса, охватившего Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

 

Формирование рыночных структур в экономике РФ требует  многообразия форм собственности, а, следовательно, изменений в распределении численности  населения, занятого по секторам экономики. За 2008 - 2011 гг. численность населения, занятого по секторам экономики сократилась с 72,1 млн. чел. до 67,1 млн. чел.; или 6,9%. Такое сокращение вызвано экономическим кризисом, приведшим к закрытию нерентабельных производств или сокращению их деятельности. Количество занятых в системе государственного, муниципального управления сократилось с 49,7 млн. до 25,2 млн. чел.; или на 49,3%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилось с 68,9% до 37,6%. Одновременно резко возросла занятость населения в негосударственном секторе. Его доля повысилась с 18,3 до 36,4%. Особенно высокие темпы роста численности занятого населения отмечаются на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности - с 8,4 млн. чел. до 16,7 млн. чел. (на 98,8%) и в частном секторе - с 13,2 до 24,4 млн. чел. (84,4%).

Значительный интерес  представляет распределение занятых  трудовых ресурсов по отраслям экономики .

Возрастает доля занятых  в отраслях нематериального производства с 29,4 до 31,3%.

Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке  и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).

Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1 до 2,5%).

Изменение структуры  занятости по отраслям народного  хозяйства и сферам приложения труда  свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изменении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил те или иные отрасли. В наибольшей мере спад производства охвати отрасли легкой и пищевой промышленности и военно-промышленного комплекса.

Происходит сокращение численности занятых в науке  и научном обслуживании. Только за период с 2009 г. по 2011 г. в этой наиважнейшей отрасли численность работников сократилась на 607 тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЕМ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1 ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ.

 

Следует указать тенденции  изменения численности экономически активного населения в ближайшем будущем, так как от этой категории населения во многом зависит экономическое развитие страны.

Тенденции, определяющие позитивные сдвиги в профессиональных структурах экономически активного  и занятого населения, носят в основном устойчивый характер, и останутся, согласно расчетам, детерминирующим фактором их изменений до 2014 г. Для этого, однако, необходима система целенаправленных мер макроэкономического регулирования. В период до 2013 г. влияние структурных факторов на распределение рабочей силы по профессиям и специальностям будет относительно слабым. Решающее же воздействие окажут ограничения со стороны, спроса, который в свою очередь определяется перспективами роста производства и расширения занятости в предъявляющих его отраслях.

Итак, согласно прогнозным расчетам, в период до 2014 г. предложение рабочей силы будет превышать спрос на нее для профессиональных групп как преимущественно умственного, так и физического труда, что приведет к росту величины и уровня безработицы в подавляющем большинстве из них, а также для экономически активного населения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ТРУДОВЫЕ  РЕСУРСЫ НОВОГО ТИПА

 

Разработка, использование  и развитие высокосложных технологий, распространение компьютерной и  информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.

Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного  труда.

Для российской экономики  особенно важно то, что современный  рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.

В области совершенствования  трудовых ресурсов особое значение приобретает  воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и  инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.

Для России очень важно  систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают низшее положение по оплате труда.

Особое внимание в  нашей стране должно быть уделено  тому, что возглавляемая государством политика трудовых ресурсов в ведущих капиталистических странах (США, Япония, Франция, Великобритания, Швеция и др.) проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества.

Современная рыночная экономика  предъявляет новые требования к  рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим  характеристикам и технологически все более сложной продукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. ПОЛИТИКА  ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ТРУДА

 

Продуманная и целенаправленная политика развития трудовых ресурсов высшего типа способна дать огромный эффект и в нашей стране. Она разделяется на два этапа:

Подготовка трудовых ресурсов в системе традиционного  образования.

В основном фирменная  подготовка, предполагающая профессиональную специализацию и переподготовку кадров через собственные научные и учебные центры, специальные курсы с учетом технологической специфики конкретного производства.

Следует отметить, что  предпринимательский сектор в развитых странах расходует на подобного  рода обучение, как правило, столько  же средств, сколько государство на школьное и вузовское образование, включая подготовку научных кадров. И этот шаг будет осуществим в нашей стране, если по примеру западных стран снять налогообложение на прибыль, идущую на развитие производства и трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://be5.biz/ekonomika/s006/19.htm

 

 

 

 


Информация о работе Понятие трудовых ресурсов. Трудовой потенциал России