Обеспеченность России полезными ископаемыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для нашей страны, рассмотреть современные проблемы и механизмы интеграции России в мировое хозяйство. Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо: понять, как складывалась международная торговля; рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией; оценить место и роль России в мировой торговле; понять как работает Россия на международном рынке труда; понять значение внешнеэкономических связей и причину развития.

Содержание работы

Введение 3
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ 4
1.2..Географическая и торговая структура внешней торговли России 6
1.2.Россия и Всемирная торговая организация 8
2.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 10
3.ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИСО СТРАНАМИ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 12
Заключение 13
Приложение 1 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические связи России.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

Рассмотрение темы моей работы нужно начать с вопроса глобализации мировой экономики, т.к. глобализация подчиняет себе развитие внешнеэкономических связей России.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений. Глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами.

 Внешнеэкономическая деятельность сегодня рассматривается как естественная сфера социально-экономической жизни субъектов Российской Федерации. Это стало результатом проведенных в стране рыночных реформ и реформы системы власти.

В настоящее время ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причем прослеживается прямая пропорциональная зависимость  между степенью интеграции в мировое  хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот.

Сегодня среди наиболее актуальных явлений экономики России, представляется процесс вхождения  страны во Всемирную торговую организацию при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Цель моей контрольной  работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических  связей для нашей страны,  рассмотреть современные проблемы и механизмы интеграции России в мировое хозяйство.

Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между  разными странами необходимо:

  • понять, как складывалась международная торговля;
  • рассмотреть отношения  России с Всемирной торговой организацией;
  • оценить место и  роль России в мировой торговле;
  • понять как работает Россия на международном рынке труда;
  • понять значение внешнеэкономических связей и причину развития.

 

1.Внешнеэкономические связи России

 

Внешнеэкономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Отсюда вытекает традиционно большое государственное вмешательство в эту сферу или, иными словами, весьма активное государственное регулирование внешнеэкономических связей. Оно определяется государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей страны являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

За последние 10–15 лет вектор внешнеэкономических связей России изменил свое направление в сторону промышленно развитых государств мира. Эти страны играют ведущую роль в мировой экономике, создавая почти 3/5 общемирового ВВП. На них сегодня приходится свыше половины всего внешнеторгового оборота Российской Федерации. Если же рассматривать экспорт России без стран СНГ, то доля промышленно развитых государств в его структуре возрастает до 3/5, а в импорте составляет свыше 2/3.

Развитые  страны являются главными потребителями  топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта. В свою очередь, страны Западной Европы, США и Япония сохраняют роль основных поставщиков современного оборудования и передовых технологии, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции, необходимой для российской экономики.

Сотрудничество  с промышленно развитыми странами включает различные аспекты: торговлю, финансово-кредитные отношения, инвестиционную деятельность, научно-технический обмен, создание совместных предприятий и другое.

Наиболее  активно развиваются торгово-экономические  отношения России со странами Западной Европы, прежде всего с государствами  Европейского Союза (ЕС).

На долю ЕС приходится свыше 2/5 всего объема внешней  торговли России, со странами вне СНГ – почти 2/5 экспорта и половина импорта.

В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т.е. спрос  на них слабо меняется при изменении  цен), неустойчивостью ценовой динамики, наличием – в долгосрочном плане  – тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса.

Невелик удельный вес в российском экспорте машин  и оборудования, являющихся по всем параметрам самой перспективной  категорией товаров в мировой  торговле (особенно это относится  к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте России примерно в 5 раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2–2,5 раза ниже аналогичного показателя в развивающихся странах.

В импорте  России большое место занимают продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким  даже в условиях повышения цен  и падения доходов населения. При данном состоянии сферы материального  производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

 

1.2..Географическая и  торговая структура внешней торговли России

 

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Европейский Союз. Так, в 2007 году на его долю приходилось 51,9% российского товарооборота (в 2006 году – 54,8%).

Изменение географической структуры внешней торговли Российской Федерации за 2007 год по сравнению с 2006 годом произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота: Японии (с 2,5% до 3,4%) и Республики Кореи (с 1,7% до 2,3%).

С европейскими странами наблюдалось снижение доли в товарообороте России: с Германией (с 10,4% до 9,7%) и Италией (с 8% до 6,9%) за счет сокращения экспорта. Это произошло за счет снижения цен на топливно-энергетические товары, доля которых в экспорте Российской Федерации в эти страны составляет более 80%. Этому способствовало и существенное сокращение физических объемов за счет снижения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

Таким образом, можно говорить о продолжающейся переориентации торговых потоков в  азиатские страны.

Таблица 1

Внешняя торговля РФ по основным странам за период с января по июнь 2011 года (млн. долл. США)1

Январь –июнь 2011 года

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Доля  в обороте, %

Весь мир

386877,3

246923,8

139953,5

100,0

Германия

33334,8

16609,7

16725,2

8,6

Испания

5018,3

3073,0

1945,3

1,3

Франция

15112,5

8421,9

6690,5

3,9

Европейский Союз

188901,2

130844,0

58057,2

48,8

США

13566,5

7152,2

6414,3

3,5

Япония

13889,3

7225,2

6664,1

3,6


Лидирующее  положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия (9,6%), Нидерланды (8,2%) и Италия (6,9%), среди основных торговых партнеров из стран Азии – Япония (3,4%) и Республика Корея (2,3%).

Доля стран  – основных торговых партнеров России из дальнего зарубежья в общем  товарообороте в 2007 году увеличилась на 2% по сравнению с 2006 годом и составила 52,4 %. Доли Германии и Италии в общем товарообороте за этот период снизились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 0,7% и 1,1% соответственно. Это связанно с сокращением поставок топливно-энергетических товаров из России. Увеличился удельный вес в общем товарообороте с Республикой Кореей – на 0,6%, Японией – на 0,9% за данный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Товарооборот с остальными странами – основными торговыми партнерами России из дальнего зарубежья не претерпел существенных изменений.

 

1.2.Россия и Всемирная торговая организация

 

Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».

Из членства во Всемирной  торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в  ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов,  и обеспечит получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив  во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в  ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью  захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.

 

2.Внешнеторговая политика  России

 

Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику  Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Важнейшими  направлениями совершенствования системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

  • по экспорту – корректировка ставок вывозных пошлин в сторону их снижения по мере сближения внутренних и мировых цен,
  • по импорту – систематическая дифференциация ставок импортного тарифа в целях усиления его стимулирующей и протекционистской функций, создание механизма защиты экономических интересов Российской Федерации при импорте товаров, включающего введение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.

Информация о работе Обеспеченность России полезными ископаемыми