Миграционные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.
Задачи контрольно-курсовой работы:
1. Изучить особенности миграционных потоков;
2. Выявить проблемы миграции Тульской области;
3. Рассмотреть программу о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.

Файлы: 1 файл

Демогр-миграция.doc

— 599.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 5

ЧИСЛЕННОСТЬ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ, СОСТОЯЩЕГО НА УЧЕТЕ В  ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

(на конец года) [11, c.156]

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости – всего, человек

9298

10481

10548

12215

10387

8840

7729

7541

8822

из них признаны  
безработными

                 

человек

8501

9624

9740

10809

9440

8112

7340

7064

8224

в процентах

91.4

91.8

92.3

88.5

90.9

91.8

95.0

93.7

93.2

Из числа безработных лица, которые получают пособие по безработице

                 

человек

7881

8903

8846

9552

9325

7980

7245

6434

7338

в процентах

92.7

92.5

90.8

88.4

98.8

98.4

98.7

91.1

89.2

Заявленная организациями потребность в работниках, человек

5514

8301

6909

6771

7192

6164

7117

8567

6745

Численность незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию, человек

1.7

1.3

1.5

1.8

1.4

1.4

1.1

0.9

1.3

Уровень зарегистрированной безработицы, процентов

1.0

1.2

1.2

1.3

1.1

1.1

0.9

0.9

1.0


 

Таблица 6

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ [7, c.154]

(в среднем за год)

 

Всего, тыс. человек

в том числе:

Уровень экономической активности, %

Уровень занятости, %

Уровень  безработицы, %

занятые

безработные

2003

836.6

753.2

83.4

62.1

55.9

10.0

2004

828.0

784.2

43.8

62.2

58.9

5.3

2005

804.2

754.9

49.3

61.2

57.4

6.2

2006

806.4

763.3

43.1

62.0

58.7

5.3

2007

826.7

788.7

38.0

64.0

61.1

4.6

2008

804.7

764.8

39.9

63.2

60.0

5.0

2009

814.5

792.7

21.8

64.7

63.0

2.6

2010

818.7

797.5

21.2

65.8

64.1

2.6

2011

784.2

756.7

27.5

63.5

61.3

3.5


 

Необходимо внести и  изменение в законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан. Применение статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приводит к тому, что формирование квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу осуществляется с учетом потребности одних работодателей, а использоваться может другими.

В своем выступлении  начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области Василий Маршалко заявил, что в 2012 году миграционная ситуация в Тульской области характеризуется некоторым снижением числа иностранных граждан. С начала этого года на миграционный учет на территории области поставлено 10 тысяч 604 человека, что на 18 процентов ниже, чем в аналогичный период предыдущего года. В том числе с трудовой целью прибыло 2 тысячи 422 человека, что на 14 процентов меньше.

Всего на 16 марта 2012 года на территории области осуществляют трудовую деятельность 6 тысяч 296 иностранных работников и лиц без гражданства, 882 работодателя используют иностранную рабочую силу.

В своем выступлении  В.Ф.Маршалко остановился на изменениях в законодательстве. Правительством Российской Федерации был принят ряд решений по преодолению кризисных явлений на рынке труда, в том числе для сохранения баланса интересов в пользу граждан нашей страны. На фоне возникшей напряженности на рынке труда особого внимания требует поддержание баланса трудовых ресурсов, в связи с чем Правительством Российской Федерации было принято постановление, предусматривающее возможность уменьшение квот, сообщает пресс-служба областной администрации.

В области оптимизации  внутренних миграционных процессов  и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов Тульской планируется:

  • решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;
  • обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
  • разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности Тульского рынка труда;
  • определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
  • разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
  • государственная поддержка переселенцев из неперспективных населённых пунктов. [4, c.98]

 

 

 

Заключение

В Тульской области сложилась чрезвычайно острая демографическая ситуация.

Общая  тенденция динамики смертности характеризуется высокой  смертностью граждан трудоспособного возраста, среди которых около 80,0процента составляют мужчины. По данным областного комитета  государственной статистики за последние десять лет численность населения в трудоспособном возрасте сократилась на 114,0 тыс. человек или на 11,0 процента.

Миграционный прирост  частично компенсирует естественную убыль  населения области. Однако наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста. В 2011 году по данным областного комитета государственной статистики в области сложилось отрицательное сальдо, т.е. выбыло на  0,5 тыс. человек больше, чем прибыло в область. Таким образом, легальная трудовая миграция не оказывает существенного влияния на численность населения в трудоспособном возрасте.

Эти факторы оказали  существенное влияние на численность  занятых, которая сократилась за последние десять лет с 928,5 тыс. человек  до 778,8 тыс. человек или на 16,1 процента.

За 2011 год численность высвобожденных с предприятий области по данным областного комитета государственной   статистики составила 6,3 тыс. человек или 1,3 процента к среднесписочной численности предприятий против 5,3 тыс. человек или 1,0 процента за 2010 год.

С 2010 года отмечается практически нулевое сальдо приема и выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях. За 2011 год принято на работу 129,9 тыс. человек, из них 4,2 процента - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 141,8 тыс. человек, из них 76,0 процента уволились по собственному желанию.

Продолжает иметь место  неполная занятость работающих, хотя в последние годы ее масштабы значительно сократились. Так, в течение 2011 года на ряде крупных и средних предприятий в режиме неполной занятости работали 29,9 тыс. человек. Общие масштабы вынужденной неполной занятости оценивались в 1,3 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 0,7 тыс. человек.

 Сопоставление динамики  ежегодно заявляемой работодателями  в органы службы занятости потребности в рабочей силе и данных о приеме новых работников позволяет оценить масштабы общего спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями Тульской области. В ведении службы занятости находятся до 50,2 процента всех имеющихся вакансий области.

На начало 2012 года число вакансий составляло 6,9 тыс. Наибольшее число вакантных мест заявлено от предприятий промышленной отрасли, строительной и ЖКХ. В условиях нормализации состояния экономики области и активизации кадровой перестройки спрос на рабочую силу будет увеличиваться.

Однако, дисбаланс между  спросом и предложением рабочей  силы сохранится. Прежде всего, это будет обусловлено различиями в профессионально-квалификационных потребностях работодателей и составе безработных. Трудности в поиске работы будут испытывать граждане, относящиеся к категории  особо нуждающихся: инвалиды, молодежь, военнослужащие запаса и др.

Экономический рост 1999-2011 годов привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по МОТ, с 92,5 тыс. человек в 1999 году до 50,3 в 2011 году, или с 11,6 до 6,0 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в службе занятости  на уровне 9,6 тыс. человек в 2010 году, или 1,16 процента экономически активного населения, и незначительному росту их в 2011, 2012 годах соответственно – 9,7 тыс. человек, или 1,2 процента. Таким образом, разрыв между общей и регистрируемой безработицей сокращается, что обуславливает снижение социального напряжения на рынке труда.

Сохраняется значительная дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы. Повышенный уровень  регистрируемой безработицы отмечается в сельскохозяйственных муниципальных образованиях: муниципальное образование «Каменский район» Тульской области, муниципальное образование «Тепло-Огаревский район Тульской области», муниципальное образование «Дубенский район» Тульской области. По состоянию на 01.04.2012 г. разрыв между максимальным (муниципальное образование «Каменский район» Тульской  области – 5,13 процента) и минимальным уровнями (муниципальное образование «г. Щекино и Щекинский район» Тульской области – 0,59 процента) составляет почти 9 раз.

На рынке труда области  наиболее острыми остаются следующие  проблемы: низкая зарплата по заявленным работодателями вакансиям, ограниченный спрос в приеме на работу молодежи, женщин с детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, бывших заключенных, усиливающаяся диспропорция в профессиональной структуре спроса и предложений рабочей силы.

Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия областной целевой программы. Ее разработка и реализация позволит скоординировать условия органов власти, работодателей и общественных организаций на осуществление комплекса мероприятий по содействию занятости населения области, особенно граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Областная целевая программа  «Содействие занятости населения  Тульской области на 2013-2015 годы» будет способствовать формированию организационно-финансового механизма реализации государственной политики занятости в регионе.

 

Список литературы

 

  1. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии. Учеб. пособие. - М.: Дело, 2012.-234 с.
  2. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное – Самара СГЭА, 2009.-246 с.
  3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А. Экономическая география России: уч.пособие для вузов.-М. Юнити, 2012.-527 с.
  4. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. -М.: Наука, 2011.-146 с.
  5. Изард У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. -М.,2010.-348 с.
  6. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник.-М. Финансы и статистика, 2010.-584 с.
  7. Кистанова В.В. Экономическая география России и стан ближнего зарубежья.-М. Высшая школа, 2011.-551 с.
  8. Колосовский Н.Н. Особенности миграции рабочей силы в современной России //Социальная политика-№2-2012-С.12-20
  9. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России: уч. для Вузов.-М: Дрофа, 2011.-672 с.
  10. Экономическая и социальная география России. Под ред. Смирнова В.В. - М.:Крон-Пресс, 2011.-348 с.
  11. Экономическая география России: Учебник /под общ. ред. акад. В.И.Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2012. – 533с. – (Высшее образование).

Информация о работе Миграционные потоки