Миграционные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.
Задачи контрольно-курсовой работы:
1. Изучить особенности миграционных потоков;
2. Выявить проблемы миграции Тульской области;
3. Рассмотреть программу о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.

Файлы: 1 файл

Демогр-миграция.doc

— 599.50 Кб (Скачать файл)

В ходе заседания также  были рассмотрены современная ситуация на рынке труда Тульской области и вытекающие из нее задачи по содействию занятости населения на 2013 год.

Так, с октября 2011 года и по настоящее время наблюдается изменение ситуации на рынке труда: одновременно с увеличением численности безработных граждан заметно снижение количества заявленных работодателями вакантных мест для трудоустройства граждан, а также снятие ранее поданных вакансий. Кроме того, растет численность сокращенных из организаций работников, увеличивается количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение. Одновременно с планируемыми процессами высвобождения работников, на предприятиях области с конца октября 2011 года принимаются решения об установлении неполной рабочей недели.

В связи с необходимостью принятия дополнительных организационных мер по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве в условиях, складывающихся на рынке труда, службой занятости населения Тульской области разработан и утвержден Комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда в условиях возможного массового высвобождения работников на 2013 год.

Особое значение приобретает  реализация мер, направленных на снятие угрозы роста безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих  мест и кадрового потенциала, создание новых рабочих мест в перспективных производствах. Наиболее важным аспектом должно стать оперативное комплектование созданных и сохраненных рабочих мест гражданами, подлежащими к высвобождению и высвобожденными. Кроме того, предусматривается организация работы по трудоустройству этих граждан на рабочие места, предполагаемые для привлечения иностранных работников.

В целях снижения напряженности  на рынке труда нашего региона  разработана и утверждена постановлением администрации Тульской области от 13 января 2012 г. № 4 (с изменениями, внесенными постановлением администрации Тульской области от 6 февраля 2012 г. № 36) Программа о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2012 году. 11 февраля текущего года в городе Брянске состоялось подписание Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тульской области, заключаемое Федеральной службой по труду и занятости с администрацией Тульской области.

Программа предусматривает  ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под риском увольнения, за счет: трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда. Поэтому в настоящее время всем муниципальным образованиям Тульской области необходимо обратить внимание на активизацию работы по участию в реализации данной Программы.

Общий объем финансирования Программы в 2013 году составит 625,7 млн. рублей, в том числе:

  • субсидия федерального бюджета – 594,4 млн. рублей;

  • средств бюджета Тульской области – 31,3 млн. рублей.

Реализация данной Программы  позволит обеспечить занятостью около 40,0 тыс. человек, в том числе:

  • после прохождения опережающего профессионального обучения – не менее 8,0 тыс. человек;

  • на 13,3 тыс. временных рабочих местах в рамках организации общественных, временных работ – 30,9 тыс. человек;

  • 600 выпускников на местах, выделенных для стажировок в целях приобретения опыта работы;

  • в сфере малого бизнеса и самозанятости – не менее 508 человек. [7, c.333]

На основании протокола  заседания Президиума Совета при  Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 18.12.2011 г. № 1 разработана и утверждена постановлением администрации Тульской области от 02.02.2012 г. № 34 программа создания рабочих мест, организации общественных работ в Тульской области в 2013 году, которой предусматривается создание 9,6 тыс. новых рабочих мест, из них за счет внедрения инвестиционных проектов - 4,4 тыс. рабочих мест. По организации общественных работ предусмотрено 5,5 тыс. рабочих мест. За счет субвенций федерального бюджета будет обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 4,7 тыс. граждан, состоящих на учете в службе занятости, в том числе 2,7 тыс. безработных граждан будут получать материальную поддержку.

Реализация всех этих мероприятий позволит создать условия  для эффективного регулирования ситуации на рынке труда Тульской области, снижения социальной напряженности в обществе посредством активизации целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы и сдержать уровень регистрируемой безработицы в Тульской области в пределах 1,3 процента.

По вопросу «Итоги работы службы занятости населения Тульской области в 2012 году и задачи на 2013 год» было принято соответствующее решение коллегии.

Информация о численности  экономически активного населения, занятых и общей численности  безработных получена по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), которые проводятся статистическими органами Российской Федерации с квартальной периодичностью, по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября.

Единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домохозяйств.

Обследование охватывает за квартал 0,063% от числа населения области  в возрасте 15-72 года, в расчете  на год 0,25%.

Обследование проводится на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.

Итоги, сформированные на основе четырех последовательных квартальных опросов (например, февраль, май, август, ноябрь 2011 г.), являются средними за соответствующий период - с февраля по ноябрь 2011 г. В этих данных в определенной степени устранено влияние сезонных колебаний.

Итоги обследования получены применительно  к месту проживания граждан.

Экономически активное население – лица, в возрасте 15 - 72 года которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников.

В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в  качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Безработные (применительно к стандартам Международной Организации труда) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

- не имели работы (доходного  занятия);

- занимались поиском работы, т.е.  обращались в государственную  или коммерческую службу занятости,  использовали или помещали объявления  в печати, непосредственно обращались  к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к  работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и готовы приступить к ней.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения – трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу, готовые приступить к ней.

Уровень экономической  активности населения – отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень занятости – отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень зарегистрированной безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения, рассчитанный в процентах.

Данные о среднегодовой  численности занятых в экономике формируются по основной работе один раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов на основе сведений полученных от организаций, материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти, досчетов численности занятых, не выявленных при проведении выборочного обследования населения по проблемам занятости.

Среднесписочная численность исчислена путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам и в дополнительных отпусках по уходу за ребенком, работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступившие в образовательные учреждения и находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов, в среднесписочную численность работников не включены.

Начальник службы занятости  населения Тульской области Ольга Хамешина отметила, что если до октября 2011 годы ощущалась нехватка рабочей силы, то сейчас происходит обратный процесс. В связи с этим, подчеркнула Ольга Хамешина, важно не допустить, чтобы иностранные рабочие заполняли рабочие места, которые могут быть востребованы российским гражданами.

Общий объем потребности  работодателей Тульской области  в привлечении иностранной рабочей силы в 2011 году составил 18,7 тысяч человек, фактически в 2011 году службой занятости населения было выдано заключений о целесообразности привлечений и полученных уведомлений от работодателей на 11,6 тысяч мигрантов.

Местами в общежитиях обеспечено менее половины от заявленной потребности на этот год, 17 процентам оплачена аренда жилья, 16 процентов не обеспечены жильем. Тогда как обеспеченность жильем является одним из важнейших составляющих при оформлении заявки. [3, c.89]

Таблица 4

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ  ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ПО ВИДАМ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [2, c.145]

(тысяч человек)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего в экономике

786.9

780.5

772.9

770.7

773.7

775.6

779.6

784.7

780.0

в том числе по видам  экономической деятельности:

                 

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

91.1

75.6

75.0

68.1

63.4

62.6

60.0

57.4

56.0

рыболовство, рыбоводство

0.4

0.4

0.5

0.3

0.7

0.4

0.4

0.4

0.4

добыча полезных ископаемых

8.5

6.0

5.5

4.2

3.1

2.8

3.9

3.8

3.8

обрабатывающие производства

191.3

189.6

185.0

175.2

164.3

166.7

163.9

164.5

163.7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

25.7

27.0

25.2

23.6

23.7

24.4

24.9

24.3

24.3

строительство

39.9

36.1

34.7

34.6

36.5

38.6

41.9

44.0

43.0

оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

145.3

160.5

157.1

173.2

185.6

184.8

184.8

178.9

178.2

гостиницы и рестораны

8.0

7.5

7.3

7.8

7.6

8.4

8.6

8.9

9.0

транспорт и связь

48.8

49.1

47.1

47.7

47.0

49.7

50.4

50.8

50.6

финансовая деятельность

5.9

5.8

6.5

6.6

7.1

8.2

8.5

9.3

9.3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

43.5

45.0

45.7

45.3

50.0

43.8

44.2

51.8

51.6

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

38.1

37.9

39.6

40.3

38.8

40.0

40.8

40.3

40.3

образование

58.9

57.9

59.8

58.5

60.2

60.8

60.4

60.7

60.5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

48.9

47.9

49.7

48.6

48.8

48.4

49.0

50.1

50.0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

32.6

34.2

34.2

36.7

36.9

36.0

37.9

39.4

39.3

Информация о работе Миграционные потоки