Международные экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Международные экономические организации — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Международные экономические организации - это система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях (подотраслях) народного хозяйства.

Содержание работы

1 Введение……………………………………………..……3
2 Сущность и предпосылки создания международных
экономических организаций……………………………..4
3 Этапы развития ………………………………………….10
4 Формы международных экономических организаций...12
5 Заключение………………………………………………..22
Список литературы……………………………………….24

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

    За время действия  соглашения о свободной торговлей  стороны в  умеренной степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка  на основании оговорок, допускающих временный отход  от  согласованного  графика либерализации.

    Заключение соглашения  о свободной торговле в сочетании  с присоединением к решениям  "Уругвайского   раунда"  поставило  со  всей  остротой  проблему повышения конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за   льготный  период (до полного создания зоны  свободной торговли)  страны  региона не  смогут расширить производство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в   мировой экономике они  сохранят  свое положение как поставщиков главным образом энерго-  и  металлоемких   изделий   с   невысоким   уровнем   обработки   и экологически вредных продуктов. В настоящее время  развитие  экспорта  стран Центральной Европы  сдерживается  не  столько  внешними  барьерами,  сколько

внутренними  трудностями,  которые  являются  результатом   перестройки   их экономики.

    Проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных товаров, изменения структуры экономики. Полное  использование  возможностей, предоставленных   соглашением,   тормозится    Соглашение    создало    лишь благоприятные торгово-экономические  условия  для  развития  экспорта  стран Центральной Европы, однако только  либерализация  внешнеэкономической  сферы оказалась  недостаточной  для  решения  внутренними  трудностями,   значение которых в последнее время возросло.

 

 

3 Этапы развития

 

    В своем развитии интернационализация  хозяйственной  жизни  прошла  ряд этапов. Первоначально она затрагивала  сферу  обращения  и  была связана с возникновением  международной  торговли,  превращением  ее  в  мировую.  Это период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.

    В  конце  XIX  в.  набирает  силу  международное   движение   капиталов,

выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО.  Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами —  это важная и  реальная  предпосылка  перемещения  центра  тяжести  МЭО  в  сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее  знаменует переход  к  качественно  новому  этапу  мирохозяйственных  отношений,   т.е. международной экономической интеграции.

   Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение  их в   единый   воспроизводственный   процесс.   Это   предполагает   известную территориальную,  экономическую,   структурную,   технологическую   близость стран—участниц  международной  интеграции  и   объясняет   ее   региональный характер. Хронологически интеграционный тип МЭИ начал складываться  после Второй мировой войны.

    Переходу к  интеграционному этапу мирохозяйственных  связей  предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и  качественными  показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли  —  экономической деятельности,   но   и   охватываемые   сферы,   степень   и    устойчивость взаимодействия национальных экономик.

   В современной  теории МЭИ различают  пять  ступеней  или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

. зона свободной торговли;

. таможенный союз;

. единый или общий  рынок;

. экономический союз;

. экономический и  валютный союз.

    Строго говоря, в настоящее время лишь одна  международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов —  ЕС.  Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока  прошли  в  своем  развитии первый  и  частично  второй  этапы.   Для   лучшего   понимания   необходимо рассмотреть особенности каждого  из  этапов  интеграционного  развития  МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

4 Формы международных экономических организаций

 

Европейский союз.

Современная  история  образования  и  развития   Европейского   союза   (ЕС)

начинается   с   1951   г.  В апреле   был,     подписан     договор    о

Европейском объединении угля и  стали (ЕОУС), в который вошли шесть  стран  — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего  рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее  возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же  страны  подписали  договоры  о создании  Европейского  экономического  сообщества  (ЕЭС)   и   Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны  с высоким  уровнем  развития,  что  во  многом  определило  высокие  темпы  их экономического  роста   на   протяжении   последующих   15   лет.   Развитие западноевропейской  интеграции  с  конца  50-х  гг.  до  настоящего  времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе  с  тем  цели  и

задачи,  поставленные  при  образовании  ЕЭС,   реализовывались  достаточно последовательно и успешно.

    Процесс  развития  западноевропейской  экономической   интеграции  можно условно подразделить на четыре этапа.

    Первый этап (конец 50-х  — середина 70-х гг.) считается  «золотым  веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался  досрочным созданием таможенного  союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка,  вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания  ЕЭС,  или,  как  его  часто  называли, «Общего рынка», были:

. постепенное  устранение  всех  ограничений  в  торговле  между  странами-

   участницами;

.  установление общего  таможенного тарифа в торговле  с третьими странами;

.  ликвидация    ограничений    для    свободного     передвижения  «людей,

   капиталов, услуг»;

. разработка и проведение  общей политики в области транспорта  и  сельского хозяйства;

.  создание валютного  союза;

. унификация налоговой  системы;

. сближение законодательства;

. разработка принципов  согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была  создана  комплексная  управленческая структура  —  Совет   министров   ЕЭС,   Комиссия   европейских   сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент. Своей первой целью  ЕЭС  поставило  решение  задачи  создания  общего  рынка товаров, капиталов, услуг и  рабочей  силы  стран-участниц.  Для  этого  был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В  рамках таможенного союза были:

.  ликвидированы торговые  ограничения во взаимной торговле  стран-участниц

.  установлен единый  таможенный тариф по отношению  к третьим странам;

. достигнута свобода  передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

. обеспечена  свободная   миграция  рабочей  силы  и   свобода  выбора  места

   жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в  форме  установления коллективного   протекционизма   с   помощью   компенсационных   сборов    и финансирования  через сельскохозяйственный  фонд.  Аграрная   политика   ЕС базируется на единой системе цен, которая  гарантирует  установление  единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов  стран  —  членов ЕС. Формирование общего  рынка  ускорило  процесс  превращения  рациональных монополий стран ЕЭС  в  транснациональные,  способствовало  проникновению  в

экономику стран-партнеров. Развитие  ЕЭС означало интенсивный  переход  стран —  участниц  Сообщества  от  замкнутых  национальных  хозяйств  к  экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

    Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,

что  удалось  принять  программу  европейского   валютного сотрудничества,

создать  механизм  внешнеполитических  консультаций.  Все  же проявившиеся негативные  тенденции  привели  в   этот   период   к серьезному   кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот  кризис  получил  название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг.  разрыв  в  уровнях  развития  между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981  г.  эта  тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой  страны  находилась на значительно более  низком  уровне  по  сравнению  с  другими  участниками Сообщества.

    Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего

расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению  ранее  существовавших  межстрановый  диспропорций.  На момент вступления  в  ЕС  душевой  доход  в  Португалии  составлял  примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых  странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в  ЕЭС  — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период  характеризуется  новыми импульсами в  развитии  западноевропейской  интеграции,  связанными,  прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

    В ЕЕА подтверждалась  общая цель стран — участниц  Сообщества —  создание Европейского союза — объединения, которое  представляет  собой  политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень  их экономического,  валютно-финансового,  гуманитарного  сотрудничества,  но  и согласование   внешней   политики,   включая    обеспечение    безопасности. Центральным положением ЕЕА  явилась  зафиксированная  в  нем  цель  создания единого экономического пространства, в котором разные  страны  —  члены  ЕЭС составляли бы хозяйственный  единый  организм.  С  принятием  ЕЕА  усилились

интеграционные процессы  стран  —  членов  Сообщества  в  области  микро-  и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального  развития, социальных отношений. В начале  90-х  гг.  страны  —  члены  ЕС  практически завершили  создание  основ  единого  рынка   и   вплотную   приблизились   к формированию валютно-экономического и политического союзов.

    Четвертый   этап  (середина  90-х  гг.  XX  в.  —  начало  XXI  в.).   В

соответствии с Единым Европейским Актом с 1  января  1993  г.  было введено свободное  передвижение  факторов  производства  внутри  границ  Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое  пространство, что  означало  вступление  ЕС  в  качественно   новый   этап   экономической интеграции. На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1  января  1994  г. ЕЭС  трансформировалось  в  Европейский  союз   с   числом   стран-участниц, возросшим до 15. В  рамках  ЕС  осуществляется  создание  полностью  единого внутреннего   рынка.   Провозглашены   цели   дальнейшего    интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии  единой  валюты  евро,   образование   единого   западноевропейского

пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15  государств-членов, Европейский союз является наряду с США и Японией одним  из  главных  в  мире производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата,  приходится 57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС  в мировой торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на  увеличение  числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный  с  учетом паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран  ЕС  17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно  весомых  социально-экономических  достижениях  ЕС,

его население составляет лишь 7% мирового. Поступательное развитие ЕС отнюдь  не  означает  отсутствия  противоречий  и трудностей у Союза.  Выше  уже  отмечались  межстрановое  и  внутристрановые диспропорции,  возникшие  в  результате  присоединения  новых   членов   ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления  единой

аграрной  политики,   единых   централизованных   цен   на   основные   виды

сельскохозяйственной  продукции.  Тревожит  идеологов  Евросоюза  и  падение конкурентоспособности   европейских   товаров   на международных   рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США  в  компьютеризации и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз  и  в  связи  со вступлением  в  него  новых  членов.  В  марте  1998  г.  начались  активные переговоры  с  группой  стран  —  претендентов  на  вступление  в   ЕС.   ЕС поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми  членами  ЕС  могут стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в  ее стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г.  вступило  в  силу  соглашение  о таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на  членство  в  ЕС,  за исключением Кипра и  Турции,  представляют  еще  только  реформирующийся  на

рыночный и демократический  лад  постсоциалистический  регион  Центральной  и Восточной Европы.  Переговорный  процесс  по  вступлению  новых  «восточных» членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным  и длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС  будут весьма высокими. На первых порах ЕС будет  ежегодно  на  эти  цели  выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000  г.  эта  сумма  удваивается.  В основном средства пойдут  на  модернизацию  отсталого  сельского  хозяйства, развитие транспорта, полную перестройку служб по  охране  окружающей  среды, на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей.  Теоретики западноевропейской интеграции под эгидой  ЕС  выдвинули  концепцию  развития экономической интеграции «на разных  скоростях»  и  «Европы  концентрических кругов».   Что   касается   концепции   «Европы   разных   скоростей»,    то интеграционные  процессы  в  Европе  движутся,  по  крайней  мере,  на  пяти скоростях. Самая быстрая  —  это  11  членов  валютного  союза.  Затем  идут Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом  этапе  воздержатся от введения евро. За ними следуют «пять плюс один»  самых  достойных  из  11 претендентов, последним из которых является Турция.

 

Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

    В последние  годы набирают силу   интеграционные  процессы  в  Восточной Азии.   На    протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует  Ассоциация стран  Юго-Восточной  Азии  (АСЕАН),  в  которую  входит  один  из   четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а  также  НИС  «новой  волны»  —  Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины.  Успех  взаимного  сотрудничества  в рамках  этой  группировки  тесно  связан  с  бурным   экономическим   ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их  развития, хорошо  налаженными  и  имеющими  давние  исторические  традиции   взаимными

Информация о работе Международные экономические организации