Международные экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Международные экономические организации — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Международные экономические организации - это система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях (подотраслях) народного хозяйства.

Содержание работы

1 Введение……………………………………………..……3
2 Сущность и предпосылки создания международных
экономических организаций……………………………..4
3 Этапы развития ………………………………………….10
4 Формы международных экономических организаций...12
5 Заключение………………………………………………..22
Список литературы……………………………………….24

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное   агентство    по  образованию

Ульяновский  государственный  технический  университет

 

Кафедра  экономической  теории  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: « Международные  экономические организации » 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил студент гр. Рд-31 :

                                                                                                             Сафиуллов И.Р.

                                                                                            Проверил преподаватель :                        

                                                                                                              Егорова С.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2006

 

Содержание

 

 

   1 Введение……………………………………………..……3

   2 Сущность и предпосылки создания международных

     экономических   организаций……………………………..4

   3  Этапы развития ………………………………………….10

   4  Формы международных экономических организаций...12

   5  Заключение………………………………………………..22   

       Список литературы……………………………………….24

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

   Международные экономические организации — характерная   особенность современного этапа развития мировой экономики. Международные экономические организации - это система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях (подотраслях) народного хозяйства. Они создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон - участниц. Примерами международной экономической организации являются ВТО, ОПЕК, ЕЭС, ОЭСР.

    Для сегодняшних международных  экономических  отношений  присущи  новые количественные    и    качественные    характеристики.    Основные     формы мирохозяйственных  связей,  международная  торговля,   движение   капиталов, миграция населения  и  трудовых  ресурсов,  транснациональная  деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в  мире  — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль  в  развитии современного общества.  Это  отражает возрастающее  значение  международной производственной   и   научно-технической специализации. Вместе  с тем это реальный фактор развития интеграционного типа  мирохозяйственных  отношений.

   Все это  предопределяет  и  сдвиги  в  географической,  страновой  структуре международной  торговли:  центр  тяжести  в  ней  перемещается  на  взаимные отношения между экономически развитыми странами  и  группами  стран  (60—70% мирового  товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников  с  более  или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

 

 

2 Сущность и  предпосылки создания международных

экономических  организаций

 

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов

миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному  перемещению такого важного фактора производства, как  труд.  В  этот  процесс  вовлечены десятки миллионов людей.  Диверсифицировались  регионы  приложения  ресурсов иммигрантов, их  качественный,  квалифицированный  состав. В свою  очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы,  снимая официальные границы и отменяя  многие  формальности.

В системе рыночных международных  экономических отношений  возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу — международной интеграции. Они формируются  как  на микроуровне  (предприятие,  фирма),  так  и  на  макроуровне   (государство,

регион,  группа  стран).  Очевидные  реальные  стимулы  для  предприятия   — увеличение    объема    продаж,    снижение     себестоимости     продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных  фаз  жизненного цикла товара.  Результативность  деятельности  на  микроуровне  в  условиях, когда масштабные, устойчивые  связи  между  субъектами  рынка,  определяющую часть  которых  представляют  предприятия   и   фирмы,   очень   связана   с преодолением негативных факторов международных экономических отношений — территориальной удаленности,  меньшей мобильности факторов производства  и  ресурсов,   национальных   барьеров, таможенных и валютных препятствий.

    Объективно  возникают два пути:

   • создание  и развитие транснациональных   фирм,  которые  позволят  обойти многие  трудности  (трансфертные  поставки,  цены,   благоприятные   условия воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);

   • межгосударственные  согласованные меры по целенаправленному  формированию мирохозяйственного рыночного  (экономического,  правового,  информационного, психологического и политического) пространства  в крупных регионах мира.

  Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете  переход  к  более  высокой, эффективной  и   перспективной   ступени   мирохозяйственных   отношений   — международной экономической интеграции.

    С экономических позиций объективный фактор хозяйственной  международной интеграции — обеспечение лучших  условий  применения  ограниченных  ресурсов (естественных и обретенных). Предпочтения  здесь не   заданы:  характер,  и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются.  Первоначально, после,  Второй мировой войны, толчком  для  интеграционного  развития  стала задача    объединения,    прежде     всего     производственных     ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.),  как  это было  при

создании общего рынка  в Западной  Европе.  Постепенно  ядром  международного интеграционного  развития  становится  технологическая  сфера.  В  последнее время   на    важное    место    выдвигается    информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом ЕС  (Европейского Сообщества, в настоящее  время — Европейского Союза).

    Можно  констатировать,  что  в   современных   условиях   международная

экономическая    интеграция    —    логический,    закономерный    результат

транснационализации микроэкономических и макроэкономических  процессов.  При этом  последняя  "встраивается"  в   рыночные   принципы   мирохозяйственных отношений.

    На современном  этапе происходят  глубокие  изменения   во  всей  системе

международных отношений. Существенной  их  чертой  становится  глобализация. Обществоведы по-разному трактуют суть этого явления. Согласие  преобладающей точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в  обществе  (экономическое, политическое,  юридическое,  социальное   и   т.д.)   нельзя   рассматривать ограниченно только  как  таковое.  Взаимосвязь  взаимозависимость  отдельных акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка  обратного  эффекта, всех последствий, как в близких,  так  и  в  более  отдаленных  сферах.  Это означает, что коммерческая трансакция  в  области  мирохозяйственных  связей неизбежна,  затрагивает  внутреннюю  экономику,   производство,   социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п.  При  этом  степень  такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект.  Из  такого  подхода вытекает,  что простая и даже

комплексная, но лишь экономическая оценка  данной  трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах.  Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и возможно,  окажется  нецелесообразным. Несколько иная,  ограничительная  трактовка  глобализации,  которая  кажется пока более или менее  приемлемой,  рассматривает  взаимовлияния  и  обратные эффекты только в пределах определенной сферы,  в  данном  случае  экономики, хотя  обязательна  во  всех  ее  секторах   (внутренняя,   внешняя,   НИОКР, внедрение,  производство,  обращение,  потребление).  Понятно,  что  процесс

глобализации даже в  таком понимании, а тем более в широком,  вносит  новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку  ее  роли  и  места  в  современном  мире. Глобализация и в узком смысле  понятия  —  это  не  однозначный  процесс.  В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется,  в  постепенном  втягивании  в эту  сферу  отдельных  их  видов:  внешней  торговли,  движения   капиталов, перемещения   трудовых   ресурсов   и    других    факторов    производства,

производственного,  научного,  технико-технологического,  инжинирингового  и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение всех  этих  блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то  же  время  МЭИ приобретает  основополагающее  значение  по  отношению  к   другим   сферам. Масштабное, устойчивое и  деловое  постоянное  международное  сотрудничество предопределяет  заинтересованное,  взаимовыгодное,   открытое   человеческое общение, усиливает  необходимость  преодоления  национальной  замкнутости  и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки  прозрачности  государственных границ,   особенно   в части   формально-'  бюрократических и фискальных процедур.  Настоятельной  потребностью   становится   формирование   единого экономического,   правового,   информационного   пространства для  свободной

и    эффективной    предпринимательской    деятельности    всех    субъектов

хозяйствования. Тем самым  имеются  все  основания   утверждать,   что МЭИ вполне вписывается  в  процесс  глобализации,  составляя  его  важное  ядро. Однако  МЭИ,  означающее  взаимоприспособление     национальных     экономик встраивание  их  в  единый  воспроизводственный   процесс,   не   может   не затрагивать  и  не  видоизменять  другие  сферы   международных   отношений: развивается  практика  межгосударственных  (многосторонних  и  двусторонних) соглашений, создаются надгосударственные структуры  и  органы  согласованной международной  системы  регулирования, применяются  специальные   механизмы инструменты.

    Изменяется  также  понимание  места   и  роли  МЭИ  при   расширительной

трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку  взаимовлияний и обратных эффектов всех сфер  общественной,  международной  жизни.  В  этом случае МЭИ становится действенным методом данного  процесса,  способствующим решению   вечной,   всемирно-исторической   задачи   —   возможно    полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.

    В  начале  90-х  годов  страны  Центральной   Европы  (Венгрия,  Польша,

Словакия  и  Чехия)  активно  включились  в  широко идущие  на  Европейском континенте процессы либерализации внешней торговли, используя для  этого,  в частности,  создание  зоны  свободной   торговли.   В   основе   проявленной инициативы  странами  Центральной  Европы   (ЦЕИ   —   Центральноевропейская инициатива,   в   дипломатической   практике   распространена    и    данная аббревиатура)  по  созданию  зоны  свободной  торговли  лежит  стремление  к включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в  целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.

    В декабре  1992 г. эти  четыре  страны  подписали  Центральноевропейское

соглашение о свободной  торговле  (СЕРТА  или,  как  указано  выше,  ЦЕИ),  к которому   с   января   1996   г.   присоединилась   Словения.    Соглашение

предусматривает создание зоны свободной торговли  промышленными  товарами  в течение ряда лет со  дня  их  принятия  путем  постепенной  взаимной  отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

    Соглашение  основано на упомянутом принципе Standstill,  когда партнеры

не могут в одностороннем  порядке повышать таможенные  пошлины  либо  вводить новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд  случаев, при  которых  стороны  могут  увеличить  ставки  таможенного  обложения  или применить  специальные  защитные  меры.  Условия,   срок   действия,   сфера распространения защитных мер, равно как и  максимальная  величина  пошлин  и темп их либерализации четко регулируются соглашением. Центральноевропейское соглашение  предусматривает  создание  зоны  свободной торговли за четыре  года.  Ускоренный  темп  снятия  тарифных  и  нетарифных барьеров в рамках CEFTA  направлен  на  постепенную  адаптацию  национальных производителей в странах "четверки" к  растущей  конкуренции  на  внутреннем рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня. Либерализация торговли  сельскохозяйственными  товарами  в  рамках  CEFTA  в результате существенных изменений первоначального соглашения,  вступивших  в

силу с 1 июля 1994г., носит более широкий характер.

    Страны Центральной  Европы  намерены  создать   зону  свободной  торговли сельскохозяйственной    продукцией    с    учетом    практики     реализации договоренностей в 1996г.

    Положительным  итогом выполнения соглашения  свободной торговле является стабильный и предсказуемый характер,  который  приобрела  торговая  политика стран  Центрально-европейского  региона.  Запрет  одностороннего   повышения таможенных  пошлин,  закреп  ленный  соглашением,  гарантирует  национальным производителям  и  иностранным  инвесторам,  использующим  импортное  сырье, материалы  и  комплектующие  изделия,  стабильные  условия  деятельности  на

национальных рынках централ внеевропейских стран.

    В результате  поэтапного снижения импортных  пошлин на основе  реализации соглашения о свободной  торговле  и договоренностей "Уругвайского  раунда" можно  ожидать  в  последующем  ускоренного  роста  импорта  этих  стран  по сравнению с экспортом, так как его либерализация  была  осуществлена  ранее. Это в свою  очередь может увеличить торговый  дефицит стран Центральной Европы с развитыми европейскими странами.

Информация о работе Международные экономические организации