Органы управления экономикой регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства

Содержание работы

Введение 2
1.Сущность организации управления экономикой региона. 3
2.Классификация организационных структур управления. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

контр регион.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Российский государственный гуманитарный университет»

    Филиал  в г. Самара 
 

    Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин 
 

    Контрольная работа

        на  тему: «Органы управления экономикой регионов» 

    Вариант-17 

    по  дисциплине  «Региональная экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

                           Выполнил студент

                    дневного  отделения

                  специальности «Финансы и           кредит»

                    третьего  курса группы 281

                    Джугань Е.С. 

                    Проверил

                    преподаватель

                    Жунина  М.А. 

                    Оценка:________ 
                 
                 
                 
                 
                 

    Самара

    2011 

    Содержание 

Введение 2

1.Сущность организации управления экономикой региона. 3

2.Классификация организационных структур управления. 9

Заключение 11

Список используемой литературы 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Региональная  экономика — прикладная экономическая  наука, изучающая основы рационального  размещения производства и рынков сбыта  продукции. Региональная экономика  возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства. В Российской Федерации учебная дисциплина «региональная экономика» изучает размещение производительных сил и экономику регионов. За счет расширения базисных факторов региональная экономика трансформировалась в «регионалистику», на основе которой в российских вузах изучается междисциплинарный курс «Регионоведение».         

    Главная задача региональной экономики заключается в научном  обосновании разумного компромисса  между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов.                                                                                       

    В рамках региональной экономики исследуются следующие  проблемы:     Экономика отдельно региона.                                                                  Экономические связи между регионами.                                                     региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);                                                                        размещение производительных сил;                                                              региональные аспекты экономической жизни;                                            моделирование системы управления регионом.                                   совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.    
 
 

      1.Сущность организации управления экономикой региона.

    Организационная структура управления  является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупных звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму  организации системы, ее статику, тогда  как организационные  отношения обеспечивают тесноту и эффективность  структурных связей. 

    Организационные структуры  управления имеют  три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера имеет в свою очередь три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления  охватывает различные уровни корпоративного  (обобществленных собственников)  управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования – кооперативы, концерны, холдинги и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

    Такая типизация организационных структур обуславливает соответствующие  организационные формы управления: министерства, комитеты, ассоциации, акционерные  общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

    Элементы  организационной структуры в  совокупности образуют организационное  единство для реализации общей цели. Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без субстанциональных носителей, равно как  и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.

    Формирование  рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений  и структур управления. 

    Во-первых, характерным становится  перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирования функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет  под собой убедительные основания. Одно из них – невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы  от налогов и прибыли; другое – то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функции социальной поддержки и защиты.

    Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные  резервы. Формируются перспективные  организационные структуры. Среди  последних важнейшими являются те, которые адекватны социальной рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.

    Факторы, влияющие на организационные  структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обуславливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой – подчиняют эти структуры  волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

    Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение  приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих  и других организационных изменений в системе отношений участников процесса  производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.

    В прошлом дискретный, а зачастую случайный  процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались  волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.

    Типы  организационных  структур управления.  На начальном этапе перехода к рыночным отношениям  в экономике России действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Особенность интенсивного типа заключается  в значительном повышении роли социальных факторов общественного развития, что требует сбалансированности всех элементов  организационной структуры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами  структуры, акцентирует внимание руководителей разных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявлении общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип производства и адекватный ему тип организационной структуры приобретают стратегическое значение.

    Общими  предпосылками создания качественно  новых организационных структур управления интенсивного типа являются:

  1. перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
  2. реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных социальных задач. Разнообразные духовные и физические  запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-психологический, и даже психологический результат.

   Экстенсивный  тип организационных структур управления, действующий до последнего времени, характеризуется следующими чертами: «многоголовым» централизмом управления; бюрократическим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим  и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы.

   Экстенсивный  тип структур управления имеет ряд  качественных признаков:

  1. недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом;
  2. слабая разработанность стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.;
  3. затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении – экономией только с помощью сокращения численности аппарата;
  4. административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;
  5. слабая адаптивность организационных структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;
  6. неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических и технологических территориальных проблем;
  7. отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать  многообразие организационных форм и структур управления.

     Нельзя не видеть, что управленческие  структуры  по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие  социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления – муниципальным образованиям.     

      При недостаточной согласованности  структур управления указанной  вертикали власти (Федерация –  регион - муниципалитет) возникает  большое количество проблем, связанных с формированием социально ориентированных  рыночных отношений и в центре и на местах. В структуре общественного производства хозяйственные  организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур  социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании.  Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.

Информация о работе Органы управления экономикой регионов