Обеспеченность России полезными ископаемыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- раскрыть понятие, сущность природных ресурсов и проанализировать их количество в России.
Задачи курсового исследования:
изучить историко-географические особенности России;
оценить демографический потенциал территории и проанализировать влияние природно-ресурсного потенциала на развитие экономики России;
исследовать факторы размещения производительных сил в России;
охарактеризовать районы размещения отраслей специализации;
дать оценку обеспеченности полезными ископаемыми;
изучить проблемы развития экономики.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические аспекты развития природных ресурсов России 6
1.1. Природные ресурсы и их классификация 6
1.2. Экономичность использования природных ресурсов 13
1.3. Воспроизводство природных ресурсов 15
2. Экологические катастрофы, методы оценки природных ресурсов 17
2.1. Экологический кризис. Экологические катастрофы. 17
2.2. Методика экономической оценки природных условий и природных ресурсов 22
2.3. Понятие государственного экологического управления 26
3. Обеспеченность природными ресурсами 30
3.1. Распределение ископаемых ресурсов по территории 30
3.2. Обеспеченность России природными ресурсами 32
3.3. Природоохранная деятельность и ее результаты 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 53
Приложение Б Распределение природных ресурсов 55

Файлы: 1 файл

беспеченность Росии природными ископаемыми.docx

— 92.61 Кб (Скачать файл)

     За 2000 лет нашей эры исчезло 270 видов  крупных млекопитающих и птиц, а третья часть из них — за прошлый век (пиренейский горный козел, берберский лев, японский волк, сумчатый волк и пр.). Но каждый вид живого связан с другими видами, поэтому с исчезновением вида всегда происходит перестройка во всей системе. По прогнозам ученых, к концу текущего века в разных странах Европы и Америки исчезнет 50-82% сухопутных видов обитателей Земли [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Методика экономической оценки природных условий и природных ресурсов 
 

     Изучение  природных условий связано с  оценкой их влияния на разные отрасли  хозяйственной деятельности. Например: добыча полезных ископаемых может начаться скорее в месторождениях, расположенных  в более благоприятных природных  условиях, так как будет экономичнее. Стоимость капитального строительства  во многом зависит от прочности и  обводненности грунтов, степени  сейсмичности или заболоченности территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Стоимость водоснабжения, освещения жилищ и их строительства  различна в районах теплого и  холодного, влажного и сухого климата, в условиях короткого и длинного светового дня. Природные условия  также необходимо оценивать с  позиции условий жизни населения. Они- один из важнейших факторов, облегчающих  или затрудняющих заселение и  освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее естественных ресурсов и экономических возможностей. Благоприятность или неблагоприятность  этих условий как в их естественном виде, так и измененном в результате антропогенных преобразований сильно и разносторонне сказывается  на всех сторонах жизни населения.

     В этой связи важно оценочное районирование  территории страны по степени благоприятности  природных условий для жизни  населения. Основная трудность при  этом заключается в выработке  алгоритмов оценочных исследований. Типовые эталоны оценивания в  принципе пригодны для оценки природных  условий жизни населения разных территорий.

     Природные ресурсы по экономическому содержанию являются потребительской стоимостью, их полезность определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономической и социальной целесообразностью использования [3, c.72]

     Оценка  природных ресурсов включает учет множества  факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных  ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке  используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи. Оценка природных ресурсов, вовлеченных в промышленный оборот выражается в стоимостной форме.

     Экономическая оценка ресурсов— их стоимостное  выражение. Она отражает опосредованную трудом стоимость ресурса и его  потребительскую стоимость, фиксирует  действенность - закона стоимости при  товарно-денежных отношениях. Кроме  того, через нее осуществляются отношения  по поводу воспроизводства ресурсов, их восстановления, использования (экономии, перерасхода и т.д.). Без экономической  оценки ресурсов невозможны реализация важнейших законопроектов по переходу экономики страны на рыночные условия  хозяйствования, создание равных условий  деятельности предприятий независимо от форм собственности; учет экологического ущерба, обоснование нормативов по извлечению ресурсов; разработка мер  экономического стимулирования, мер  по охране ресурсов [9].

     Различают два вида оценки:

     1. Основной вид оценки -эксплуатационная оценка ресурсов, т. е. народно-хозяйственный экономический эффект получаемый в результате рациональной комплексной эксплуатации этого ресурса.

     2. Средозащитная оценка - народно-хозяйственный эффект от положительного воздействия рассматриваемого ресурса на окружающую среду, чаще всего это относится к лесным и водным ресурсам.

     Сфера применения экономических оценок

     ведение кадастров природных ресурсов;

     анализ  вклада каждого вида ресурса в  состав национального богатства  страны;

     оценка  экономической эффективности функционирования отраслей, предприятий, организаций  связанных с использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов;

     формирование  нормативов экономического стимулирования предприятий и организаций использующих природные ресурсы, втом числе:

     а) нормативов платежей за использование  ресурсов,

     б)нормативов санкций за нарушение условий  ресурсопользования,

     в) нормативов экономического стимулирования (поощрения) ресурсосберегающих мероприятий, т. е. Проведение ресурсосберегающей политики.

     Формирование  концепции осуществления экономической  оценки природных ресурсов

     Концепция бесплатности природных ресурсов;

     Затратная концепция, т. е. ресурс оценивался по фактическим затратам на его освоение и поддержание в нормальном эксплутационном состоянии.

     Недостаток: более “бедный” ресурс требовал больших затрат и его оценка была выше, что противоречило здравому смыслу.

     Результатный  подход, ресурсы оценивались по стоимости валовой продукции или по стоимости за вычетом фактических затрат на освоение и эксплуатацию ресурсов.

     Недостаток: затраты и стоимость продукции зависели от целого ряда субъективных факторов, в том числе от способа хозяйствования, от выбранной технологии, от добросовестности персонала, от конкретной ситуации на рынке.

     Рентный подход, оценивает максимально возможный народно-хозяйственный экономический эффект от эксплуатации оцениваемого ресурса.

     Основы  рентной концепции оценки ресурсов

     Специфические особенности:

     - Рентный эффект ориентирован  на получение максимально возможного  народно-хозяйственного экономического  эффекта от эксплуатации и  использования природного ресурса:

     Эрент = max Э;

     - Ориентация на наиболее эффективный  способ эксплуатации природного  ресурса. 

     - В этом случае исчисляемые  в дальнейшем затраты по различным  источникам ресурсов будут сопоставимыми  и исключается субъективный фактор, связанный с уже действующей  системой эксплуатации данного  ресурса;

     - При рентном подходе экономическая  оценка определяется как дифференцированный  доход равный регулирующим затратам  за вычетом затрат оцениваемого  объекта;

     - Регулирующие затраты - это затраты  наименее удобно расположенного  или наименее продуктивного из  используемых объектов;

       Рентная оценка выражает:

     а) результаты эксплуатации природного ресурса;

     б) экономию затрат необходимых для  замещения оцениваемого объекта  при его выбытии из сферы хозяйственной деятельности [10]. 
 
 

          2.3. Понятие государственного экологического управления  
 

     Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

     Одной из важнейших задач экологической  деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

     Наиболее  важные функции государственного экологического управления

     Учет  и ведение кадастров природных  ресурсов.

     Учет  природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

     Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.

     а)Государственный  земельный кадастр

     Содержит  систему необходимых сведений и  документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам  земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель (ст. 110 Земельного кодекса РСФСР).

     б)Государственный  водный кадастр

     Представляет  собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (ст. 79 Водного кодекса РФ).

     в)Государственный  лесной кадастр

     Содержит  сведения об экологических, экономических  и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда  РФ, которые используются при государственном  управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии  земель лесного фонда, определении  размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д.

     д)Государственный  кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

     Включает  сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в  них компоненты, горно-технические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

     е)Государственный  кадастр объектов животного мира

     Содержит  совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие данные, необходимые в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 14 Федерального Закона «О животном мире»).

     ж)Государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий

     Включает  сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (ст. 4 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Информация о работе Обеспеченность России полезными ископаемыми