Нефтянная промышленность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Наибольшее значение в топливной  промышленности страны принадлежит  трем отраслям: нефтяной, газовой и  угольной, из которых особо выделяется нефтяная.

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается  по своим закономерностям.

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой  системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической  и тепловой), распределение и транспорт  энергии и топлива.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в обозримом будущем  нефть заменить нечем. Мировой спрос  будет расти, а предложение существенно  не возрастет.

Итак, российская нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для  нашей страны и всего мира в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нефтедобывающая промышленность России

 

По разведанным запасам  нефти Россия по данным на 2010-2011 годы находится на первом месте.[1] В ее недрах сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти.

История развития нефтедобывающей  промышленности в России характеризуется  периодами роста и падения  основных показателей. Максимальный уровень добычи нефти в России был, достигнут в 1987-1988 гг. К началу XXI в. добыча стабилизировалась на уровне чуть более 300 млн. т. в год. В соответствии с прогнозируемым социально-экономическим развитием страны добыча нефти для удовлетворения внутренних потребностей и экспортных поставок к 2020 г. должна составить 360 млн. т в год. [1]

Действующей и довольно перспективной является Тимано-Печорская нефтегазовая провинция (2,5% российской добычи), где эксплуатируется крупнейшее месторождение − Усинское. Добыча здесь осуществляется дорогим шахтным способом. [№2, с.122]

Размещения современной нефтедобывающей промышленности является продвижение ее на север, в том числе на полуостров Ямал, где находится одно из крупнейших нефтегазовых месторождений − Русское. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у острова Колгуев.

Перспективным районом  добычи нефти является также Дальний  Восток, где особенно выделяется остров Сахалин. В разработке месторождений активное участие принимают иностранные инвесторы.

Добычей нефти в настоящее  время занимаются главным образом  российские нефтяные компании: «Лукойл», «Татнефть», ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», ЮКОС. Они же являются экспортными лидерами. [3, с.214]

2. Нефтеперерабатывающая промышленность России

 

Нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана  со всеми отраслями народного  хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

В первичную переработку поступает  ежегодно более 50% добываемой нефти. Основными видами производимой продукции являются бензин (19% всей продукции), дизельное топливо (более 28%) и топливный мазут (около 28%). Из бензина производят автомобильный бензин, составляющий 83% производства.

Тенденции нефтеперерабатывающей  промышленности характеризуются увеличением количества предприятий за последние 15 лет в 24,2 раза, ростом индекса физического объема продукции, ростом рентабельности. Однако при этом происходит повышение затрат на единицу производимой продукции.

Размещение зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти. Исторически под воздействием сырьевого фактора запасы размещены в районах добычи нефти: [Приложение 1]

  • Поволжском: Самара, Волгоград, Саратов, Сызрань;
  • Уральском: Ишимбай, Салават, Уфа, Орск, Пермь, Краснокамск;
  • Северокавказском: Нефтегорск, Туапсе, Краснодар;
  • Северном: Ухта;
  • Западно-Сибирском: Омск.

В процессе развития отрасли  нефтеперерабатывающая промышленность приблизилась к основным районам потребления нефтепродуктов. Поэтому заводы размещены на пути транспортировки нефти, в центрах, получающих нефтепродукты по магистральным нефтепроводам:

  • Центральном: Москва, Рязань, Ярославль (крупнейший район – потребитель сырья);
  • Северо-Западном: Кириши (нефть поступает по трубопроводу из Поволжья);
  • Волго-Вятском: Нижний Новгород, Кстово (вдоль трассы нефтепровода из Западной Сибири);
  • Восточносибирском: Ачинск, Ангарск (вдоль трубопровода Омск – Ачинск − Ангарск);
  • Дальневосточном: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск (нефть поступает из Сахалинской области).

Предусматриваются развитие систем транспортировки нефти на всех направлениях с целью максимально удовлетворить потребности потребителей внутри страны, а также расширить область экспорта (например, создание нефтепроводной системы Ангарск - Находка (мощностью до 80 млн. т в год) с ответвлением на Китай (г. Дацин)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система нефтепроводов России

 

Трубопроводный транспорт России — вид транспорта в России. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

Действует крупная сеть нефте- и  газопроводов, снабжающих экономику  России, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию.

В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой  протяженности в широтном направлении. [4]

Работу трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти  не только по России, но и за ее пределы. Эта компания, по сути, − государственная монополия и крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность системы магистральных нефтепроводов компании, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкостью 12,8 млн. м3. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» транспортируется практически вся добываемая в России нефть.[№ 2,с.221]

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90 % российской нефти. [5]

Действующими являются:

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн. тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
  • Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
  • Туймазы — Омск — Новосибирск;
  • Туймазы — Уфа;
  • Калтасы — Языково — Салават;
  • Шкапово — Салават;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн. тонн в год);
  • Восточный нефтепровод;
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн. тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара.

Строящиеся

 Балтийская трубопроводная система-II

  • 28 октября 2010 года было завершено строительство линейной части БТС-2.(35 млн. тонн в год).
  • 1 августа 2011 года «Транснефть» приступила к заполнению БТС-2 технологической нефтью

Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и Сибнефть — подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время.

С 2003 года в проекте участвует  компания Транснефть, которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга-Индига мощностью 50 млн. тонн нефти в год. [6]

Нефтепровод Заполярное — Пурпе

В октябре 2010 года председатель правительства  России В. В. Путин подписал распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное — Пурпе, который свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. Мощность нефтепровода составит 12 млн. тонн, затраты на строительство первой очереди оценивалась в 60 млрд. рублей.[7]

Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

Основная статья: Каспийский трубопроводный консорциум

15 декабря 2010 года принято окончательное  решение об инвестировании по  проекту расширения мощности  трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн. тонн нефти в год.

4. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

 

Нефть и нефтепродукты являются наиболее  распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки. 

Наибольшие потери нефти связаны  с ее транспортировкой из районов  добычи.  Аварийные ситуации, слив за  борт  танкерами промывочных  и балластных вод,  - все это  обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах  морских путей. Но утечки нефти могут  происходить и на поверхности, в  итоге нефтяное загрязнение обхватывает  все области жизнедеятельности  человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели, работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего лишь начало списка  того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль в мировой и Российской экологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нефтяная отрасль является главной  для мировой экономики. В нашей  стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в  состоянии глубокого кризиса. Уже  сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически  важной для державы отрасли.

Положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российский статистический ежегодник. 2007/Статистический сборник/Росстат. – М.,2012.
  2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. Пособие: / А.А.Винокуров, В.Г Глушкова., С.В. Макар и др. - М. – Ч.1. – 2006. – 430с.
  3. Экономическая  география  России: учебник  для  вузов / под общ. ред. В.И. Видяпина, доктора экон. наук, проф. М.В. Степанова. – изд. перераб. и доп. – М. – ИНФРА-М. – 2005. – 568 с.
  4. Николаева А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаева
  5. И менеджер, и бюрократ – виртуоз, и эксперт, 1 октября 2007.
  6. Транспортировка нефти. Журнал «Экономика и ТЭК сегодня»
  7. Распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное-Пурпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нефтянная промышленность России