Контрольная работа по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Общепринятым определением региональной политики в РФ является следующее: региональная политика - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Содержание работы

Задание 1. Дать определение понятия «региональная политика» и раскрыть
его сущность…………………………………………………….………………...3
Задание 2. Определить промышленную специализацию Дальневосточного
района и дать ее обоснование…………………………………………………..7
Задание 3. Реферат на тему «Экономический потенциал Западно-Сибирского
экономического района»………………………………………………………..15
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической географии Панфилова Е.В..docx

— 207.17 Кб (Скачать файл)

Составлена автором на основании данных источника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 991 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 4. (2 часа)

Тема: Специализация экономических районов РФ.

 

Задания:

1. Определить (рассчитать) специализацию экономических районов в промышленном производстве по формуле Ил = Р1 / Р0. (использовать таблицу «Отраслевая структура промышленности России и регионов»).

где: Ил – индекс локализации отрасли (степень концентрации производства);

   Р1 – удельный вес отрасли  района в хозяйстве страны;

   Р0 – удельный вес отрасли  промышленности в хозяйстве страны.

При условии Ил =1 или Ил >1, отрасль является специализирующей для района, а если Ил < 1, то отрасль не является специализирующей.

 

2.Дать обоснование сложившихся отраслей специализации экономических районов России (анализ по таблице «Отраслевая структура промышленности России и регионов»).

 

Рассчитать отрасли специализации для Волго-Вятского экономического района и дать их обоснование.

Для определения специализации экономического района применяется формула: Ил = Р1/Р0 .

Ил  - индекс локализации;

Р1 – удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве района;

Р0 - удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве страны.

Если  Ил  > 1 или = 1, то отрасль промышленности относится к отраслям специализации.

Если  Ил <  1, то отрасль промышленности относится к вспомогательным отраслям специализации.

Для расчетов используем приложение 1.

Рассчитаем для каждой отрасли промышленности индекс локализации (Ил).

Электроэнергетическая

1994г.  Ил = 11,8 / 13,5 = 0,87      Ил < 1

2000г.  Ил = 13,8 / 17,0 = 0,81     Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

 

Топливная

1994г.  Ил = 7,5 / 16,4 = 0,47     Ил  < 1

2000г.  Ил = 1,8 / 15,5 = 0,11    Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

Черная металлургия

1994г.  Ил = 3,7 / 9,1 = 0,40     Ил  < 1

2000г.  Ил = 3,1 / 7,7 = 0,40    Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

Цветная металлургия

1994г.  Ил = 0,5 / 6,5 = 0,07     Ил  < 1

2000г.  Ил = 0,8 / 7,6 = 0,10    Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

Строительных материалов

1994г.  Ил = 3,6 / 4,8 = 0,75      Ил < 1

2000г.  Ил = 3,5 / 3,8 = 0,92     Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

 

Пищевая

1994г.  Ил = 12,6 / 14,2 = 0,88      Ил < 1

2000г.  Ил = 14,3 / 15,5 = 0,92     Ил  < 1

Ил < 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является вспомогательной.

Химическая

1994г.  Ил = 10,1 / 7,5 = 1,34        Ил > 1

2000г.  Ил = 10,6 / 7,0 = 1,51       Ил > 1

Ил > 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является специализацией экономического района.

Машиностроение

1994г.  Ил = 35,0 / 17,9 = 1,95        Ил > 1

2000г.  Ил = 40,6 / 18,0 = 2,25       Ил > 1

Ил > 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является специализацией экономического района.

 

Лесная и деревообрабатывающая

1994г.  Ил = 7,1 / 5,1 = 1,39       Ил > 1

2000г.  Ил = 6,4 / 3,9 = 1,64      Ил > 1

Ил > 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является специализацией экономического района.

Легкая

1994г.  Ил = 3,3 / 2,5 = 1,32        Ил > 1

2000г.  Ил = 2,5 / 1,6 = 1,56       Ил > 1

Ил > 1

Следовательно, данная отрасль промышленность является специализацией экономического района.

              Таким образом специализацией  Волго-Вятского экономического района  являются четыре отрасли:

1.      химическая;

2.      машиностроение;

3.      лесная;

4.      легкая.

 

 

 

 

Обоснование специализаций Волго-Вятского района.

Волго-Вятский экономический район Состав района: (5 субъектов федерации) — Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская обл Кировская обл. Площадь — 265,4 тыс. км2, население — 8,2 млн чел. (5,5 % от РФ). Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с 5-ю другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог.[3]

Волго-Вятский экономический район имеет разнообразную обрабатывающую промышленность, возникшую на привозном сырье и собственных природных ресурсах, главным образом лесных. Экономико-географическое положение на Волге между Центральным, Уральским и Поволжским районами благоприятно сказывается на развитии его производственных сил. Во многих отношениях он переходный между этими сопредельными районами и ему свойственны отдельные их черты.

В конце ХIХ начало ХХ в.в. территория современного Волго-Вятского района в экономическом отношении была резко контрастной. С одной стороны – Нижний Новгород и его окружение с Сормовским судостроительным заводом, мельницами, лесопилками, канатными фабриками, знаменитой ярмаркой. С другой – аграрный, перенаселенный Юг и задержавшееся в развитии Заволжье, а также известное кустарными промыслами (кожевенные, деревообрабатывающие, металлические и др.) низовья реки Оки. С индустриализацией района, строительством новых железных и автомобильных дорог резкие территориальные различия в нем во многом сгладились, а разнородные ранее части были соединены в единое целое.

В настоящее время это индустриально-аграрный район. В нем представлены и трудоемкие, и наукоемкие отрасли машиностроения, обеспеченные квалифицированными кадрами и материалоемкие отрасли лесной промышленности. Сельское хозяйство здесь типичное для Нечерноземья. Для него характерна многоотраслевая структура при относительной большой доле молочно-мясного животноводства. Издавна этот край знаменит кустарными промыслами – хохломской росписью по дереву, металлическими изделиями Павлова и другими.

Машиностроительный комплекс формировавшийся в течение длительного времени, отличительно сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли: транспортное машиностроение (авто- и судостроение), электротехника и приборостроение.

Судостроение – одна из старейших и традиционных отраслей в районе. Его крупнейшее предприятие (в масштабе не только района, но и страны) "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, основан в середине ХIХ в. В настоящее время предприятие работает в полную силу. Например 30 сентября 2011 года Красном Сормово спущен на воду восьмой танкер «Механик Харитонов» для компании «В.Ф. Танкер» (проект 19614, строительный номер 04025).

Автомобилестроение возглавляет Горьковский автозавод (ГАЗ), построенный в 1932 г. Он выпускает грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности, легковые автомобили среднего класса "Волга" и микроавтобусы. На 2012 год конвейер ГАЗ вместе с Chrysler Group LLC (Крайслер) — американская автомобильная компания запущено производство новой модели ГАЗ Volga Siber.

Важные составные части машиностроительного комплекса района – электротехническая промышленность и приборостроение. Электротехника наиболее развита в Мордовии, Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный завод, Саранский завод "Электровыпрямитель" и электротехнические заводы ОАО "Лисма" в Рузаевке и Ардатовском районе. Здесь же расположены и заводы кабельных изделий. В Мордовии сформировалось мощное электроламповое производство (ОАО "Лисма" и "Саранский электроламповый завод"). Центрами приборостроения стали не только областные города, но и столицы республик, особенно Йошкар-Ола (завод "Электроавтоматика" и другие), а также Чебоксары (заводы электроизмерительных и электроисполнительных приборов и другие) и Саранск (ОАО "Саранский приборостроительный завод"). Промышленность средств связи представлена АО "Лайма" в Саранске.

Приборостроение и электронная промышленность размещены главным образом в крупнейших городах района: Нижнем Новгороде (радиопромышленность), Арзамасе, Правдинске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

Высокого уровня развития достигли станкостроение и инструментальное производство ("Зефс" в Нижнем Новгороде, "Красный инструментальщик" в Кирове, группа инструментальных заводов в Павлове и т.д.). В Нижегородской области и Мордовии развита медико-инструментальная отрасль. В районе производят также технологическое оборудование для химической (Дзержинск, Рузаевка) и пищевой (Нижний Новгород, Волжский) промышленности, дробильно–разномолочное оборудование (Выкса и другие). Новым в его специализации стало тракторостроение.

Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Частично его потребности удовлетворяет собственная металлургия, основу которой ранее составлял пирометаллургический цикл черных металлов, представляемый гнюольшими металлургическими заводами Нижнего Приочья и Омутненского края, работавшими на местных железных рудах и древесном угле.

Химический комплекс включает совокупность производств нефте-энерго-химического , экономико-географическое положение района, наличие значительных водных ресурсов, местное потребление химической продукции, особенно в машиностроении. Резинотехническое производство тесно связано с автостроением и представлено Кировским шинным заводом и предприятиями в Саранске и Чебоксарах. Саранск стал центром химико-фармацевтической отрасли (АООТ "Биохимик"). В Вурнарах (Чувашия) размещено производство ядохимикатов.

Горно-химический цикл "разорван" технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) формирует начальную стадию цикла, однако в пределах района их перерабатывают только на фосфоритную муку. Производство продуктов основной химии – минеральных удобрений, неорганических кислот, каустической соды развивается на привозном сырье (комбинат в Дзержинске).

Лесопромышленный комплекс – один из ведущих в структуре хозяйства района – базируется на собственных лесных ресурсах, имеет квалифицированные кадры. Его основа – лесо-энерго-химический цикл, представленный достаточно полно. Заготовка древесины достигла пика развития и в последние годы сокращается, что обусловлено не только перерубом расчетной лесосеки, но и необходимостью сохранения части сосновых массивов для сбора живицы. Заготовки леса ведут главным образом в Кировской (3/5) и Нижегородской (1/5) областях. Развито производство целлюлозы, бумаги, картона и разнообразных продуктов лесохимии. По выпуску бумаги район – третий в стране. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Кировский биохимический завод – одно из ведущих предприятий отрасли – выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно-дрожжевой завод в Волжске.

Легкая промышленность. Ее основные центры – Нижний Новгород, Киров, Чебоксары, Богородск, Слободской. Текстильно (кожевенно)-промышленный циклимеет в Волго-Вятском районе другую структуру, чем в Центральном: кожевенная промышленность здесь развита более, чем текстильная, кожевенно-обувное и овчинно-шубное производства связаны с давней специализацией сельского хозяйства и развитием в районе деревенских кожевенных промыслов. Сложились "2 гнезда" кожевенного производства: в Богородске вблизи Нижнего Новгорода и Киров-Слободском. В Кирове имеется крупный кожевенно-обувной комбинат. В Богородске, Кирове, Йошкар-Оле производят также искусственную кожу, часть которой используется в автомобильной промышленности.

Перспективы развития хозяйственного комплекса Волго-Вятского района во многом обусловлены инвестиционной привлекательностью, а именно:

- выгодами транспортно-географичесого положения района, позволяющими развивать перерабатывающие производства на привозных энергоресурсах и сырье и иметь емкий рынок сбыта продукции;

- дешевой квалифицированной рабочей  силой;

- наличием водных и лесных  ресурсов, позволяющих размещать  в районе водоемкие производства  и предприятия лесопромышленного  комплекса;

- исторически накопленным национальным  богатством и относительной диверсифицированностью экономики, характерной для территории старого освоения.

В то же время имеются факторы, сдерживающие экономическое развитие:

- исторически сформировавшийся  военно-промышленный комплекс, требующий  значительных затрат на его  конверсию и реструктуризацию;

- недостаточно развитая внутрирайонная  транспортная сеть, прежде всего  автодорожная;

- энергодефицитность района;

- низкий технический уровень  большинства предприятий;

- крайне неравномерно развитая  рыночная инфраструктура.

В долгосрочной перспективе необходимо развивать профильные для района отрасли хозяйства – автомобильные и судостроение (осуществлять дальнейшую модернизацию автозаводов, конверсию и коренную реконструкцию флагмана отрасли – завода "Красное Сормово"), электротехническую промышленность в Мордовии и Чувашии, химическую промышленность (дополнить химический комплекс производством фосфорных и сложных удобрений); лесопромышленный комплекс (увеличить лесопереработку и ввести активное лесовосстановление). Наряду с этим целесообразно наращивать производственные мощности электроэнергетики (расконсервировать и продолжить строительство АЭС), черной металлургии (создать новый или провести коренную реконструкцию одного из старых металлургических заводов), интенсифицировать сельское хозяйство для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии, продолжить транспортное строительство, формирование региональной рыночной инфраструктуры.

             


Информация о работе Контрольная работа по "Экономической географии"